Промышленные здания Петербурга превращаются в лофт-пространства

Бизнес активно экспериментирует с новыми форматами общественных пространств. Стандартный набор развлечений — кинотеатр, ресторан, детская площадка, парк аттракционов, уже представляется недостаточным.

Бизнес активно экспериментирует с новыми форматами общественных пространств. Стандартный набор развлечений — кинотеатр, ресторан, детская площадка, парк аттракционов, уже представляется недостаточным.

В качестве востребованного направления явно обозначился edutainment, то есть развлечения с уклоном в образование. Наличие подобного спроса привело к появлению новых лофт-проектов, совмещающих выставочные и креа­тивные пространства. Еще одним трендом стало активное развитие детских тематических комплексов и «умных» спортивных клубов.

В последнее время у авторов творческих концепций появилась финансовая возможность для воплощения интересных проектов, а у потребителя — возможность тратить деньги не только на товары и услуги первой необходимости. Импульс для развития придал процесс редевелопмента промышленных площадок, которые оказались благоприятной средой для развития креативных пространств. В большинстве случаев говорить о коммерческой эффективности таких проектов не приходится: сроки их окупаемости растянуты во времени. «Зачастую период существования проекта оказывается очень коротким», — отмечает Ольга Земцова, руководитель отдела консалтинга ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate. В то же время для коммерческих объектов наличие креативной концепции может стать дополнительным преимуществом, которое привлечет определенный сегмент клиентов, считает она.

Тенденция к выделению «умного» сегмента связана с продолжающейся стратификацией общества (делением на социальные слои) и формированием среднего класса. Открывшиеся в городе места так или иначе нацелены на привлечение этой аудитории, считает Марина Смирнова, старший вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels. «Средний класс в современном понятии — это люди, получившие хорошее образование, знающие иностранные языки, путешествующие и имеющие соответствующий достаток. Это так называемые „новые“ деньги — понятие, подчеркивающее разницу между поколением, сделавшим деньги в начале 90-х, и современными бизнесменами и топами», — говорит она.

Труба зовет

На заводах, которых в центре Петербурга осталось немало, теперь не вытачивают детали, а рассматривают арт-объекты. «Успешный опыт лофт-проекта „Этажи“, где все арендопригодные площади сданы по ставке выше, чем в соседних бизнес-центрах, вдохновил девелоперов. Все чаще на базе промышленных объектов возникают лофты, включающие выставочные и культурные пространства», говорит Ольга Земцова.

Заметив такой интерес, в начале июня комитет по инвестициям и стратегическим проектам Петербурга даже объявил о подготовке программы развития креативного кластера, которую уже летом планируется вынести на утверждение городского правительства. Она подразумевает передачу бывших промышленных площадок в руки частных инвесторов для организации там мастерских, галерей, выставочных центров.

Обводный канал — центр арт-проектов

Своеобразным средоточием арт-проектов в последнее время являются набережные Обводного канала. Расположенные здесь промышленные объекты уже стали пристанищами для разных креативных пространств. Среди последних Rizzordi Art Foundation, арт-пространство «Ткачи», галерея Pr1me Art. Редевелопмент коснулся и территории завода «Композит»: в двух газгольдерах бывшего Газового завода в сентябре 2011 года открылся мотоклуб «РокГараж».

Особенность выставочного центра «Ткачи» в его формальной универсальности: площадка позволяет проводить самые разные культурные и околокультурные мероприятия — концерты, показы, выставки. Ценовая политика здесь очень демократичная. Это касается и стоимости входа на выставки и на лекции. Кафе также не поражает чеком. По словам директора по развитию выставочного центра в креативном пространстве «Ткачи» Ксении Юрковой, так сделано для того, чтобы приобщать к культуре и искусству большую аудиторию. «Рынок развлечений не движется в сторону „умного“, просто „умное“ всегда заметнее, выделяется на фоне посредственного, поэтому неизбежно обращает на себя внимание. Но, наверное, некое переосмысление тоже происходит; когда удовлетворены базовые потребности, появляется потребность удовлетворять духовные», — отмечает Ксения Юркова.

Петроградские арт-мощности

На Петроградкой стороне тоже есть где развернуться креативу. На базе бывшего комплекса производственных зданий завода «Красное Знамя» в прошлом году была запущена первая очередь тематического мотоцентра, одним из арендаторов которого стал мотоклуб Werewolf MC. В составе проекта — шоу-румы товаров для активного и экстремального отдыха, мастерские, клубы, бары и выставочные залы.

На стадии поиска соинвестора находится еще один проект на территории завода «Красное Знамя». В здании силовой подстанции, построенной по проекту немецкого архитектора Эриха Мендельсона, планируется размес­тить музей современного искусства.

На территории еще одного бывшего промышленного предприятия, «Полиграфмаш» (на проспекте Медиков), тоже скоро будет весело. Основатель клубов «А2» и «Космонавт» Наталья Леушина откроет здесь концертную площадку на пять тысяч зрителей, которая сможет конкурировать с Ледовым дворцом и СК «Юбилейный». Помимо концертов предполагается устраивать выставки, кинопоказы, организовывать спортивные мероприятия.

Котельные и склады тоже при деле

Примеры активного освоения пустующих и ветшающих площадей, в том числе промышленных, можно найти и в центре города. Среди них стоит упомянуть удачное использование «складского» квартала у Московского вок­зала на Лиговском проспекте. За последние несколько лет здесь открылось немало клубов и кафешек преимущественно для хипстерской молодежи. А совсем недавно Михаил Голубев, известный как диджей Стронг и создатель ПАР.Spb, приспособил под культурный центр и танцевальный клуб Torque расположенные вблизи площади Восстания котельные позапрошлого века. Электронная музыка, видео-арт, изобразительное искусство, танец — все это теперь доступно подается c помощью новейших цифровых технологий в урбанистических интерьерах. По словам Михаила, программы, которые планируется проводить в Torque — лекции, спектакли, выставки, носят меценатский характер. «На фоне разнузданной буржуазности определенный пласт денег дал иллюзию самоокупаемости культурных программ, — считает он. — ­Такие проекты требуют системного подхода. Без поддерж­ки властей все это скоро затухнет».

Новая Голландия

Пожалуй, одним из самых известных новых креативных пространств является остров Новая Голландия. В 2011 году на открывшемся для гражданских посетителей острове побывало более 150 тыс. человек (за 2,5 месяца работы проекта). На ставшей уже мистической территории бывших военных складов теперь возможно посмотреть выставки, пообедать, позаниматься йогой, вырастить брюкву и просто поваляться на зеленом газоне. Многое на острове бесплатно — от входа до концертов и выставок. Платить нужно только за еду (чек в кафе — 250 руб. на человека). «Нам хотелось, чтобы это было классное место, где можно было бы провести весь день. Собственно, с таким прицелом мы планировали пространство и программу — от детских и спортивных занятий и мероприятий, до вкусной еды, концертов и выставок», — говорит ­Роксана Шатуновская, креативный директор проекта «Лето в Новой Голландии».

В хостел за знаниями и развлечениями

В бывших промышленных зданиях появляются не только креативные пространства, но и хостелы. Их владельцами все чаще становятся молодые предприниматели, осваивающие малый бизнес. Популярная тенденция — открытие хостелов в районах сосредоточения модных культурных мест в центре города, в шаговой доступности от достопримечательностей. Здесь не только спят, но и посещают лекции, мастер-классы, слушают музыку и просто весело выпивают.

Бывший особняк Стенбок-Ферморов на Английской набережной некогда занимал Отто фон Бисмарк, теперь здесь Helo Hostel. Гости приезжают сюда отдохнуть в приятной компании. По «барным» дням хостел шумит: концерты и вечеринки — профиль заведения. В остальные дни проходят модные показы, премьеры фильмов, фотосъемки. Это своего рода клуб или культурное пространство, в котором можно в ходить домашних тапочках. «Рынок гостиниц эконом-класса в туристическом сегменте Петербурга обширен, но, в основном, предлагает стандартный набор „кровать + завтрак“. Мы решили добавить к этой формуле еще несколько плюсов», — ­говорит Иван Федоренко, совладелец и креативный директор хостела.

В очень модном сегодня пространстве «Тайга», открышемся в прошлом году на Дворцовой набережной, тоже есть хостел. Но чаще сюда заглядывают, чтобы послушать лекцию, посетить мастер-класс или концерт. А по будням посетители «Тайги» заняты делом: работают в интернете, пьют кофе, иногда забредают в местные дизайнерские магазинчики и книжную лавку. «В целом наше пространство мультифункционально: в выходные оно превращается в концертную площадку (летняя программа обещает много интересного), в будние дни — это просто приятная терраса для спокойного времяпрепровождения, отдыха и работы», — ­говорит Марк Калинин, координатор «Тайги».

Дети: learn and play

Большой потенциал у детских тематических комплексов, работающих внутри торговых центров. Начиная с середины прошлого года, были открыты Детский город профессий «КидБург» в «Гранд Каньоне», город-парк «Мастерград» («Питерленд»), «Умникум» в ТРЦ «Галерея». Их основатели явно опирались на западный опыт, который советует именно «занимать» детей, пока родители ходят за покупками. «Создание детского комплекса внутри торгового центра может увеличить время пребывания посетителей в ТК. Это очень удобно для родителей, которые могут, отправляясь за покупками, оставить ребенка не просто играть, а чему-то научиться или что-то узнать, — говорит директор департамента консалтинга NAI Becar в Санкт-Петербурге Альбина Ямалетдинова. — Во-вторых, усиливается поток посетителей, в результате растет выручка пула арендаторов торговой направленности».

Сейчас «КидБург» дает детям возможность поиграть во взрослую жизнь, а родителям — понаблюдать за своими чадами в необычной обстановке, когда ребенку предоставлена полная свобода в принятии решений и 100%-ная ответственность за то, как сложится его жизнь в городе. Как показывает практика — «быть собой» интересно и тем, и другим.

«Высокий интерес со стороны потребителей провоцирует операторов досуга на создание нестандартных проектов, что меня, как родителя, не может не радовать, — ­говорит один из основателей „КидБурга“ Оксана Орлова. — Скорость восприятия и социальная активность людей растут, формируя новые потребности». Сейчас уже недостаточно просто развлечений, появляются услуги нового формата, совмещающего образование и игру, причем как для детей, так и для взрослых: edutainment = education + entertainment, говорит она.

О спорт! Ты — что?

Пространственное переосмысление касается и спортивных клубов. Просто плавать в бассейне или поднимать гантели уже неинтересно. В конце 2011 года на Крестовском острове открылся многофункциональный центр Sport Palace. Проект реализован владельцем сети вегетарианских кафе и ресторанов «Троицкий мост» Романом Курбатовым. Четырехэтажный комплекс общей площадью свыше 10000 м2 включает школу йоги, несколько теннисных кортов, в том числе с грунтовым покрытием и раздвижной крышей, гольф-симулятор, салон красоты, студию танцев, аквазону. В конце прошлого года в Петербурге появился и первый в истории бар для серферов. Райдеры обустроились в лучших традициях: два этажа, два танцпола, ручная авторская роспись, нон-стоп трансляции видео — все со вкусом моря.

Источник: rbcdaily.ru

Добавить комментарий