Бела Тарр: «Я жду учеников из России»

Бела Тарр: «Я жду учеников из России»
В 2011 году черно-белая, почти без слов, картина Белы Тарра «Туринская лошадь» получила Гран-при Берлинского кинофестиваля. В том же году этот фильм, который требует от зрителя большого напряжения, был показан в России на фестивале «Зеркало» имени Тарковского. Этой работой, как заявил венгерский классик, он поставил точку в своей кинематографической деятельности. В последнее время Тарр избегал крупных киносмотров, отказывался от работы в жюри. Однако приехал в Вологду на совсем молодой киносмотр, который проводится лишь в четвертый раз:
В 2011 году черно-белая, почти без слов, картина Белы Тарра «Туринская лошадь» получила Гран-при Берлинского кинофестиваля. В том же году этот фильм, который требует от зрителя большого напряжения, был показан в России на фестивале «Зеркало» имени Тарковского. Этой работой, как заявил венгерский классик, он поставил точку в своей кинематографической деятельности. В последнее время Тарр избегал крупных киносмотров, отказывался от работы в жюри. Однако приехал в Вологду на совсем молодой киносмотр, который проводится лишь в четвертый раз:
Бела Тарр: «Я жду учеников из России»

В 2011 году черно-белая, почти без слов, к
«Для меня это что-то вроде поддержки. Сейчас в мире слушают в основном Берлин, Венецию, Канны. Но не слышат небольшие своеобразные фестивали, где главное — это зритель, где люди действительно любят кино. Поэтому для меня важно приезжать на такие фестивали, чтобы быть поддержкой для этих людей. Не забывайте, что делать фестиваль в провинции в десять раз сложнее, чем в Каннах. Я ценю работу команды фестиваля и могу сказать одно: я просто потрясен и очень благодарен им за этот труд».

Для режиссеров, чьи картины представлены в конкурсе, присутствие такого судьи, конечно, серьезный экзамен, ведь они еще новички в кино — по регламенту на фестиваль могут попасть лишь первые или вторые работы авторов. По каким же критериям оценивает фильмы режиссер, чье имя уже вписано в историю мирового кино?..

«Меня должно тронуть. Я предпочитаю, чтобы меня прямо ударило! Я хочу увидеть личность режиссера. Хочу увидеть, что у него есть свой язык и свой стиль. Хочу увидеть человека, который вкладывает тело, душу, эмоции, чтобы показать, что такое этот мир. И для меня важно, чтобы этот режиссер не судил людей. Никогда. Пусть он читает их, но очень мягко. И любит! Даже если они грязные, некрасивые и совсем опустившиеся».

Всему этому Бела Тарр учит молодое поколение кинематографистов. Они приезжают к нему со всего мира в балканский город Сараево — столицу Боснии и Герцеговины…

«Я сейчас занимаюсь большим проектом, который условно можно назвать „школой киномастерства“. Но это не совсем школа — это, скорее, лаборатория, куда приезжают 16 молодых кинематографистов, а иногда и заслуженные режиссеры. Все это находится в Сараево, проект по-настоящему международный: люди приезжают из Исландии, Мексики, Японии, США, Франции. И можно сказать, что Сараево отлично подходит для этого, потому что там все плавится, кипит, это такой плавильный котел — там даже религии между собой сплелись: мусульмане, католики, православные. Там соединены разные культуры».

А есть ли среди учеников россияне?.. Знаком ли режиссер с современным российским кино?.. Наконец, согласен ли с тем, что его называют одним из главных последователей Андрея Тарковского?

«К сожалению, русских нет. У меня много заявок со всего мира, но ни одной заявки из России! Но я все еще жду… Если говорить о новом русском кинематографе, я практически ничего о нем не знаю. Почему? Потому что в Европе очень мало релизов российских фильмов. Если и удается что-то посмотреть, то это на фестивале и, скорее, случайность. Если говорить об именах, можно назвать Сокурова, еще пару режиссеров, но моя проблема в том, что эти фильм меня не трогают. Для меня Россия — это очень большая страна, в которой огромное количество проблем, грехов, боли прошлого, но все фильмы немножко о другом… Как-то я не вижу настоящую Россию в новом кино. Насколько я знаю, в конце месяца будет проходить фестиваль во Вроцлаве, где покажут программу нового независимого российского кино. И я вам обещаю, что съезжу и посмотрю. И теперь вопрос о Тарковском. Не могу сказать, что я иду по его стопам. Попробую пояснить на примере. Тарковский был очень религиозным человеком. И в его фильме дождь, например, обязательно очищал человека, делал его лучше, а вот я другой: в моих фильмах, если идет дождь, то это грязь, то, что создает проблему, делает жизнь тяжелее. Я прагматик, я совсем не религиозный человек. Но должен сказать, что я очень люблю его фильмы, особенно „Андрея Рублева“. Когда мне было лет 15-16, я, кажется, раз десять его посмотрел. Я также очень люблю его фильм „Сталкер“, но есть у Тарковского и фильмы, которые не совсем по мне».

Отвечая на важный для многих вопрос о своем возвращении в большое кино, Бела Тарр заявил: «Можете быть уверены: больше камеру в руки не возьму».

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий