Богемный пикник в бывшем советском санатории

Богемный пикник в бывшем советском санатории
Картинам нужны зрители, потому стрит-арт любит стены домов в городах, но стрит-арту нужно много стен, потому стрит-арт ищет их повсюду. К северу от Берлина находится живописное озеро Грабовзее (Grabowsee), на его берегу стоит бывший советский военный санаторий, покинутый в 1994 году и с тех пор пустующий.

Картинам нужны зрители, потому стрит-арт любит стены домов в городах, но стрит-арту нужно много стен, потому стрит-арт ищет их повсюду. К северу от Берлина находится живописное озеро Грабовзее (Grabowsee), на его берегу стоит бывший советский военный санаторий, покинутый в 1994 году и с тех пор пустующий.

Богемный пикник в бывшем советском санатории

До Второй мировой войны тут находилась одна из крупнейших немецких туберкулезных лечебниц: воздух чист, свеж и, как можно было убедиться на прошедшем уикенде, влажен. Территория заросла мелким, но плотным лесом, летают полчища комаров. Медленно бредущие по жирно-черным тропинкам полчища хипстеров шлепают себя по голым рукам и ногам и на разных европейских языках проклинают собственную забывчивость: как можно было отправиться в лес без спрея от комаров!

Настенная живопись

На территории бывшего советского санатория 6 и 7 августа 2011 года проходил «богемный пикник» под названием artbase2011. Более 90 художников разрисовали многочисленные стены нескольких домов, бараков и ангаров, причем снаружи и изнутри. Некоторые изображения достигали 6 — 8 метров в высоту. Применялись самые разные техники: от традиционного граффити разноцветным автолаком до разнообразных трафаретных техник, а также рисунков маркерами и краской. Много было и картинок, изготовленных дома, и просто наклеенных на стену.

Особенно шикарной показалась серия из огромных разноцветных рук. Мастер сначала выклеил рисунок липкой лентой, потом нанес один слой краски из спрея, потом оторвал липкую ленту. По виду похоже на трафарет, но это нечто совсем другое, да и не бывает трафаретов высотой в три метра.

Прямо при входе на территорию находится длинное одноэтажное здание, крайне просто внутри устроенное: длинный коридор и комнаты направо и налево. Все, приходящие на пикник, сразу направляются сюда и тут же испытывают культурный шок. На улице светит солнце, а в комнатах полумрак из-за высокого леса вокруг. Электричества нет. Окна выбиты или выломаны, кое-где сохранившиеся обои висят клочьями, горы мусора собраны в кучи, сильный запах нитроэмали. Сыро. Каждая комната безжалостно разрисована, многие художники продолжали работу на глазах у зрителей.

Некоторые работы выглядят дико и по-дилетантски, но авторы большинства — явные профессионалы. В бывшей душевой комнате первого барака на стене изображен художник, печатающий через трафарет текст, текст тянется от его трафарета длинной зеленой лентой вбок: «Выбери карьеру, выбери жену, выбери большой телевизор, выбери холодильник, выбери виллу, выбери успех, выбери счастье, выбери жизнь».

Некоторые художники совсем молоды и эйфоричны, другие — вполне взрослы, они держатся независимо и самоуверенно, туристов не замечают. Художник, похожий на банковского клерка, разве что без галстука, стоя на алюминиевой лестнице, наносил на стену барака огромный рисунок. За работой следила бригада телевизионщиков. Куски трафарета лежали на земле: на плотном картоне весьма виртуозно было вырезано лицо мальчика. Когда работа была окончена, стал виден загадочно улыбающийся парень в белой майке, на которой красовалась надпись: «Я люблю смотреть, как вы разговариваете, я не слышу слов, поэтому я улыбаюсь».

Монстров, волосатых зверей, смешных фигурок, шизофренических рук-ног-глаз, а также портретов Эми Уайнхаус хватало, разумеется, тоже.

Руины

В программе трехдневного фестиваля были объявлены экскурсии по зданиям санатория, для художественной обработки были отданы далеко не все помещения. Публика послушно ждала начала экскурсии, а потом самовольно прорвала ограждение и потекла на огороженную территорию.

Здания старого санатория находятся в катастрофическом состоянии, кое-где под содранными обоями виден слой наклеенных советских газет. Вот, к примеру, газета «Советская Россия» 1977 года. В большом актовом зале на сцене стоит корпус небольшого концертного рояля. Высоко над сценой — надпись белыми буквами на красном фоне «… к окончательной победе коммунизма!» Краска на стенах и полке вспучилась острыми клочьями.

Конечно, эти здания умерли, и их первоначальный облик вряд ли будет восстановлен, отремонтированные старые здания вопиюще не похожи на то, чем они когда-то являлись. Но никакого готического ужаса в них тоже не было, коридоры широки и залиты светом, потолки высоки, комнаты просторны. Большинство комнат квадратные, что нетипично для сегодняшней архитектуры, но было типично для зданий сто лет назад: квадратные пропорции комнаты считались самыми приятными для глаза и самыми комфортными для жизни.

Кое-где виднелись следы стрит-арта. На угол здания сгоревшей церкви наклеен бумажный рисунок, изображающий Марию с младенцем, который держит в руке айфон и отказывается молиться, потому что у него в мобильнике есть специальное приложение, делающее это лучше его.

Понятно, что это очередная веселая хипстерская шутка, но после прогулки по многоэтажным брошенным зданиям санатория стало ясно: самое интересное тут не граффити, а именно эти руины, череда заброшенных и пыльных коридоров, комнат, балконов, лестничных холлов. Молодая публика была явно ошарашена этим нетуристическим зрелищем, интернет полон фотографий руин, но внезапно оказаться самому в небольшом заброшенном городе — это сильное переживание.

Танцы

За санаторием находится озеро, оно производит такое же заброшенное и архаичное впечатление, как и санаторий. На его берегу гости фестиваля разбили палаточный городок. Безжалостно разрисованный сарай-кафе был так же безжалостно переполнен. Девушка, торговавшая сосисками, явно не справлялась с гигантской очередью.

В одном ангаре гремит регги, во втором — техно, в третьем играет причудливо наряженная и накрашенная инди-рок-группа. Внутри техно-ангара так много места, что устроена детская песочница, некоторым детям родители, знающие толк в техно, надели на головы огромные красные наушники, защищающие от шума. Под дырами в потолке на бетонном полу выросли интригующей формы пятна моха, трава и даже небольшие деревья — своего рода зеленые оазисы на бетоне…

Автор: Андрей Горохов Редактор: Дарья Брянцева

Источник: dw-world.de

Добавить комментарий