Российский борец вольного стиля, выступающий в весовой категории до 120 кг, 25-летний Билял Махов в интервью «Известиям» объяснил свою неудачу на прошедших Олимпийских играх в Лондоне тем, что непрофессионально подошел к турниру.
— Олимпиада позади, эмоции стихли. Часто вспоминаете об Играх?
Российский борец вольного стиля, выступающий в весовой категории до 120 кг, 25-летний Билял Махов в интервью «Известиям» объяснил свою неудачу на прошедших Олимпийских играх в Лондоне тем, что непрофессионально подошел к турниру.
— Олимпиада позади, эмоции стихли. Часто вспоминаете об Играх?
— Вспоминаю, когда вижу машину, которую бы дали за первое место (смеется). Если серьезно, то периодически задумываюсь. Проанализировав свое выступление, я сделал следующий вывод: главная причина, по которой Олимпиада сложилась для меня неудачно, кроется в том, что я слишком эмоционально и ответственно подошел к соревнованиям. Этого категорически не стоило делать! Следовало отдохнуть перед основным выступлением в сезоне и не напрягаться лишний раз для того, чтобы быть свежим. Я же усиленно тренировался — молодой парень, хотел выжать максимум — из-за этого подошел к Олимпиаде уставшим. Сказался еще и тот момент, что провел мало стартов перед Играми.
— В целом у мужской сборной России по вольной борьбе — одно золото, одно серебро и две бронзы. Это удачное выступление или нет?
— В принципе это неплохой результат. Но если брать заслуги отечественной борьбы целиком — это не то, на что мы рассчитывали и что от нас ждали. Каждый, из тех ребят, кто выступал на Играх, был способен выиграть золото. И на других турнирах мы побеждали всех тех соперников, которым проиграли в Лондоне. У нашей команды огромный потенциал. В этом плане есть определенное разочарование. Команда не смогла к Олимпиаде выйти на пик формы. В какой-то момент нас физически не хватило. Ну, не сложилось, значит, не судьба. Все-таки Олимпийские игры — соревнования другого плана, нежели чемпионат мира или Европы. Там может победить каждый.
— А что говорят тренеры об олимпийском турнире?
— Тренерский штаб поддерживает, подбадривает, говорит ничего страшного. Необходимо ставить новые цели, формировать новые задачи и не ломаться. Нужно учесть все ошибки и двигаться дальше. Я хочу довести до конца ту цель, к которой стремился, — выиграть золото Олимпийских игр.
— Значит, мы увидим вас в Рио-де-Жанейро?
— Обидно уходить из большого спорта без красивой росписи. Надо собраться, готовиться и отобраться на следующие Игры. В любом случае запоминают последнее выступление. Буду стараться делать все, что в моих силах.
— Вы сразу решили, что продолжите выступления после Олимпиады?
— Когда приехал домой, был очень расстроен и думал о том, что, может быть, не стоит продолжать выступления. Но потом отдохнул, отвлекся немного и понял, что не надо рубить с плеча и буду продолжать тренироваться.
— Многие связывают неудовлетворительное выступление сборной с уходом Джамболата Тедеева…
— Нельзя прямо сказать, что это связано с уходом Тедеева. Спортсмены — взрослые люди с многолетним опытом выступлений. Конечно, резкие перестановки перед Олимпиадой могли повлиять на внутреннее состояние команды. Когда начинается реорганизация тренерского состава, в любом случае новому руководителю команды необходим период адаптации.
— Какая задача стояла перед Олимпиадой?
— Рассчитывали как минимум на четыре золота. В крайнем случае — три.
— В Лондоне у вас свободное время было?
— Выдался один разгрузочный день, погуляли с ребятами. Многие и до этого бывали в Англии, так что ничего удивительного мы не увидели. Город мне очень понравился. Люди доброжелательные, не бросают дурные взгляды.
— С кем из команды вы общаетесь ближе всех?
— Дружу со всеми ребятами. Но больше всех с Абдусаламом Гадисовым, все-таки мы из одной сборной Дагестана. В трудную минуту всегда поддерживаем друг друга, делимся опытом.
— В детстве вы занимались музыкой. На каком инструменте играли?
— Да, было дело (улыбается). Играл на фортепиано. Честно сказать, давно забросил. Но сейчас, если меня посадить в комнату с инструментом и закрыть на два месяца, все вспомню. Занимался я года два-три и, конечно, большого уровня не достиг. Любил сыграть «Лунную сонату» Бетховена и этюды Моцарта.
— Вам часто приходится сгонять вес и сушиться. Не хочется бросать камень в ваш огород, но какое у вас любимое блюдо?
— После Олимпиады расслабился и позволил себе немного мучного. А так, люблю мясо покушать, хинкал. При моей предолимпийской диете это было роскошью.
— Олимпийский чемпион по греко-римской борьбе Роман Власов ушел в армию. Это может отразиться на его форме?
— Правда? Я немного абстрагировался от сборной после Игр. Я тоже служил, в спортроте. Любой профессиональный спортсмен умеет держать себя в форме. В конце концов он же не на отдых уехал. В национальной сборной такой же армейский режим, те же построения. Может быть, армия даже на пользу ему пойдет, отвлечется немного от постоянных сборов и соревнований.
— Недавно еще один сборник, Джамал Отарсултанов, совершил хадж. Вы тоже проходили это в 2005 году. Насколько важна религия в вашей жизни, в жизни спортсмена?
— После того как я совершил хадж, в моей жизни начался духовный подъем. Я выиграл три чемпионата России, три чемпионата мира и Европу. Теперь я не отвлекаюсь на многие вещи, которые мешали до этого. Стало легче морально. Легче переносятся жизненные неудачи. Вера не позволяет перейти личное пространство другого человека и как-то обидеть его. У нас многонациональная сборная, в которой много разных людей — от Якутии и до Северного Кавказа. Все мы разные. Религия развивает в тебе такие качества, которые позволяют находить общий язык и дружить, несмотря на то что борьба не командный вид спорта.
Источник: izvestia.ru