Йос Стеллинг: «Россияне смотрят внутрь себя»

Йос Стеллинг: «Россияне смотрят внутрь себя»
«Я большой поклонник русской культуры. И мой фильм в определенном смысле — ода русскому искусству». Так сказал Йос Стеллинг о картине «Девушка и смерть», показанной на открытии киносмотра. В ней пять ролей играют российские актеры, в том числе такие звезды, как Рената Литвинова, Светлана Светличная, Сергей Маковецкий. Последний снялся у Йоса Стеллинга не впервые: в 2007 году Сергей Маковецкий сыграл главную роль в картине «Душка».

«Я большой поклонник русской культуры. И мой фильм в определенном смысле — ода русскому искусству». Так сказал Йос Стеллинг о картине «Девушка и смерть», показанной на открытии киносмотра. В ней пять ролей играют российские актеры, в том числе такие звезды, как Рената Литвинова, Светлана Светличная, Сергей Маковецкий. Последний снялся у Йоса Стеллинга не впервые: в 2007 году Сергей Маковецкий сыграл главную роль в картине «Душка».

Йос Стеллинг: «Россияне смотрят внутрь себя»

— Скажите, вам так нравятся русские актеры или больше привлекает русская тема?

— Мне нравится и то, и другое. И замечательные актеры, и тема. Я очень вдохновлен русской музыкой, литературой… Многие режиссеры смотрят на Запад, а я больше смотрю на Восток.

— А с чего это началось?

— Мне нравились фильмы Михалкова. Но вообще мой интерес начался с картины Калатозова «Летят журавли», которая завоевала Золотую пальмовую ветвь в Каннах. И мне, конечно, нравятся старые ваши фильмы — Тарковского, Климова. Отдельные фильмы Сокурова.

— А как началась ваша работа с Сергеем Маковецким, Ренатой Литвиновой?

— До фильма «Девушка и смерть» я думал над фильмом «Душка». И встретился с девушкой, живущей в Голландии. Она знала Маковецкого, мы с ним пересеклись несколько раз, и у нас возникло желание поработать вместе. Теперь мы друзья, а я всегда работаю с друзьями. Конечно, у русских актеров очень хорошая школа, они фантастически профессиональны. И всегда привносят что-то свое в картину, в творческий процесс.

— В стенах Вологодского кремля сейчас проходит фотовыставка с кадрами из вашего нового фильма. Здесь так много Ренаты…

— Она приехала на съемочную площадку со своим личным фотографом. И он снимал только ее — никаких других женщин. (Смеется)

— Книга поэзии Пушкина в вашем фильме, которую герои передают друг другу в знак любви, знаменитые строчки его стихов, которые звучат в течение всей картины… Для вас это некий символ?

— Да. Очень трудно переводить Пушкина на другой язык. Переводы, конечно, есть, но все же сложно передать прекрасную мелодику русского языка. Для меня Пушкин — это вообще метафора мировой поэзии в самом высоком смысле. Именно поэтому мы выбрали для героев книгу любовной поэзии, и она проходит красной нитью от начала и до конца фильма.

— Зал просто замер во время вашей картины…

— Здорово. Это прекрасная реакция! Я видел, что некоторые женщины плакали… Я вообще-то стараюсь использовать юмор в своих фильмах, но только не в этом.

— Как вам тут, в Вологде? Говорят, вы даже просили поменять себе обратный билет, решили остаться подольше…

— Мне очень нравится этот город. Я несколько раз бывал в России, но это место меня очень впечатлило. Мне понравились люди, понравилась атмосфера… Прекрасные деревянные здания — фильмы по Чехову можно снимать прямо на улицах, не надо строить декораций. Здесь я почувствовал русскую душу, характер русского человека — то, как он смотрит внутрь себя. Сейчас я еду в Ереван, в Армению, на фестиваль «Золотой абрикос», затем на Украину, в Одессу, тоже на киносмотр, и на этом мое представление картины закончится. Поеду домой, чтобы начать работу над новым фильмом.

— Ваша новая лента будет связана с Россией или смените тему?

— Мы говорили об этом с российским продюсером, с которым мы работаем, — Евгением Гиндилисом. И, конечно, мне бы хотелось вновь снимать фильм с Маковецким. Речь, скорее всего, об экранизации Чехова, возможно, это будет рассказ «Черный монах». У меня вообще много идей, в том числе и картина под названием «Последний курильщик», потому что я сам курю. И еще есть идея сделать фильм о Москве — взгляд человека, который туда приезжает.

— Как в Голландии восприняли картину «Девушка и смерть»? Интересна была зрителям эта отчасти русская история?

— Фильм, конечно, поняли не все. Невозможно сделать фильм, который будет близок всем. Или, скажем, можно, но это как будто ты идешь посреди дороги. А реакция все-таки должна быть разной.

— В перекрестный Год России и Голландии говорят о сотрудничестве в области кино, о копродукции, скажем так, на постоянной основе. Что вы об этом думаете?

— Голландия — очень маленькая страна, поэтому мы вынуждены все время обращаться к соседям. Мы должны поддерживать эти отношения, чтобы что-то производить. Россия — одна из величайших стран мира, прекрасная страна. И она направлена все время внутрь себя, она ориентирована на то, что внутри. И, по моему мнению, закрыта для внешнего мира. У вас прекрасная литература — Чехов, Достоевский, Пушкин. И все это фантастические вещи для экспорта, но вы закрыты, вы делаете это для себя. А ведь это трудно — работать с людьми, которые закрыты. Для меня это все время как борьба, когда ты пытаешься сотрудничать. Здесь хотят составлять протекцию только друг другу — внутри России… Однажды на пресс-конференции одна женщина сказала мне, что у меня русская душа. А другая тут же возмутилась, якобы это совсем не так. И я не понимал, что происходит. Я пытался вести диалог, но та, вторая, просто закрылась, чтобы держать меня на расстоянии. Странная реакция. Или вот история с шутками. Русские любят шутить сами над собой, но если иностранцы начинают шутить над ними, это запрещено.

— А как с этим в Голландии?

— Мы шутим над бельгийцами.

— А как вам кажется, голландцам вообще интересно русское кино?

— Конечно! Я видел на фестивалях много российских фильмов — только не спрашивайте меня о названиях. Они лучше, чем, к примеру, испанские, американские фильмы. Но вне фестивалей аудитория почти не видит ваших фильмов.

— У вас есть ощущение, что фестивальное кино из России исключительно мрачное?

— Да. Мне кажется, это какая-то оппозиционная ситуация к хеппи-энду в американских картинах. А вообще оно, скорее, меланхоличное. И вы знаете, мне часто нравится русская меланхолия и способы ее визуализации.

— Мы знаем, какие фильмы вы любите снимать. А какие любите смотреть?

— Сложно сказать. Все это зависит от настроения. С утра, может, тяжело смотреть какой-то хороший глубокий фильм. А потом сядешь с женой или другом, выпьешь чего-нибудь, и от этого общего настроения будет зависеть, какой фильм ты выберешь. Я уважаю Кубрика, Феллини, Бергмана — авторское кино. Но лучший фильм своей жизни ты видишь в 14 лет, когда весь мир открыт и кино выглядит романтически.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий