«Бригада: Наследник»Россия, реж. Денис Алексеев, в ролях: Иван Макаревич, Анна Попова, Александр Иншаков, Юрий Чурсин, Екатерина Гусева, Игорь Жижикин, Валерий Золотухин. Сайт фильмаДесять лет назад Саша Белый погиб в Черногории. Спасаясь от врагов, его жена и дети вынуждены были скитаться по углам, менять города и фамилии, отказаться от родного языка; наконец, они скромно обосновались в тихом Нью-Йорке. Пока однажды старший сын, Иван, не нашел в сейфе бумаги, из которых следовало, что папа оставил ему, помимо всяких заводов и фабрик, два гектара земли на Рублевке. Не долго думая, Ваня едет за своим; в Москве заряжают пистолеты. Киношное продолжение легендарного телесериала могло быть либо очень крутым, либо совершенно провальным. К сожалению, перед нами — второй вариант. Даже не середина — полный аут. Оригинальная «Бригада» полюбилась народу благодаря не сюжету (таких у нас немало), а воплощению: она была снята недрогнувшей рукой. Появившийся спустя десятилетие фильм выглядит по сравнению с ней как манная каша рядом с бифштексом: ни крови, не твердости, и на вкус — что-то совсем уж детское. Перечислять проколы бессмысленно: это полтора часа сплошных проколов. Ненужный и неэффектный пролог. Долгое и бессмысленное американское вступление. Необдуманное и неподготовленное возвращение на родину. Вялотекущие местные разборки. Малокалорийная и невпечатляющая концовка. Просто тупая любовная линия. Убойный продукт-плэйсмент: сетевой поисковик на запрос «Саша Белый» выдает не совсем то, что выдал бы на самом деле. Помянем также актерскую «игру» — неуверенную и неловкую. Выделить, правда, можно Юрия Чурсина в роли безжалостного убийцы — но и он в ответственный момент наклоняет голову совсем как Т-1000, словно нарочно низводя всю свою работу до уровня карикатуры. Но большинство вопросов вызывает главный герой: парню стукнуло 18, а он совершенно не знает современных «понятий»! С такой наследственностью — и такой тюфяк. Опаздывает на «миллионное» дело. Разыскивая девушку, стучится во все двери. Нервно дергается по пустякам, а во время перестрелки и вовсе прячется под машиной. И друзья у него — мда… Не то что у папы. Так что если это фильм о воспитании бойца, то он явно оборвался на полуслове. Потому — трепещите: «Наследник» по всем признакам обзаведется продолжением. Может, уж тогда… Впрочем, не верится. «Валите всех, на хрен», — как правильно сказал в ответственный момент герой Игоря Жижикина, устав разбираться в деталях. Комментарий редакцииСм. также:«Бригада: Наследник». Интервью с режиссером»«Джунгли» Россия, реж. Александр Войтинский, в ролях: Сергей Светлаков, Вера Брежнева, Александр Половцев, Александр Макогон, Михаил Ефремов. Сайт фильмаМолодые супруги переживают кризис трехлетней совместной жизни: он допоздна засиживается на работе, она скучает и ждет. Попыткой наладить отношения становится недельный отпуск в далекой стране — в джунглях, среди людоедов. Нужны ли дополнительные причины для фильма, в котором Вера Брежнева плещется в волнах в белоснежном купальнике? Думаю, нет — и на этом рецензию можно заканчивать. Чуть более развернутый комментарий будет, увы, уже не в пользу этой в меру любопытной, но в целом совершенно «никакой» картины. Налицо две принципиальные составляющие. Для начала это антураж: приятно, как-никак, в эти первые снежные дни напомнить себе о жарких странах со слонами и кокосами. Ну и потом — «семейный» сюжет, практически беспроигрышный. Ссорятся все, это неизбежно; посмотрим теперь, каково это, если ты — Светлаков, а она — Вера Брежнева. Как говорится в фильме, «семейная жизнь — это война, только война друг за друга, а не против». Вечные ценности, непреходящие истины. Но это — каркас, на который должно быть нанизано всё остальное. А ничего «остального» тут практически нет. Если убрать из кадра джунгли и медийных звезд, внутри ничего не останется — пусто. А кино все-таки — это не только декорации и актеры. По идее, должно быть что-то еще — и вот с этим у авторов фильма проблемы. Причем настолько сильные, что стоит только наступить утру, как тут же спускается вечер: заполнить длинный день попросту нечем. И это чувствуется, и это удручает. «Джунгли», быть может, и не самая плохая картина на свете, даже напротив — обычный такой «середнячок». Но это фильм на раз, посмотреть и забыть. Зря они не заставили Веру Брежневу ходить в купальнике постоянно. «Слова» (The Words) США, реж. Брайан Клагман, Ли Стернтал, в ролях: Брэдли Купер, Джереми Айронс, Зои Солдана, Деннис Куэйд, Оливия Уайлд. Сайт фильмаПопулярный писатель читает для собравшейся аудитории главы из своей книги. Она повествует о другом писателе, начинающем, который однажды поддается искушению и выдает чужую рукопись за свою. Наступает день — и его находит настоящий автор, который рассказывает уже свою — третью в этом фильме — историю. Только за последние месяцы — «В доме», «Руби Спаркс», «На дороге», «Поклонница», а еще «Синистер», «Семь психопатов» и «Рассказы»; приятно, что писатель возвращается в кино в качестве главного героя. Все-таки, он куда лучше какого-нибудь бандита или очередного полицейского. Творческая личность, человек, который умеет складывает буквы в слова, слова в предложения, а предложения — в целые книги! «Слова» в этом смысле даже перевыполняют план: здесь сразу три писателя. И их сюжетные линии переплетены не без изящества, если не сказать более. Начавшись вполне обыденно, вскоре фильм по-настоящему захватывает — маня и увлекая. И не только словами — интересно и чисто кинематографическое решение поставленной авторами задачи. Однако к большому, можно даже сказать — огромному сожалению, здорово полетевшие «Слова» не достигают в итоге тех выдающихся высот, что покорились «Руби Спаркс» и «В доме», ставшими блистательными образцами «писательского» жанра. И за взлетом следует плавное падение. Не катастрофическое, нет, но обидное — потому, что ты уже поверил героям и ждешь, что все три истории, из которых соткано единое полотно, к чему-то да приведут в итоге. И когда выясняется, что сюжет, изрядно поплутав, обрывается в тупике, разочарование даже больше, чем радость от хорошего кино, появившаяся было посередине сеанса. Печально, согласитесь, наблюдать, как занимательная придумка разваливается на части, собирать которые попросту некому. Так и думаешь: а ведь какой мог бы получиться фильм, если б его авторам хватило умения удержать всё действие на должном уровне!.. Впрочем, в любом случае, даже со всеми своими недочетами, это весьма и весьма интересная картина, лучше многих. Не идеальная, но довольно оригинальная. И как минимум заслуживающая внимания выпускников Литературного института. Которые про слова, слова, слова знают не понаслышке. «Влюбленные» (Belle du Seigneur) Франция-Люксембург-Германия-Бельгия-Швейцария-Великобритания, реж. Гленио Бондер, в ролях: Джонатан Риз Майерс, Наталья Водянова, Эд Стоппард, Марианна Фэйтфулл, Мария Бонневи. Сайт фильмаВ 1936-м году высокопоставленный молодой дипломат встречает на Женевском балу супругу одного из нижестоящих работников Лиги Наций. Вскоре они уже любовники. Между тем неподалеку, в Германии, набирает свою силу фашизм. Даже на общем фоне «Влюбленные» (не путать с «Возлюбленными», которые тоже идут сейчас в российском прокате) — случай из ряда вон, болезненно безнадежная картина. Казалось бы — первая большая роль Натальи Водяновой. Парень из «Матч пойнта». Соответствующая их красоте картинка. Волны, прибой — весь привычный антураж романтического фильма. А всё вместе — не пойми что. Вымученное действие, холодная, без «огонька» игра, плохо расставленные акценты, целый ряд недосказанностей и самым печальных образом упущенных возможностей. Линия мужа, например, обрывается вдруг, словно того и не было: однажды о нем просто забывают — и всё. Финальная часть, когда отношения влюбленных подвергаются сложным психологическим испытаниям, подана так, что становится тягостно и неловко. Весь политический окрас вообще сплошное неудобство. Героя беспокоит надвигающийся фашизм, но это беспокойство сродни оргазму: мазохист по природе, он предвкушает беду почти как удовольствие. Не сказать, правда, что обошлось совсем уж без удач — но касаются они даже не эпизодов, а каких-то мимолетных нюансов. Маловато для столь долгого, почти нескончаемого фильма. Оправдать всё это безобразие мог бы только тот трагический факт, что постановщик картины Гленио Бондер, фотограф, решивший дебютировать в кино, умер год назад, не успев закончить работу. Продюсеры, судя по всему, решили, что это освобождает их от необходимости доводить отснятый материал «до ума» — и были, мягко говоря, не правы. Фильм ведь — не памятник; в противном случае не имело бы резона брать за вход деньги. Комментарий редакцииСм. также:«Влюбленная» Наталья Водянова раскрыла причину своих слез»«Танец Дели» Россия, реж. Иван Вырыпаев, в ролях: Каролина Грушка, Игорь Гордин, Ксения Кутепова, Арина Маракулина, Инна Сухорецкая. Сайт фильмаКафельная стена, скамья — больница. У красивой танцовщицы, Кати, умирает мать — а она ничего не чувствует, больше переживая из-за того, что полюбила женатого, Андрея. В другой новелле (всего их семь) мать уже вдруг жива, зато умирает андреева жена. Потом еще умирает (или нет?) подруга семьи, с которой Катя то ли была, то ли не была знакома. Всё это — прекрасные темы для разговоров. В конце концов оказывается уже не важно, кто именно там умер — мы все умрем. Мысль нехитрая. Нехитрое и воплощение. Упомянутые скамья и кафельная стена — это все декорации, нарядная сумка — весь реквизит, одежда — в чем пришли, наверное. Зато есть выразительная музыка и «финальные» титры после каждого 10-15-минутного «фильма». Не за три, конечно, копейки, но явно за чрезвычайно малую сумму режиссер Иван Вырыпаев снял выдающийся (в определенном смысле) образец авторского кинематографа, в котором Автор понимает Кино как возможность высказаться — именно высказаться, словами. С одной стороны — молодец: и не потратился, и целых «семь» фильмов снял! С другой — найти бы теперь того, кто согласится это всё слушать (потому что смотреть-то тут не на что). Общий смысл каждого диалога — отношения, в первую очередь — между любимыми людьми, во вторую — обостренные неотменяемой смертью («Если бы вы поняли, что умрете, вы бы по-другому начали жить»). Постепенно появляется «глубина» — связанная с танцем, вынесенным в заголовок. Он, как говорят, великолепен — но источником вдохновения для него послужили человеческие страдания. «Ты делаешься счастливее, показывая чужое несчастье», — объясняет свое неприятие этого танца мать. Добавляя важное: «Жизнь несчастна сама по себе, а не по какой-либо причине». Ладно бы это — но неожиданно всплывает Освенцим. В порыве саморазоблачения герой яростно обвиняет себя в смерти еврейских детей, из которых потом сделали мыло (задумайтесь об этом, когда моете руки), и истово выкрикивает «Хайль Гитлер». Не перебор ли? Похоже, что все-таки перебор. Одно из «обвинений», высказываемое в адрес так и не показанного нам танца, заключается в том, что вместо подлинного сострадания он предлагает концепцию, в то время как подлинное сострадание никакой «концепции» не знает и знать не должно. В первую очередь эти же самые слова можно и следует адресовать самому Вырыпаеву, предыдущие киноработы которого — «Эйфория» и «Кислород» — также были больше концептуальны, нежели чувственны. Однако автор в нашей реакции заметным образом не нуждается, изящным образом «наезжая» на всех критиков разом: «Писать о танце и не уметь танцевать — это хорошо прожитая чужая жизнь». Мол, сделайте сперва что-то сами — а уж потом говорите. Позиция не нова и понятна. Только вот когда критик признается, что у него нет слов, чтобы написать критическую статью, это далеко не всегда комплимент — бывает ведь и так, что вместо слов остается только недоуменно развести руками.«Бригада: Наследник»Россия, реж. Денис Алексеев, в ролях: Иван Макаревич, Анна Попова, Александр Иншаков, Юрий Чурсин, Екатерина Гусева, Игорь Жижикин, Валерий Золотухин. Сайт фильмаДесять лет назад Саша Белый погиб в Черногории. Спасаясь от врагов, его жена и дети вынуждены были скитаться по углам, менять города и фамилии, отказаться от родного языка; наконец, они скромно обосновались в тихом Нью-Йорке. Пока однажды старший сын, Иван, не нашел в сейфе бумаги, из которых следовало, что папа оставил ему, помимо всяких заводов и фабрик, два гектара земли на Рублевке. Не долго думая, Ваня едет за своим; в Москве заряжают пистолеты. Киношное продолжение легендарного телесериала могло быть либо очень крутым, либо совершенно провальным. К сожалению, перед нами — второй вариант. Даже не середина — полный аут. Оригинальная «Бригада» полюбилась народу благодаря не сюжету (таких у нас немало), а воплощению: она была снята недрогнувшей рукой. Появившийся спустя десятилетие фильм выглядит по сравнению с ней как манная каша рядом с бифштексом: ни крови, не твердости, и на вкус — что-то совсем уж детское. Перечислять проколы бессмысленно: это полтора часа сплошных проколов. Ненужный и неэффектный пролог. Долгое и бессмысленное американское вступление. Необдуманное и неподготовленное возвращение на родину. Вялотекущие местные разборки. Малокалорийная и невпечатляющая концовка. Просто тупая любовная линия. Убойный продукт-плэйсмент: сетевой поисковик на запрос «Саша Белый» выдает не совсем то, что выдал бы на самом деле. Помянем также актерскую «игру» — неуверенную и неловкую. Выделить, правда, можно Юрия Чурсина в роли безжалостного убийцы — но и он в ответственный момент наклоняет голову совсем как Т-1000, словно нарочно низводя всю свою работу до уровня карикатуры. Но большинство вопросов вызывает главный герой: парню стукнуло 18, а он совершенно не знает современных «понятий»! С такой наследственностью — и такой тюфяк. Опаздывает на «миллионное» дело. Разыскивая девушку, стучится во все двери. Нервно дергается по пустякам, а во время перестрелки и вовсе прячется под машиной. И друзья у него — мда… Не то что у папы. Так что если это фильм о воспитании бойца, то он явно оборвался на полуслове. Потому — трепещите: «Наследник» по всем признакам обзаведется продолжением. Может, уж тогда… Впрочем, не верится. «Валите всех, на хрен», — как правильно сказал в ответственный момент герой Игоря Жижикина, устав разбираться в деталях. Комментарий редакцииСм. также:«Бригада: Наследник». Интервью с режиссером»«Джунгли» Россия, реж. Александр Войтинский, в ролях: Сергей Светлаков, Вера Брежнева, Александр Половцев, Александр Макогон, Михаил Ефремов. Сайт фильмаМолодые супруги переживают кризис трехлетней совместной жизни: он допоздна засиживается на работе, она скучает и ждет. Попыткой наладить отношения становится недельный отпуск в далекой стране — в джунглях, среди людоедов. Нужны ли дополнительные причины для фильма, в котором Вера Брежнева плещется в волнах в белоснежном купальнике? Думаю, нет — и на этом рецензию можно заканчивать. Чуть более развернутый комментарий будет, увы, уже не в пользу этой в меру любопытной, но в целом совершенно «никакой» картины. Налицо две принципиальные составляющие. Для начала это антураж: приятно, как-никак, в эти первые снежные дни напомнить себе о жарких странах со слонами и кокосами. Ну и потом — «семейный» сюжет, практически беспроигрышный. Ссорятся все, это неизбежно; посмотрим теперь, каково это, если ты — Светлаков, а она — Вера Брежнева. Как говорится в фильме, «семейная жизнь — это война, только война друг за друга, а не против». Вечные ценности, непреходящие истины. Но это — каркас, на который должно быть нанизано всё остальное. А ничего «остального» тут практически нет. Если убрать из кадра джунгли и медийных звезд, внутри ничего не останется — пусто. А кино все-таки — это не только декорации и актеры. По идее, должно быть что-то еще — и вот с этим у авторов фильма проблемы. Причем настолько сильные, что стоит только наступить утру, как тут же спускается вечер: заполнить длинный день попросту нечем. И это чувствуется, и это удручает. «Джунгли», быть может, и не самая плохая картина на свете, даже напротив — обычный такой «середнячок». Но это фильм на раз, посмотреть и забыть. Зря они не заставили Веру Брежневу ходить в купальнике постоянно. «Слова» (The Words) США, реж. Брайан Клагман, Ли Стернтал, в ролях: Брэдли Купер, Джереми Айронс, Зои Солдана, Деннис Куэйд, Оливия Уайлд. Сайт фильмаПопулярный писатель читает для собравшейся аудитории главы из своей книги. Она повествует о другом писателе, начинающем, который однажды поддается искушению и выдает чужую рукопись за свою. Наступает день — и его находит настоящий автор, который рассказывает уже свою — третью в этом фильме — историю. Только за последние месяцы — «В доме», «Руби Спаркс», «На дороге», «Поклонница», а еще «Синистер», «Семь психопатов» и «Рассказы»; приятно, что писатель возвращается в кино в качестве главного героя. Все-таки, он куда лучше какого-нибудь бандита или очередного полицейского. Творческая личность, человек, который умеет складывает буквы в слова, слова в предложения, а предложения — в целые книги! «Слова» в этом смысле даже перевыполняют план: здесь сразу три писателя. И их сюжетные линии переплетены не без изящества, если не сказать более. Начавшись вполне обыденно, вскоре фильм по-настоящему захватывает — маня и увлекая. И не только словами — интересно и чисто кинематографическое решение поставленной авторами задачи. Однако к большому, можно даже сказать — огромному сожалению, здорово полетевшие «Слова» не достигают в итоге тех выдающихся высот, что покорились «Руби Спаркс» и «В доме», ставшими блистательными образцами «писательского» жанра. И за взлетом следует плавное падение. Не катастрофическое, нет, но обидное — потому, что ты уже поверил героям и ждешь, что все три истории, из которых соткано единое полотно, к чему-то да приведут в итоге. И когда выясняется, что сюжет, изрядно поплутав, обрывается в тупике, разочарование даже больше, чем радость от хорошего кино, появившаяся было посередине сеанса. Печально, согласитесь, наблюдать, как занимательная придумка разваливается на части, собирать которые попросту некому. Так и думаешь: а ведь какой мог бы получиться фильм, если б его авторам хватило умения удержать всё действие на должном уровне!.. Впрочем, в любом случае, даже со всеми своими недочетами, это весьма и весьма интересная картина, лучше многих. Не идеальная, но довольно оригинальная. И как минимум заслуживающая внимания выпускников Литературного института. Которые про слова, слова, слова знают не понаслышке. «Влюбленные» (Belle du Seigneur) Франция-Люксембург-Германия-Бельгия-Швейцария-Великобритания, реж. Гленио Бондер, в ролях: Джонатан Риз Майерс, Наталья Водянова, Эд Стоппард, Марианна Фэйтфулл, Мария Бонневи. Сайт фильмаВ 1936-м году высокопоставленный молодой дипломат встречает на Женевском балу супругу одного из нижестоящих работников Лиги Наций. Вскоре они уже любовники. Между тем неподалеку, в Германии, набирает свою силу фашизм. Даже на общем фоне «Влюбленные» (не путать с «Возлюбленными», которые тоже идут сейчас в российском прокате) — случай из ряда вон, болезненно безнадежная картина. Казалось бы — первая большая роль Натальи Водяновой. Парень из «Матч пойнта». Соответствующая их красоте картинка. Волны, прибой — весь привычный антураж романтического фильма. А всё вместе — не пойми что. Вымученное действие, холодная, без «огонька» игра, плохо расставленные акценты, целый ряд недосказанностей и самым печальных образом упущенных возможностей. Линия мужа, например, обрывается вдруг, словно того и не было: однажды о нем просто забывают — и всё. Финальная часть, когда отношения влюбленных подвергаются сложным психологическим испытаниям, подана так, что становится тягостно и неловко. Весь политический окрас вообще сплошное неудобство. Героя беспокоит надвигающийся фашизм, но это беспокойство сродни оргазму: мазохист по природе, он предвкушает беду почти как удовольствие. Не сказать, правда, что обошлось совсем уж без удач — но касаются они даже не эпизодов, а каких-то мимолетных нюансов. Маловато для столь долгого, почти нескончаемого фильма. Оправдать всё это безобразие мог бы только тот трагический факт, что постановщик картины Гленио Бондер, фотограф, решивший дебютировать в кино, умер год назад, не успев закончить работу. Продюсеры, судя по всему, решили, что это освобождает их от необходимости доводить отснятый материал «до ума» — и были, мягко говоря, не правы. Фильм ведь — не памятник; в противном случае не имело бы резона брать за вход деньги. Комментарий редакцииСм. также:«Влюбленная» Наталья Водянова раскрыла причину своих слез»«Танец Дели» Россия, реж. Иван Вырыпаев, в ролях: Каролина Грушка, Игорь Гордин, Ксения Кутепова, Арина Маракулина, Инна Сухорецкая. Сайт фильмаКафельная стена, скамья — больница. У красивой танцовщицы, Кати, умирает мать — а она ничего не чувствует, больше переживая из-за того, что полюбила женатого, Андрея. В другой новелле (всего их семь) мать уже вдруг жива, зато умирает андреева жена. Потом еще умирает (или нет?) подруга семьи, с которой Катя то ли была, то ли не была знакома. Всё это — прекрасные темы для разговоров. В конце концов оказывается уже не важно, кто именно там умер — мы все умрем. Мысль нехитрая. Нехитрое и воплощение. Упомянутые скамья и кафельная стена — это все декорации, нарядная сумка — весь реквизит, одежда — в чем пришли, наверное. Зато есть выразительная музыка и «финальные» титры после каждого 10-15-минутного «фильма». Не за три, конечно, копейки, но явно за чрезвычайно малую сумму режиссер Иван Вырыпаев снял выдающийся (в определенном смысле) образец авторского кинематографа, в котором Автор понимает Кино как возможность высказаться — именно высказаться, словами. С одной стороны — молодец: и не потратился, и целых «семь» фильмов снял! С другой — найти бы теперь того, кто согласится это всё слушать (потому что смотреть-то тут не на что). Общий смысл каждого диалога — отношения, в первую очередь — между любимыми людьми, во вторую — обостренные неотменяемой смертью («Если бы вы поняли, что умрете, вы бы по-другому начали жить»). Постепенно появляется «глубина» — связанная с танцем, вынесенным в заголовок. Он, как говорят, великолепен — но источником вдохновения для него послужили человеческие страдания. «Ты делаешься счастливее, показывая чужое несчастье», — объясняет свое неприятие этого танца мать. Добавляя важное: «Жизнь несчастна сама по себе, а не по какой-либо причине». Ладно бы это — но неожиданно всплывает Освенцим. В порыве саморазоблачения герой яростно обвиняет себя в смерти еврейских детей, из которых потом сделали мыло (задумайтесь об этом, когда моете руки), и истово выкрикивает «Хайль Гитлер». Не перебор ли? Похоже, что все-таки перебор. Одно из «обвинений», высказываемое в адрес так и не показанного нам танца, заключается в том, что вместо подлинного сострадания он предлагает концепцию, в то время как подлинное сострадание никакой «концепции» не знает и знать не должно. В первую очередь эти же самые слова можно и следует адресовать самому Вырыпаеву, предыдущие киноработы которого — «Эйфория» и «Кислород» — также были больше концептуальны, нежели чувственны. Однако автор в нашей реакции заметным образом не нуждается, изящным образом «наезжая» на всех критиков разом: «Писать о танце и не уметь танцевать — это хорошо прожитая чужая жизнь». Мол, сделайте сперва что-то сами — а уж потом говорите. Позиция не нова и понятна. Только вот когда критик признается, что у него нет слов, чтобы написать критическую статью, это далеко не всегда комплимент — бывает ведь и так, что вместо слов остается только недоуменно развести руками.
«Бригада: Наследник»Россия, реж. Денис Алексеев, в ролях: Иван Макаревич, Анна Попова, Александр Иншаков, Юрий Чурсин, Екатерина Гусева, Игорь Жижикин, Валерий Золотухин. Сайт фильмаДесять лет назад Саша Белый погиб в Черногории. Спасаясь от врагов, его жена и дети вынуждены были скитаться по углам, менять города и фамилии, отказаться от родного языка; наконец, они скромно обосновались в тихом Нью-Йорке. Пока однажды старший сын, Иван, не нашел в сейфе бумаги, из которых следовало, что папа оставил ему, помимо всяких заводов и фабрик, два гектара земли на Рублевке. Не долго думая, Ваня едет за своим; в Москве заряжают пистолеты. Киношное продолжение легендарного телесериала могло быть либо очень крутым, либо совершенно провальным. К сожалению, перед нами — второй вариант. Даже не середина — полный аут. Оригинальная «Бригада» полюбилась народу благодаря не сюжету (таких у нас немало), а воплощению: она была снята недрогнувшей рукой. Появившийся спустя десятилетие фильм выглядит по сравнению с ней как манная каша рядом с бифштексом: ни крови, не твердости, и на вкус — что-то совсем уж детское. Перечислять проколы бессмысленно: это полтора часа сплошных проколов. Ненужный и неэффектный пролог. Долгое и бессмысленное американское вступление. Необдуманное и неподготовленное возвращение на родину. Вялотекущие местные разборки. Малокалорийная и невпечатляющая концовка. Просто тупая любовная линия. Убойный продукт-плэйсмент: сетевой поисковик на запрос «Саша Белый» выдает не совсем то, что выдал бы на самом деле. Помянем также актерскую «игру» — неуверенную и неловкую. Выделить, правда, можно Юрия Чурсина в роли безжалостного убийцы — но и он в ответственный момент наклоняет голову совсем как Т-1000, словно нарочно низводя всю свою работу до уровня карикатуры. Но большинство вопросов вызывает главный герой: парню стукнуло 18, а он совершенно не знает современных «понятий»! С такой наследственностью — и такой тюфяк. Опаздывает на «миллионное» дело. Разыскивая девушку, стучится во все двери. Нервно дергается по пустякам, а во время перестрелки и вовсе прячется под машиной. И друзья у него — мда… Не то что у папы. Так что если это фильм о воспитании бойца, то он явно оборвался на полуслове. Потому — трепещите: «Наследник» по всем признакам обзаведется продолжением. Может, уж тогда… Впрочем, не верится. «Валите всех, на хрен», — как правильно сказал в ответственный момент герой Игоря Жижикина, устав разбираться в деталях. Комментарий редакцииСм. также:«Бригада: Наследник». Интервью с режиссером»«Джунгли» Россия, реж. Александр Войтинский, в ролях: Сергей Светлаков, Вера Брежнева, Александр Половцев, Александр Макогон, Михаил Ефремов. Сайт фильмаМолодые супруги переживают кризис трехлетней совместной жизни: он допоздна засиживается на работе, она скучает и ждет. Попыткой наладить отношения становится недельный отпуск в далекой стране — в джунглях, среди людоедов. Нужны ли дополнительные причины для фильма, в котором Вера Брежнева плещется в волнах в белоснежном купальнике? Думаю, нет — и на этом рецензию можно заканчивать. Чуть более развернутый комментарий будет, увы, уже не в пользу этой в меру любопытной, но в целом совершенно «никакой» картины. Налицо две принципиальные составляющие. Для начала это антураж: приятно, как-никак, в эти первые снежные дни напомнить себе о жарких странах со слонами и кокосами. Ну и потом — «семейный» сюжет, практически беспроигрышный. Ссорятся все, это неизбежно; посмотрим теперь, каково это, если ты — Светлаков, а она — Вера Брежнева. Как говорится в фильме, «семейная жизнь — это война, только война друг за друга, а не против». Вечные ценности, непреходящие истины. Но это — каркас, на который должно быть нанизано всё остальное. А ничего «остального» тут практически нет. Если убрать из кадра джунгли и медийных звезд, внутри ничего не останется — пусто. А кино все-таки — это не только декорации и актеры. По идее, должно быть что-то еще — и вот с этим у авторов фильма проблемы. Причем настолько сильные, что стоит только наступить утру, как тут же спускается вечер: заполнить длинный день попросту нечем. И это чувствуется, и это удручает. «Джунгли», быть может, и не самая плохая картина на свете, даже напротив — обычный такой «середнячок». Но это фильм на раз, посмотреть и забыть. Зря они не заставили Веру Брежневу ходить в купальнике постоянно. «Слова» (The Words) США, реж. Брайан Клагман, Ли Стернтал, в ролях: Брэдли Купер, Джереми Айронс, Зои Солдана, Деннис Куэйд, Оливия Уайлд. Сайт фильмаПопулярный писатель читает для собравшейся аудитории главы из своей книги. Она повествует о другом писателе, начинающем, который однажды поддается искушению и выдает чужую рукопись за свою. Наступает день — и его находит настоящий автор, который рассказывает уже свою — третью в этом фильме — историю. Только за последние месяцы — «В доме», «Руби Спаркс», «На дороге», «Поклонница», а еще «Синистер», «Семь психопатов» и «Рассказы»; приятно, что писатель возвращается в кино в качестве главного героя. Все-таки, он куда лучше какого-нибудь бандита или очередного полицейского. Творческая личность, человек, который умеет складывает буквы в слова, слова в предложения, а предложения — в целые книги! «Слова» в этом смысле даже перевыполняют план: здесь сразу три писателя. И их сюжетные линии переплетены не без изящества, если не сказать более. Начавшись вполне обыденно, вскоре фильм по-настоящему захватывает — маня и увлекая. И не только словами — интересно и чисто кинематографическое решение поставленной авторами задачи. Однако к большому, можно даже сказать — огромному сожалению, здорово полетевшие «Слова» не достигают в итоге тех выдающихся высот, что покорились «Руби Спаркс» и «В доме», ставшими блистательными образцами «писательского» жанра. И за взлетом следует плавное падение. Не катастрофическое, нет, но обидное — потому, что ты уже поверил героям и ждешь, что все три истории, из которых соткано единое полотно, к чему-то да приведут в итоге. И когда выясняется, что сюжет, изрядно поплутав, обрывается в тупике, разочарование даже больше, чем радость от хорошего кино, появившаяся было посередине сеанса. Печально, согласитесь, наблюдать, как занимательная придумка разваливается на части, собирать которые попросту некому. Так и думаешь: а ведь какой мог бы получиться фильм, если б его авторам хватило умения удержать всё действие на должном уровне!.. Впрочем, в любом случае, даже со всеми своими недочетами, это весьма и весьма интересная картина, лучше многих. Не идеальная, но довольно оригинальная. И как минимум заслуживающая внимания выпускников Литературного института. Которые про слова, слова, слова знают не понаслышке. «Влюбленные» (Belle du Seigneur) Франция-Люксембург-Германия-Бельгия-Швейцария-Великобритания, реж. Гленио Бондер, в ролях: Джонатан Риз Майерс, Наталья Водянова, Эд Стоппард, Марианна Фэйтфулл, Мария Бонневи. Сайт фильмаВ 1936-м году высокопоставленный молодой дипломат встречает на Женевском балу супругу одного из нижестоящих работников Лиги Наций. Вскоре они уже любовники. Между тем неподалеку, в Германии, набирает свою силу фашизм. Даже на общем фоне «Влюбленные» (не путать с «Возлюбленными», которые тоже идут сейчас в российском прокате) — случай из ряда вон, болезненно безнадежная картина. Казалось бы — первая большая роль Натальи Водяновой. Парень из «Матч пойнта». Соответствующая их красоте картинка. Волны, прибой — весь привычный антураж романтического фильма. А всё вместе — не пойми что. Вымученное действие, холодная, без «огонька» игра, плохо расставленные акценты, целый ряд недосказанностей и самым печальных образом упущенных возможностей. Линия мужа, например, обрывается вдруг, словно того и не было: однажды о нем просто забывают — и всё. Финальная часть, когда отношения влюбленных подвергаются сложным психологическим испытаниям, подана так, что становится тягостно и неловко. Весь политический окрас вообще сплошное неудобство. Героя беспокоит надвигающийся фашизм, но это беспокойство сродни оргазму: мазохист по природе, он предвкушает беду почти как удовольствие. Не сказать, правда, что обошлось совсем уж без удач — но касаются они даже не эпизодов, а каких-то мимолетных нюансов. Маловато для столь долгого, почти нескончаемого фильма. Оправдать всё это безобразие мог бы только тот трагический факт, что постановщик картины Гленио Бондер, фотограф, решивший дебютировать в кино, умер год назад, не успев закончить работу. Продюсеры, судя по всему, решили, что это освобождает их от необходимости доводить отснятый материал «до ума» — и были, мягко говоря, не правы. Фильм ведь — не памятник; в противном случае не имело бы резона брать за вход деньги. Комментарий редакцииСм. также:«Влюбленная» Наталья Водянова раскрыла причину своих слез»«Танец Дели» Россия, реж. Иван Вырыпаев, в ролях: Каролина Грушка, Игорь Гордин, Ксения Кутепова, Арина Маракулина, Инна Сухорецкая. Сайт фильмаКафельная стена, скамья — больница. У красивой танцовщицы, Кати, умирает мать — а она ничего не чувствует, больше переживая из-за того, что полюбила женатого, Андрея. В другой новелле (всего их семь) мать уже вдруг жива, зато умирает андреева жена. Потом еще умирает (или нет?) подруга семьи, с которой Катя то ли была, то ли не была знакома. Всё это — прекрасные темы для разговоров. В конце концов оказывается уже не важно, кто именно там умер — мы все умрем. Мысль нехитрая. Нехитрое и воплощение. Упомянутые скамья и кафельная стена — это все декорации, нарядная сумка — весь реквизит, одежда — в чем пришли, наверное. Зато есть выразительная музыка и «финальные» титры после каждого 10-15-минутного «фильма». Не за три, конечно, копейки, но явно за чрезвычайно малую сумму режиссер Иван Вырыпаев снял выдающийся (в определенном смысле) образец авторского кинематографа, в котором Автор понимает Кино как возможность высказаться — именно высказаться, словами. С одной стороны — молодец: и не потратился, и целых «семь» фильмов снял! С другой — найти бы теперь того, кто согласится это всё слушать (потому что смотреть-то тут не на что). Общий смысл каждого диалога — отношения, в первую очередь — между любимыми людьми, во вторую — обостренные неотменяемой смертью («Если бы вы поняли, что умрете, вы бы по-другому начали жить»). Постепенно появляется «глубина» — связанная с танцем, вынесенным в заголовок. Он, как говорят, великолепен — но источником вдохновения для него послужили человеческие страдания. «Ты делаешься счастливее, показывая чужое несчастье», — объясняет свое неприятие этого танца мать. Добавляя важное: «Жизнь несчастна сама по себе, а не по какой-либо причине». Ладно бы это — но неожиданно всплывает Освенцим. В порыве саморазоблачения герой яростно обвиняет себя в смерти еврейских детей, из которых потом сделали мыло (задумайтесь об этом, когда моете руки), и истово выкрикивает «Хайль Гитлер». Не перебор ли? Похоже, что все-таки перебор. Одно из «обвинений», высказываемое в адрес так и не показанного нам танца, заключается в том, что вместо подлинного сострадания он предлагает концепцию, в то время как подлинное сострадание никакой «концепции» не знает и знать не должно. В первую очередь эти же самые слова можно и следует адресовать самому Вырыпаеву, предыдущие киноработы которого — «Эйфория» и «Кислород» — также были больше концептуальны, нежели чувственны. Однако автор в нашей реакции заметным образом не нуждается, изящным образом «наезжая» на всех критиков разом: «Писать о танце и не уметь танцевать — это хорошо прожитая чужая жизнь». Мол, сделайте сперва что-то сами — а уж потом говорите. Позиция не нова и понятна. Только вот когда критик признается, что у него нет слов, чтобы написать критическую статью, это далеко не всегда комплимент — бывает ведь и так, что вместо слов остается только недоуменно развести руками.
Источник: ridus.ru