Борис Жутовский: жизнь как один день

Борис Жутовский: жизнь как один день
Более 50 лет непрерывного творчества, порядка 300 портретов самых известных людей современной России, почти 2000 книжных иллюстраций, в прошлом — один из нашумевших в России и за рубежом «художественных» скандалов в Манеже… Это и многое другое — яркое, неповторимое, авангардное, самобытное вместилось в одну жизнь.

Более 50 лет непрерывного творчества, порядка 300 портретов самых известных людей современной России, почти 2000 книжных иллюстраций, в прошлом — один из нашумевших в России и за рубежом «художественных» скандалов в Манеже… Это и многое другое — яркое, неповторимое, авангардное, самобытное вместилось в одну жизнь.

Борис Жутовский: жизнь как один день

Сегодня его бы назвали обычным «неформалом». В середине 60-х он значился «тем самым абстракционистом». Громкое имя художнику сделал тогдашний генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. 1 декабря 1962 года он посетил выставку художников-авангардистов студии «Новая реальность» в Манеже, приуроченную к 30-летию московского отделения Союза художников СССР. Возмущению Хрущева не было предела. «Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! Есть у вас совесть?» — это только часть оскорбительных реплик, которые услышали тогда в свой адрес художники. Среди них был и начинающий творец Борис Жутовский. Его работы генсек и вовсе назвал «мазней». Сегодня этот эпизод сам художник вспоминает больше со смехом, чем с негодованием:

«Мы были наивные люди. Мы думали: вот он придет и все поставит на место. Причем самое смешное, что на это рассчитывали и наши противники. Они тоже считали, что он придет, нам по башке надает, и они опять будут командовать. Так и получилось».

Обиды молодой художник, на долгие годы лишенный после столь резкой критики профессионального будущего в СССР, тем не менее не затаил. «Они просто люди, да и время было такое. Я тоже его хорошо помню и понимаю», — неоднажды повторял в разных интервью Борис Жутовский:

«Мне в детстве не раз снился сон, как я сам подхожу к Сталину и все ему рассказываю. И как в школе меня обижают, и как за карточками надо стоять долго в очереди. Я ему все рассказывал, и этот сон повторялся несколько раз. Рабы мы были по своей психологии и своему наследию рабы, и от этого никуда не денешься».

позже Хрущев признался художнику, с которым у генсека сложились теплые, и даже дружеские отношения, что не собирался посещать ту пресловутую выставку. Оказалось, провозя его «ненароком» мимо Манежа московские функционеры уговорили зайти посмотреть на новое искусство, а проводя по выставке, кто-то тихо сказал: «Сталина на них нет!» Вот и вспылил на художников могильщик сталинизма, хотя злился, как утверждал сам Хрущев, он на свое ностальгирующее по репрессиям окружение.

Как бы то ни было, о непонятом в СССР авангардистском таланте узнали на Западе. С 1962 года, после нескольких лет отсутствия работы и вынужденных тайных подработок, началось шествие творчества Жутовского по самым разным странам мира — от Польши до США. Да и сегодня труды художника можно увидеть в частных и государственных галереях Франции, Германии, Великобритании, Испании, Канады…

Сорок лет назад Борис Жутовский начал создавать галерею современников под кратким и емким названием «Последние люди империи». Портреты объединяет то, что всех их персонажей художник не только знает лично и может о каждом из них рассказать длинную историю, но и считает выдающимися людьми своей эпохи. Первым, с кого началась серия, был поэт Борис Слуцкий. «Мы с женой отдыхали в Коктебеле, общались с поэтом Слуцким. Однажды он мне говорит: „Боба, почему вы не рисуете современников? Начните с меня!“ Я сделал три его портрета. Первый он счел похожим на африканский континент. Второй пригодился для собрания сочинений. Третий не понравился ни мне, ни ему. Потом Слуцкий попал в психиатрическую лечебницу, потом вышел из нее, потом умер. И в промежутке между выходом из больницы и смертью он оказался как две капли похож на себя нарисованного», — вспоминает художник.

С тех пор — Фазиль Искандер, Эрнст Неизвестный, Булат Окуджава, Никита Хрущев, Андрей Сахаров, Виктор Шкловский, Микаэль Таривердиев, Петр Капица, Альфред Шнитке и сотни других… Писать портреты известных современников Борис Жутовский продолжает и сейчас.

Ровно десять лет назад в свой день рождения Борис Жутовский написал: «Мне 70 лет. Я прожил к этому времени 25 550 дней, 1533000 часов, 91980000 минут: „Как один день“. Этим днем художник продолжает жить и сегодня. „Я работаю все время, безостановочно. Под старость, кроме работы, что еще делать?“, — удивляется мастер.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий