Скандал с Любимовым: Конец театра

Скандал с Любимовым: Конец театра
Скандал в Театре наТаганке оказался громким, поскольку разыгрался буквально намировой арене. Между тем оннеоткрыл ничего нового. Юрий Любимов озвучилто, что было ибез того известно: русский репертуарный театр, который является редким предметом национальной гордости, нуждается вреформе. Тосостояние, вкотором онсейчас прибывает, привело кпарадоксу: актер больше нехочет играть. Всмысле актер держится заместо втеатре, нонехочет выходить насцену.

Но попорядку.

Скандал в Театре наТаганке оказался громким, поскольку разыгрался буквально намировой арене. Между тем оннеоткрыл ничего нового. Юрий Любимов озвучилто, что было ибез того известно: русский репертуарный театр, который является редким предметом национальной гордости, нуждается вреформе. Тосостояние, вкотором онсейчас прибывает, привело кпарадоксу: актер больше нехочет играть. Всмысле актер держится заместо втеатре, нонехочет выходить насцену.

Но попорядку.

Скандал с Любимовым: Конец театра

История Театра наТаганке начиналась иможет закончиться одним итемже спектаклем. Онназывается Добрый человек изСезуана. 23апреля 1964 года дипломный спектакль Щукинского училища впостановке Любимова лег воснову нового театра. Добрый человек изСезуана это пьеса Брехта, которая говорит отом, что доброму человеку приходится время отвремени быть злым, потому что окружающие садятся нашею. Если имена Брехта иЛюбимова кому-то мало очем говорят, скажу, что Ларс фон Триер интерпретировал этот сюжет вДогвилле. Помните, как Николь Кидман расстреливает своего любимого? Примерно темже сейчас занимается Юрий Любимов. 93-летний режиссер, уходя изтеатра, вмеру оставшихся ему сил пытается если неуничтожить, топарализовать созданный имтеатр.

Виюне Театр наТаганке играл вГрадец Кралове врамках ежегодного Международного фестиваля театров Европейских регионов. Актеры, случайно узнав отом, что организаторы выдали театру гонорар, потребовали уЛюбимова отдать имэти деньги. Это произошло перед началом публичной репетиции, накоторую были допущены студенты, волонтеры ижурналисты. Деньги были актерам тотчасже выданы, ноЛюбимов счел поступок актеров шантажом, сказал, что актеры подорвали престиж страны иработать сними онбольше намерен.

Состояние, вкотором пребывает репертуарный театр, привело кпарадоксу: актер больше нехочет играть

15июня Любимов подал заявление обуходе вДепартамент культуры. 30июня заместитель мэра Москвы Людмила Швецова официально заявила, что год назад вподобной ситуации ейудалось повлиять нарешение Любимова ионзабрал заявление обуходе. Тогда Мэрия поддержала идею Любимова перевести театр наавтономную форму деятельности, однако трудовой коллектив проголосовал против. Теперь, после чешского скандала изаявления Любимова артисты выдвинули альтернативное предложение оставить Любимова надолжности худрука, нонайти нового директора. Валерий Золотухин ходил сэтим предложением кзампреду комитета Правительства Москвы покультуре Андрею Порватову. Порватов передал предложение Любимову, нотот ответил, что компромисса быть неможет.

Напрощание Любимов дал пресс-конференцию, накоторой рассказал, сколько раз онприводил вчувство нагастролях пьяного Золотухина, сравнил актеров склопами, которым удобно жить вдиване, имного разного. Более взвешенно инепереходя наличности Любимов накануне выступил насайте театра. Труппа Театра наТаганке, созданного мною, впоследнее время утратила интерес кигре насцене. Акогда этот интерес утрачивается, все начинает распадаться. Этот распад проявляется внебрежной сценической работе, опозданиях нарепетиции инаспектакли, вплоть донеявок, бесконечных отказах отролей, незнании текста, нежелании являться натренинги подвижению, хоровые занятия {…} Актеры стараются избежать занятости вспектаклях, быть как можно меньше задействованы врепертуаре. Ведь ихоклад, ихзаработок независит ниотколичества, ниоткачества сыгранных ими ролей. Вконце концов Любимов сформулировал парадокс, порожденный ошибками системы: актер нехочет выходить насцену.

Актеры вответ заявили, что Любимов очерняет ихипытается уничтожить театр, который сам породил. И, словно подтвержая ихслова, Любимов уволил 34работника, работавших заштатом поконтракту, имногие изних годами (прежде ихконтракты ежегодно автоматически продлевались). Парадоксальным образом, ратуя заперевод всей труппы наконтрактную систему, именно контрактников и покарал показав, что будет стеатром, если все пойдет так, как онхотелбы.

Можно былобы идальше обсуждать ситуацию наТаганке, еслибы она только Таганки икасалась. Носкандал наТаганке обострил лишь одну изпроблем, назревших неводном отдельно взятом театре, авцелом врепертуарном театре. (Оставим заскобками претензии Любимова ккДепартаменту культуры, чиновникам которого Любимов придумал название чурки-табуретки). Театр это бюджетное учреждение. Худрук идиректор назначаются втеатр сверху (городом, областью или министерством), сними заключаются контракты нанесколько лет. Они могут быть уволены влюбой момент. Аактер бюджетник, онберется вштат. Бюджетника невозможно уволить (вслучае увольнения онможет восстановиться посуду). Нодругого бюджетника (например, учителя) можно отправить напенсию, аактера нет. Старая шутка отом, что актера изтеатра неуходят оттуда выносят вперед ногами, подкреплена правовыми актами.

Вэтом году поМоскве прокатилась волна увольнений вруководстве театров. Директоры театров снимались без предупреждений иобъяснений (иначе пришлосьбы объяснять, что такой-то директор непредоставил какому-то чиновнику театр для левого мероприятия, или такой-то директор проявлял наивность ввопросах откатов).

Другая волна увольнений касалась худруков. Ихснимали после скандалов, инициированных именно труппой. Впрошлом сезоне одна группа актеров Вахтанговского театра носила вМинистерство кляузы наРимаса Туминаса, другая часть труппы писала вего поддержку, так что конфликт улаживал сам министр Авдеев. Туминас остался наместеи, непомня зла, дал главной кляузнице роль вспектакле, взявшем позже Золотую маску. Вэтом сезоне часть труппы Театра Маяковского выразила недоверие худруку Сергею Арцибашеву, атруппа Театра Станиславского требовала снять сдолжности Александра Галибина. Если смотреть наситуацию эмоционально, товслучае сАрцибашевым труппа была молодец, потому что еебунт привел кзамечательному результату: втеатр худруком пришел Миндаугас Карбаускис. Другое дело Театр Станиславского. Там наместо Галибина прислали Валерия Беляковича, иэто решение вызывает оторопь. Только вотте, кто поздравлял Карбаускиса сназначением, желали ему крепкого здоровья теперь оно ему очень понадобится.

Работоспособные перспективные режиссеры непридут втеатр нанынешних условиях. Мне много раз предлагали, нояотказывался, говорит режиссер Виктор Рыжаков. Ябы согласился, еслибы уменя была возможность формировать труппу. Нотакой возможности никто мне недаст, аразбираться сбалластом неочень-то хотелось.

Руководить театром пойдет только самоубийца вроде Юрия Бутусова. Вконце сезона он возглавил питерский Театр Ленсовета, но своим спектаклем Чайка вСатириконе успел расписаться втом, что театр это людоед. Если тычувствуешь, что обречен заниматься театром, тоневсели равно, какой театр тебя съест тот, вкотором тыставишь, или тот, которым руководишь?

Естьли альтернатива репертуарному театру? Есть, ноона либо еще только складывается, либо уже перестала быть таковой. Есть независимые театры. Ихмало Театр.док, Коляда-театр иеще десяток, они молодцы ноимеще только предстоит сложиться вальтернативу. Антреприза, которая двадцать лет назад могла стать альтернативой, оказалась внеравных условиях стеатром ивынуждена была свестись ккоммерции. Проектный театр, окотором грезили реформаторы, проиграл благодаря все томуже репертуарному театру: подавляющее большинство актеров состоит вштате какой-либо площадки инеможет отдать три месяца проекту. Иглавное, ктакому театру неготова публика. Проектный театр существует позакону сегодня, или больше никогда, арусский зритель предпочтет подождать, чтобы спектакль либо вырос исозрел, либо умер.

Итак, остается только репертуарный театр. Который как ипроектный илюбой другой театр может быть иплохим, ихорошим. Система может работать иэффективно, как это происходит, например, вПольше иГермании, инеэффективно, как чаще всего унас.

Один изсамых эффективных репертуарных театров встране Российский Молодежный. Его директор Владислав Любый считает, что репертуарный театр должен быть сохранен, воглаве театра должен быть худрук, носама система нуждается вреформе. Онназывает главные ошибки. Первая это отсутствие связи финансирования, тоесть выделения ресурсов, срезультатами. Нет поощрения зарезультат. Театр, который работает лучше других, нефинансируется лучше, чем театр, который работает хуже. Вторая системная ошибка: государство выступает поотношению ктеатру как ревнивый муж. Онприсматривает затем, чтобы утеатра небыло иных, кроме государства, партнера. Нам говорят: Идите нарынок, зарабатывайте. Нопривлекать партнера, инвестора при этом нельзя. Разрешены только спонсорские взносы или благотворительность. Государство поддерживает финансирование театра насанитарном минимуму, нонебольше. Нахорошую идею мывынуждены ходить спротянутой рукой.

Работоспособные перспективные режиссеры непридут втеатр нанынешних условиях

Трудовые отношения еще одна системная ошибка. Мынеможем расторгнуть контракт сактером, если оннепрогульщик или пьяница. Иглавное отсутствует взаимная ответственность работника инанимателя. Актер может прийти исказать: Я репетировал три месяца вспектакле, завтра премьера, нояухожу. Ичто мне делать? Сделаны декорации, проведены репетиции, сшиты костюмы, актер говорит: Я нашел себе другую работу, япошел. Унас однажды семь человек ушли вначале сезона зарежиссером Рощиным, мытри месяца занимались спасением репертуара. Незнаю, будетли вближайшее время государство иметь волю решить эти проблемы.

Итак, проблемы, окоторых говорит Любимов, нидля кого несекрет. Тогда покакой причине актеры Таганки вынесли сор изизбы? Очевидно, они пошли ва-банк, понимая, что Любимов величина, ичего доброго кего слову прислушаются, аего слово категорично: перевести актера наконтракт. Если бы выиграл Любимов, переведенный наконтракт актер оказался бы либо вего безраздельной власти, либо наулице. Если бы выиграла таганская вольница, актеры всей страны будут качать артиста Рыжикова.

Артист Иван Рыжиков это тот самый герой, который начешской сцене зачитал письмо Любимову оттрудового коллектива.

Источник: afisha.ru

Добавить комментарий