Пиратить русских неэтично

Фразу для заголовка я нашел в интернете и, как человек медийный по натуре, не мог ей не воспользоваться — очень уж она, говоря модным языком, прикольна. Хотя сам считаю, что неэтично также пиратить американцев, болгар, венгров, голландцев, датчан — и так далее по алфавиту вплоть до японцев.

Фразу для заголовка я нашел в интернете и, как человек медийный по натуре, не мог ей не воспользоваться — очень уж она, говоря модным языком, прикольна. Хотя сам считаю, что неэтично также пиратить американцев, болгар, венгров, голландцев, датчан — и так далее по алфавиту вплоть до японцев.

Скажу сразу: речь пойдет не столько о глаголе «пиратить», сколько о явлении, им обозначаемом. Таков, собственно, основной принцип «Словаря модных слов». Это не утилитарный словарь-справочник, который составляется на основе других изданий и прочих источников. Это открытая литературно-публицистическая книга, которая пишется индивидуальным автором и отражает его позицию по самым разным вопросам. Можно сказать, что проект был начат в 1772 году, когда просветитель и сатирик Николай Иванович Новиков в своем журнале «Живописец» затеял «Опыт модного словаря щегольского наречия». Успел он поместить статьи о словах «ах!», «бесподобно», «беспримерно» и «болванчик».

Продолжаю традицию исторического однофамильца. И тоже в прессе. Постепенно составляется книга, которая растет и обновляется от издания к изданию. На переплете под названием имеется подзаголовок — «Языковая картина современности». Рисовать картину предстоит еще долго, пока живы автор и его великий соавтор, его «натурщик» — русский язык. Стараюсь писать просто и доступно. Единственное, что требуется от читателя, — хотя бы минимальное чувство юмора. На это рассчитывал в свое время и Николай Иванович. Он шутил над щеголихами, восклицающими то и дело «ах!», я пишу о тех, кто щеголяет новой разновидностью «аха» — «Я в шоке!».

Слово «пиратить» посоветовал мне включить в словарь писатель Александр Снегирев. Да, этот модный глагол ни обойти, ни объехать. Возник он под влиянием английского «pirate» (произносится «пайрэт»). Есть германизированный вариант «пиратировать» (по аналогии с «piratieren»), от него производятся причастия (например: «Борис Акунин — самый пиратируемый автор российского интернета»). Но в личных формах торжествует «пиратить». «Я пирачу» (не «пиратирую») — отважно признаются в Сети наши многочисленные соотечественники.

Глагол «пиратствовать», связанный с деятельностью морских разбойников, — это теперь из совсем другой оперы. Сфера его употребления — исторические романы и остросюжетные блокбастеры. А в повседневной жизни одни люди постоянно пиратят других — без шума и драк, но беспощадно.

Судить о пиратстве в области кино, музыки и компьютерных игр не берусь: проблема слишком глобальная, с миллиардными цифрами. Наше дело маленькое, литературное. Будем разбираться с пиратством в мире букв.

Скопировать литературный текст и разместить его в Сети — простейшая операция. «Здесь вы можете бесплатно скачать» — читаю я в интернете о многих своих книгах, в том числе и о «Словаре модных слов». Что делать? Снегирев считает, что ничего не поделаешь. Против лома нет приема, и надобно покориться. Писателям надо постепенно отвыкать от книжных изданий и от гонораров. Писать бескорыстно, а на жизнь зарабатывать иным способом. Тем более что пиратство стало идеологией: партия пиратов возникла сначала в Швеции, а потом и до России волна докатилась.

Но возникает такой экономический аргумент: шведский бедняк может писать стихи и прозу без вознаграждения, поскольку у него имеется минимум социальных гарантий. В России же полный отказ от авторского права неминуемо уничтожит профессиональное писательское сословие. Прокормить себя литературным трудом смогут только производители массового чтива. Да, отечественных серьезных авторов пиратить неэтично, читающему сообществу стоит их хоть чуть-чуть поддержать. Ну, и культура пиратских перепечаток — это хоть святых выноси: ни редакторов там, ни корректоров.

Хотя бы из вежливости стоит спрашивать разрешения у авторов! Мы не куркули какие-нибудь: свою прибыль измеряем не столько в рублях, сколько в новых читателях. Интернет все-таки расширяет аудиторию. Мы можем поступиться материальной выгодой ради морального удовлетворения — только тогда давайте тексты согласовывать. Мою книгу «Высоцкий» (серия «Жизнь замечательных людей») в Сети тиражируют по первому изданию, а я ее трижды дорабатывал и пополнял. Где дать объявление: «Прошу пиратить седьмое издание 2013 года»?

И еще что-то внутри сопротивляется оправданию пиратства. Что такое? А, понял: это сидит во мне восьмая заповедь. «Не укради» — никогда не произносил этих слов, но жизнь прожил, абсолютно разделяя данное положение. А когда глагол «пиратить» («пиратировать») войдет в словарь синонимов, он неизбежно попадет в синонимический ряд, начинающийся глаголом «красть».

Автор — прозаик, критик, профессор МГУ

Источник: svpressa.ru

Добавить комментарий