Без права на тихую жизнь

Весна — время, когда хочется жить полной жизнью, творить и созидать. В чем заключается феномен творческого человека и какова подлинная цель творческого процесса, — об этом наш разговор с Ольгой САВИНКОВОЙ, владимирским поэтом, исполнителем собственных песен, художником-миниатюристом

— «АиФ-Владимир»: Ольга, какая сила заставляет тебя превращать слова в стихи, а пространство — в поэзию? Откуда это берется? Как стать поэтом?

Весна — время, когда хочется жить полной жизнью, творить и созидать. В чем заключается феномен творческого человека и какова подлинная цель творческого процесса, — об этом наш разговор с Ольгой САВИНКОВОЙ, владимирским поэтом, исполнителем собственных песен, художником-миниатюристом

— «АиФ-Владимир»: Ольга, какая сила заставляет тебя превращать слова в стихи, а пространство — в поэзию? Откуда это берется? Как стать поэтом?

— Ольга Савинкова: Правда, не знаю. Наверное, всё-таки от Бога. Но у меня стихи не от рождения, всё проявилось гораздо позднее. Первые стихи свои помню хорошо. Я училась в 4 классе. Помню, учительница принесла в класс картину: пейзаж. Попросила описать. Я выдала какое-то стихотворение. Учительница всем его показывала, а я впервые почувствовала себя поэтом. Но больше ничего сама не писала. А в 8 классе влюбилась в мальчика и стала сочинять. Это было подражательство Пушкину, другим поэтам. Некоторые стихи появлялись сразу с мелодией. Тогда я впервые взяла в руки гитару (в семье все играли на семиструнке) и появились первые песни.

На работу — на крыльях

— «АиФ-Владимир»: А после школы продолжили писать?

— О. С. : После школы мечтала пойти в журналистику. Но родители не пустили учиться в другой город. Мама, потомственный учитель, отговорила и от поступления на литфак. Так я стала инженером. Но всё-таки я пришла к своей мечте. В перестройку, когда стали закрываться наши научные учреждения, из CКБ «Вектор» пришлось уйти. Устроилась на работу во владимирский городской фонд социальной поддержки населения. Это были трудные годы для людей: в Фонд очень многие обращались за помощью. Приходилось мне заниматься гуманитарной помощью: ездила за ней в Москву, растаможивала. А потом открылась одна социальная газета. Меня попросили написать пару статей к какому-то мероприятию, получилось. Так я стала штатным корреспондентом. Наверное, это был единственный период в моей жизни, когда я на работу летела, как на крыльях. Писала и по ночам, и по выходным — очень было интересно. Люди приезжали со всей области, приходили горы писем. Мы действительно помогали многим. И я реально ощущала себя нужной людям. Это было трудное, но счастливое время. Но этот период закончился, и я ушла в никуда. Перебивалась, подрабатывала. А потом пригласили в департамент соцзащиты на должность специалиста. Вот говорят: «Чиновники ничего не делают, просто сидят». Неправда! Работы много и она напряжённая: засиживались до 8-9 вечера. С 50 лет ушла на пенсию (дочь-инвалид детства), сейчас дома.

В Союз писателей без очереди

— «АиФ-Владимир»: Получается, физик с душой лирика…Но творчество оказалось сильнее?

— О. С. : Когда я стала постарше, всё чаще появлялось что-то своё. Очень многое мне дала литературная студия при Владимирской писательской организации. Ею руководил владимирский писатель Анатолий Василевский. Мы, все тогда молодые люди, с нетерпением ждали пятницы. Стремились туда попасть. Росли вместе с ней. Читали друг другу стихи, обсуждали. Не обидно, когда критикуют такие же ровесники. Мы не были конкурентами, всячески поддерживали друг друга. Обменивались рукописными «изданиями» Гумилёва, Булгакова. Василевский был душой этой студии. После его гибели потихоньку всё распалось. Но талантливые люди не потерялись: Аркадий Пастернак, Вадим Забабашкин, Константин Федосеев и многие другие остались в творчестве. У всех это был дорогой отрезок жизни, забыть это невозможно.

— «АиФ-Владимир»: Как ты туда попала? Девушки обычно ходили на танцы или в кружок кройки и шитья…

— О. С. : Посылала стихи в «Комсомольскую искру». Первым меня заметил и опубликовал владимирский поэт Григорий Латышев. И я была просто счастлива: стихи в газете! Поставил несколько стихов и в коллективный сборник Верхне-Волжского издательства. Он и посоветовал ходить в студию.

В 1997 году во Владимире состоялось Всероссийское совещание молодых литераторов. К тому времени у меня вышел один маленький сборничек стихов: муж подработал и дал на сборник. В Союз писателей тогда очень строго принимали, нужно было 2-3 опубликованных сборника. И негласно — после 40 лет. А у меня так получилось, что прямо на этом совещании меня приняли в Союз, минуя выдвижение от Владимирской писательской организации, и утверждения в Москве. Тогда много ездили с выступлениями в клубы, на предприятия области от отдела пропаганды. В те времена, думаю, было больше интереса к поэзии. Люди с удовольствием слушали, сами читали стихи. Тогда стала выступать и как исполнитель своих песен. Впрочем, мои песни — это скорее стихи под музыку.

Потом вышел второй сборник. На одном из концертов один из зрителей подошёл ко мне и предложил спонсорскую помощь. Ну, а третий сама потихоньку осилила. Сейчас издание стало доступнее. Может быть, соберусь, издам четвёртый. Уже есть кое-что в заначке. Хотя и не тороплюсь пока с этим. И не то, что желания нет, а вижу, что в обществе некий духовный упадок. Людям неинтересно. Мало кто читает поэзию. Да и книг почти не читают, всё больше в интернете, или электронные.

— «АиФ-Владимир»: Помимо прочего ты рисуешь и участвуешь в художественных выставках. Языка поэзии и музыки не хватает для выражения собственного мироощущения?

— О. С. : Рисовать начала после экскурсии на остров Валаам. Буквально в душе всё перевернулось. Так и совместились поэзия, музыка и живопись. Было время, когда я зарабатывала на жизнь лаковой миниатюрой. Ездила во Мстёру, училась у мастера на дому. Почти все свои живописные работы раздарила. Первый сборник стихов вышел с собственными иллюстрациями.

Поэзия будет всегда

— «АиФ-Владимир»: Поэзия — специфичный жанр, не всегда бывает востребованной. Сама каких поэтов любишь?

— О. С. : В разные периоды поэзию воспринимаешь по-разному: в юности — любовь, старше –жизнь, судьба, предназначение. В юности нравилась Ахматова. Подросла, Цветаева ближе стала. У Пастернака «Август» — одно из моих любимых стихотворений. Сразу легло на сердце. Нравятся стихи Василия Федорова, хотя раньше не была с ним знакома (мой муж мне его раскрыл). Мандельштам — не всё, но некоторое очень цепляет. Как не любить Есенина? Да иногда в газете прочитаешь какое-то стихотворение — улетаешь от восторга.

— «АиФ-Владимир»: Девочки больше любят поэзию, мальчики не считают нужным читать и понимать. Возможно, поэзия — умирающий жанр, её вообще скоро не будет?

— О. С. : Сейчас при писательской организации есть «Литературные посиделки». Многие мои знакомые туда ходят, и я знаю, что очень много молодых поэтов. И в газете «Голос писателя» часто печатают молодых авторов — очень интересных. Загляните в Интернет: пусть иногда и не очень качественные стихи, но поэтические сайты переполнены. Использование в современной поэзии новых словечек типа «афтар жжот» — печать времени. Но поэзия высокая, красивая, глубокая, на грамотном русском языке не исчезнет никогда. К ней будут возвращаться снова и снова. «Настанет день, продлится нить расплавленного лезвия, и все мы будем говорить на языке поэзии».

Главное — делать добрые дела

— «АиФ-Владимир»: С кем довелось встречаться на Фатьяновских праздниках?

— О. С. : Познакомилась с Натальей Варлей. Всю ночь в гостинице сидели, пели. Наталья прекрасно играет на гитаре, поёт, сочиняет стихи. Душа-человек, в неё просто все влюбились. На Фатьяновских фестивалях выдаётся много бессонных ночей — приезжают интересные люди, хочется пообщаться, не терять времени на сон. Вязники –это как другая планета. Там особенные люди. Они так любят поэзию, впитывают буквально каждое слово. Там воздух напитан стихами. Не случайно, наверное, Фатьянов родился именно там. Жаль только, что в последние годы Фатьяновский фестиваль, который раньше назывался Праздником поэзии и песни, превратился просто в эстрадный концерт. Поэтов на сцене почти нет. Зато приезжают разные эстрадные «звёзды» и не всегда «в форме». Один из поэтов им посвятил такие строчки: «Пусть не ездят безобразники на фатьяновские праздники».

— «АиФ-Владимир»: Творческим людям свойственно честолюбие? Есть ли оно у вас?

— О. С. : Всю жизнь живу в Юрьевце. Однажды мне позвонили, сказали, что будет праздник посёлка. Нужен гимн. Отказалась: в те времена даже у страны ещё гимна не было. А голова начала невольно работать. Так появилась «Песня о посёлке Юрьевец». Теперь на каждом празднике поселка её исполняют. Но желания посветиться, позвездить совершенно нет. Я считаю, главное предназначение творческого человека — делать добро. Оно действительно возвращается многократно умноженным. В каждом человеке есть талант. Надо прислушаться к себе и раскрыть его. Но не для собственного честолюбия, а для людей. Я очень дорожу, когда мне говорят женщины, которые читали мои стихи: «Я чувствую то же самое, только также сказать не могу». Значит, мои стихи, мои чувства и мысли близки и понятны не только мне.

ДОСЬЕ

Ольга Николаевна Савинкова — член Союза писателей России. Родилась в 1957 году в Уральске в семье учителей. В 1961 году вместе с родителями переехала во Владимир. Закончила Владимирский политехнический институт, химикотехнологический факультет. Работала в СКТБ «Вектор», во Владимирском городском фонде социальной поддержки населения, в областном департаменте социальной защиты населения.

Источник: vlad.aif.ru

Добавить комментарий