«Своим альбомом я протестую против притеснения цыган»

«Своим альбомом я протестую против притеснения цыган»
Самый популярный балаканский композитор выпустил новый альбом. Сразу после того как Champagne For Gypsies Горана Бреговича — этакий парад цыганской музыки с общественно значимым подтекстом — оказался в России, автору позвонил корреспондент «Известий».

— Судя по тому, что мы знаем об альбоме, его концепция изменилась в процессе работы: то, что намечалось как залихватская цыганочка, стало политическим заявлением?

Самый популярный балаканский композитор выпустил новый альбом. Сразу после того как Champagne For Gypsies Горана Бреговича — этакий парад цыганской музыки с общественно значимым подтекстом — оказался в России, автору позвонил корреспондент «Известий».

— Судя по тому, что мы знаем об альбоме, его концепция изменилась в процессе работы: то, что намечалось как залихватская цыганочка, стало политическим заявлением?

«Своим альбомом я протестую против притеснения цыган»

— Не совсем так, как вы говорите. Да, изначально альбом должен был стать прямым продолжением диска Alkohol, но потом начались массовые притеснения цыган по всей Европе. Испания, Италия, Франция выдавливали их со своей территории, в Болгарии и Венгрии сжигали дома цыган. И тогда я решил ответить на эти акции — собрать замечательных цыганских музыкантов и записать альбом моего «Свадебно-похоронного оркестра» вместе с ними. Чтобы напомнить: и Чарли Чаплин, и мать Тереза, и Элвис Пресли, и Джанго Рейнхардт имели цыганские корни, и что цыгане — не проблема современного мира, а его гордость, лучшие его таланты: это, кстати, и для России верно. Я назвал альбом «Шампанское для цыган» — фактически я поднимаю бокал за этот прекрасный народ.

— Соратников выбирали по степени популярности?

— Нет, позвал тех, кого знал лично и к чьему творчеству отношусь с симпатией. От старшего поколения выступили группа Gipsy Kings и швейцарец Стефан Айхер, среди тех, кто помладше, — румын Флорин Салам, еще я позвал фантастическую ирландку Селину О\’Лири и — чему особенно рад — Евгения Гудзя из группы Gogol Bordello. Я давно следил за ним; он не только очень талантливый и харизматичный артист, но и очень интересный гитарист. В прошлом году мы играли на одном фестивале; я предложил сотрудничество, осенью прошлого года мы встретились в Париже, где и записали совместные треки. Настроение альбома не изменилось — это, как и задумывалось, зажигательный парад цыганской музыки, смешанной с балканской (я сам не всегда понимаю, где кончается одна и начинается другая), но теперь у него есть общественно значимый подтекст. Я очень доволен результатом.

— Ваша опера «Кармен со счастливым концом», наделавшая много шума, тоже ведь имеет отношение к цыганам.

— Отчасти поэтому я ее и написал. Главное, не стоит считать, что я брал за основу музыку Бизе, а то мне часто предъявляют претензию, что я камня на камне от нее не оставил. Нет, я взял новеллу Проспера Мериме и сделал архетипическую историю о любви и предательстве. Ну а то, что у меня счастливый финал, тоже могу объяснить: в мире достаточно несчастий, и, если есть шанс хотя бы на сцене исправить эту ситуацию, почему бы не сделать этого?

— Ваш «Свадебно-похоронный оркестр» исправляет ситуацию одним названием.

— В традиционной музыке одни и те же музыканты играют и на свадьбах, и на похоронах — ведь и то, и другое, пожалуй, — самые важные события в традиционном обществе; музыка благословляет новобрачных и скорбит по новопреставленному, облегчая страдания его близких. У меня и сомнений не было относительно того, как называть концертный состав.

— Вы — сербский по происхождению композитор, работаете по всему миру, с самыми разными артистами, даже Сезария Эвора пела вашу песню. При этом космополитизме ваши корни всегда слышны. Как вам удается сочетать одно с другим?

— Вот мы с вами говорим по-английски, хотя язык этот для нас неродной, и понимаем друг друга. С музыкой то же самое, при этом ее язык способен передать куда больше нюансов и тонкостей, чем человеческая речь. Это знали все — от Стравинского до Бартока, от Гершвина до Леннона и Маккартни — и пользовались этим. А генетику никуда не спрячешь.

— Многих волнует ваше творческое — и не только — долголетие. Вы выглядите сильно моложе своих лет. Честно скажите, кому вы продали душу за вечную молодость?

— Музыке, и только ей! А, если серьезно — хотя серьезно тоже не получится, зато хотя бы честно, — при коммунистах я практически не работал. Не было смысла — правительство забирало 90% заработанного. Так что я фактически только расслаблялся.

— Секундочку! А как же ваши феерические гастроли с группой Bjelo Dugme и ваши легендарные загулы, благодаря которым вас называли балканский Джаггер?

— Ну, это такая форма активного отдыха. Но я продолжаю настаивать, что накопленная за время этого «отдыха» энергия подпитывает меня до сих пор. Ну и потом, это же не работа была и не музыка, по сути дела — рок-н-ролл был религией. И мы ее адептами.

— Вы как-то без особой злости говорите о тех временах, когда вас грабило правительство.

— А вы уверены, что все, кто сегодня тоскует о том времени, тоскует именно по коммунистическим порядкам и правилам? Думаю, большинство из них подспудно грустят о времени, когда они были молодыми. Ну и к тому же надо учитывать, что капитализм не стал панацеей и многие идеи Карла Маркса верны до сих пор. Так что какой смысл злиться на собственную жизнь? Она была такой, потом стала иной, вот и все.

— Многие известные композиторы, начинавшие как рок-музыканты, например, Ханс Циммер и Вангелис, практически не появляются на сцене во время исполнения своей музыки, а вас хлебом не корми, дай погастролировать.

— Ну, это одна из моих главных страстей, я невероятно люблю играть живьем с большим составом. С этим чувством, пожалуй, мало что может сравниться. Прямой отклик, мгновенное взаимодействие с публикой — это невероятной силы наркотик.

— Ваш тандем с Эмиром Кустурицей был неразрывен много лет, а потом вы как-то резко расстались.

— Да нет, все нормально, я благодарен ему, и у него, полагаю, есть основания быть благодарным мне, ведь я вложил душу в его лучшие фильмы. Работа с ним была хорошим временем, но оно кончилось, началось другое, не менее интересное.

— Я так понимаю, что вас можно вскорости ждать в Москве с программой нового альбома?

— Сейчас посмотрим… Да, точно, в начале декабря буду у вас. Заходите за кулисы, пропустим по стаканчику.

Источник: izvestia.ru

Добавить комментарий