12 и 13 июля в Петербурге и в Москве выступает итальянский джазово-театрализированный дуэт Musica nuda. Знакомое слово не обманывает: название действительно переводится как «Голая музыка».
12 и 13 июля в Петербурге и в Москве выступает итальянский джазово-театрализированный дуэт Musica nuda. Знакомое слово не обманывает: название действительно переводится как «Голая музыка».
Середина лета в Москве выдалась с неожиданно итальянским акцентом: не успел уехать из России безбашенный бард-рокер Энрико Эзма (Enrico Esma), который ходил по Солянскому проезду, выкрикивая под гитару левацкие политические лозунги, как сюда приехал дуэт вокалистки Петры Магони (Petra Magoni) и контрабасиста Феруччо Спинетти (Ferruccio Spinetti) — не уступающие на свой лад в безбашенности рыжему туринцу.
По легенде, образовался их дуэт случайно: в 2002 году, перед самыми гастролями Петры заболел гитарист, и она решилась на отчаянный шаг — отправилась на гастроли с контрабасом, исполняя каверы известных песен в сверхминималистической аранжировке.
Хиты, спетые и, главное, разыгранные подвижной перчинкой-итальянкой со звонким голосом и «раздетые» до ритмической и мелодической основы невозмутимым контрабасистом, чрезвычайно понравились публике — так что разовая авантюра стала основным проектом двух профессиональных музыкантов, породившим целую дискографию — не только каверов, но и сочинений, написанных специально для них — и регулярные турне. В России музыканты-«нудисты» не в первый раз: но на сей раз они доберутся не только до Питера, как в феврале 2010 года, но и до Москвы. А перед этим они ответили на вопросы «Звуков»:
Звуки.Ru: — Название вашего дуэта «Голая музыка» подчеркивает его экстремальность. Но вообще-то дуэт женского голоса и струнного инструмента — вещь чрезвычайно распространенная; в чем разница, музыкальная и идеологическая, дуэта вокала и контрабаса и, скажем, вокала и гитары, или вокала и пианино?
Петра: — Музыкальная разница состоит в том, что контрабас играет гораздо меньше нот, чем гитара или пианино. Самое большее — 2-3 одновременно. И кроме того, звук у него очень тяжелый, то есть с точки зрения высоты тона очень далекий от диапазона высокого женского голоса, как у меня. Поэтому остается много пустого пространства, свободного от звука, откуда и взялось наше название «Голая музыка»: первоначально мы исполняли каверы знаменитых произведений, «снимая» все прочие инструменты. Гитара и пианино играют аккордами, в гармоническом смысле они несравненно богаче, а контрабас — инструмент, который обычно остается в тени и не демонстрирует всех своих возможностей. Так и Патти (Tuck e Patty), например — в каком-то смысле наши антиподы: он играет на гитаре, а она поет низким голосом. Мы как-то исполняли вместе несколько вещей на концерте, и вышло очень здорово, потому что мы не перекрывали, а дополняли друг друга.
Звуки.Ru: — На свои альбомы вы приглашаете «специальных гостей». А нет у вас идеи сделать с ними «живой» концерт, как поступает, например, Кronos Quartet?
Ферруччо: — Мы уже делали это. Musica Nuda 2 (2006) — это был двойной альбом, на первом мы CD были только мы с Петрой, а на втором играли вместе с разными музыкантами. И часто случалось, что во время наших гастролей по соседству оказывался кто-то из наших друзей-музыкантов, и мы приглашали их на сцену сыграть с нами тот или иной номер. Следующий CD, который скоро выйдет, весь состоит из авторских композиций, почти все они ранее не записывались, и мы решили сделать сами себе подарок на десятилетие нашей голой музыки — пригласили участвовать в проекте Даниеле Де Грегорио (Daniele De Gregorio), отличного музыканта и аранжировщика, который вот уже двадцать лет работает с Паоло Конте (Paolo Conte). Каждая новая песня будет сделана в иной аранжировке, предусматривающей разные составы, от трио до оркестра с 85-ю музыкантами. Надеемся, что с 2013 году сможем дать серию концертов «Musica Nuda+Orchestra», с тем же Де Грегорио в роли дирижера.
Звуки.Ru: — На меня произвела большое впечатление ваша версия классической песни Фабрицио де Андре Bocca di Rosa. У вас она превратилась прямо в какой-то «Полет шмеля»… А еще быстрее сыграть можете?
Петра: — Мы не пользуемся метрономом, так что скорость этой песни от концерта к концерту немного меняется. Конечно, это своего рода вызов, слушателя удивляет и поражает, что эта песня может быть исполнена в таком темпе. Но ведь эта песня о сплетнях и пересудах, которые могут так отравить жизнь, особенно в маленьком городке. Вот мы и решили это показать. (Героиня песни — любвеобильная девушка по прозвищу «Ротик розой», которой приходится покинуть город — и которую провожает на вокзале все мужское население, от генерала полиции до священника — МВ).
Звуки.Ru: — Обратимся к вашему русскому турне. Вы же не первый раз в Петербурге, верно? Как вам Питер? Есть какая-то разница между сценами, на которых вы выступаете?
Ферруччо: — Санкт-Петербург — это волшебный город. У него свое особенное очарование. Для нас было очень волнительно выступать в Эрмитажном театре и еще более волнительно в него вернуться всего через несколько дней. Каждый город, каждая страна дарит что-то тому, кто в нее приезжает. Мы очень рады что впервые будем играть в Москве, мы здесь ни разу до сих пор не были, ни с гастролями, ни как туристы.
Звуки.Ru: -Как составлена программа? Вы сосредоточитесь на своих авторских номерах, или представите каверы классических вещей, которые так любит публика?
Ферруччо: — Как всегда: будет смесь из оригинальных композиций, представленных на альбоме Complici, вышедшем в 2011 гоlу на Blue Note, и каверы: на английском, французском, и прежде всего на итальянском. Мы считаем, что нет нужды меня программу для каждого города, или страны. Песни, если это хорошие песни — универсальны, и могут впечатлить и доставить удовольствие вне зависимости от города или сцены, с которой исполняются.
6. Петра поет на итальянском, французском, английском… Не приготовили ли вы какой-нибудь сюрприз на русском? «Подмосковные вечера» или тот же самый «Полет шмеля»?
Петра: — Пока что нет. Но мы еще можем об этом подумать…
Musica Nuda
Санкт-Петербург, 12 июля, в рамках джазового фестиваля «Эрмитаж»,
13 июля, Москва, Театральный центр на Страстном, 21.00
Ссылки и информация: http://orgimprove.timepad.ru/event/22916
Источник: zvuki.ru