Актриса Марина Влади привезла в Москву спектакль «Владимир, или Прерванный полет», в котором она кроме прочего исполняет песни Высоцкого. Среди аккомпанирующих актрисе музыкантов — живущий во Франции болгарин Костя Казански, музыкант, композитор, аранжировщик, поэт и продюсер. В России он известен в первую очередь как аранжировщик французских пластинок Владимира Высоцкого, хотя это не единственное, что связывает его с русской песней: в прошлом году он продюсировал первый парижский альбом Юрия Шевчука, а также принял участие в его записи. С Костей Казански беседует корреспондент «Газеты» Ольга Романцова.
Актриса Марина Влади привезла в Москву спектакль «Владимир, или Прерванный полет», в котором она кроме прочего исполняет песни Высоцкого. Среди аккомпанирующих актрисе музыкантов — живущий во Франции болгарин Костя Казански, музыкант, композитор, аранжировщик, поэт и продюсер. В России он известен в первую очередь как аранжировщик французских пластинок Владимира Высоцкого, хотя это не единственное, что связывает его с русской песней: в прошлом году он продюсировал первый парижский альбом Юрия Шевчука, а также принял участие в его записи. С Костей Казански беседует корреспондент «Газеты» Ольга Романцова.
Актриса Марина Влади привезла в Москву спектакль «Владимир, или Прерванный полет», в котором она кроме прочего
— Вы были аранжировщиком первой французской пластинки Высоцкого «Le Chant Du Monde», выпущенной в 1977 году. Почему он выбрал именно вас?
— За несколько лет до этого пластинку во Франции записал Булат Окуджава, поэтому Марина и Володя тоже стали искать такую возможность.
Полет нормальный
Продолжая программу «Имена», открывшуюся в сентябре моноспектаклем «Фауст — Фантазия» Петера Штайна, Театр наций на сцене Центра имени Вс. Мейерхольда представил москвичам спектакль французской актрисы Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет». В 2006 году его поставил в парижском театре Буфф дю Норд режиссер Жан-Люк Тардье. Москвичи и парижане воспринимают этот спектакль по-разному. Час с небольшим Влади по-французски представляет фрагменты своих воспоминаний о Высоцком, читает его стихи (тоже переведенные на французский) и поет по-русски песни. Для французского зрителя она прежде всего прославленная актриса, сыгравшая более чем в 100 фильмах, которая вспоминает одного из своих мужей — великого поэта и талантливого актера. Москвичи, не знающие картин Влади (старшее поколение еще помнит успех фильма «Колдунья» 1955 года, но молодежь его явно не видела), воспринимают ее скорее как жену Высоцкого и автора книги воспоминаний о нем, которая в свое время наделала немало шума.
Несмотря на возраст, актриса прекрасно выглядит, отлично держится на сцене и, в сущности, не говорит о Высоцком ничего нового. Тем не менее спектакль поражает своей позитивной энергетикой. Жизнь с Высоцким, какой бы непростой она ни была, оказалась одним из самых счастливых моментов ее жизни. Влади благодарна судьбе за любовь, возникшую вопреки всем препятствиям, и доказывает зрителям, что можно быть счастливой, несмотря ни на что. Актрисе в спектакле аккомпанируют три музыканта, среди которых и Костя Казански.
Спектакль идет в Центре имени Вс. Мейерхольда каждый день до 15 февраля
В то же самое время они пытались записать пластинку в Москве, Марина для нее тоже исполнила несколько песен. Работали мучительно, долго, но пластинка так и не вышла. Им аккомпанировал большой эстрадный оркестр. Но в Париже Володе хотелось сделать пластинку в стиле записей Боба Дилана: чтобы ему аккомпанировали только две гитары, контрабас и ничего больше. Он, кажется, искал музыкантов без консерваторского менталитета. Чтобы кто-то из них говорил по-русски, но не был русским по национальности. Тогда большинство русских, живших в Париже, были детьми эмигрантов. Возможно, Володя боялся, что, если он поработает с кем-то из них, у него потом будут неприятности в Москве.
— Вы помните, как познакомились с Высоцким?
— Когда Володя и Марина искали музыкантов, в какой-то момент возникло мое имя. Я тогда работал со знаменитым цыганом Алешей Дмитриевичем, и на какой-то вечеринке Алеша познакомил меня с Высоцким. Я даже не догадался, что это он. Смотрю — стоит Марина, рядом с ней — молодой парень. Алеша подвел меня к нему и сказал: «Познакомьтесь, это Валентин». Мы минут пять поговорили с ним о погоде и разошлись. А через месяц меня пригласили принять участие в записи пластинки Высоцкого. Приехав на первую встречу, я с удивлением узнал своего знакомого «Валентина». В Париже Высоцкого, конечно, не окружали таким обожанием, как в Москве. Но мы его уважали как человека и как артиста, и ему от этого было гораздо легче работать.
— Высоцкий вмешивался в ваши аранжировки?
— Нет, никогда не вмешивался. После того как мы записали вместе основной материал третьей пластинки, Высоцкий сказал мне: Делай аранжировки так, как ты хочешь и ушел с репетиций. Я все сделал сам. Я привык так работать. С Высоцким, с Алешей Дмитриевичем — сейчас многие цыгане копируют мои аранжировки — и с Юрием Шевчуком. У нас месяц тому назад вышел альбом «Ларек». Обычно имя аранжировщика указывают мелкими буквами на оборотной стороне обложки. А Шевчук поставил на первой странице: «Юрий Шевчук & Константин Казански». Это уважение творца к творцу.
— Интересно с ним работать?
— Интереснее всего то, что Юрий — человек нового поколения, с совершенно другим менталитетом. А работать с ним трудно, потому что он сам трудно работает и к себе относится очень строго. У него такая натура.
— Долго ли репетировали спектакль «Владимир, или Прерванный полет»?
— Месяц или полтора — так во Франции репетируют все спектакли. В России актерам и музыкантам жить немного проще: большинство где-то работает, получает зарплату. А у нас нет постоянной работы, и если ты не играешь на сцене, а только репетируешь что-то — жить не на что. Сначала Марина работала вместе с Тардье, по ходу дела заканчивая инсценировку. Потом пригласили меня обсудить музыкальное сопровождение спектакля. Ближе к премьере было несколько репетиций с музыкантами. Мы движемся по сцене, стараясь успеть за Мариной, играем, импровизируем.
— Марина на репетициях всегда соглашалась с Тардье?
— Ни один талантливый человек сразу не соглашается с предложением другого. Но во время репетиций они всегда находят компромисс, это нормально.
— Какие ваши ближайшие планы?
— Вернусь в Париж, а недели через две поеду в Болгарию. Мой друг, замечательный театральный актер Стоян Алексиев, предложил сделать вместе с ним спектакль. Изначально Стоян хотел, чтобы он в этом спектакле играл фрагменты из разных пьес, а я пел, аккомпанируя себе на пианино или на гитаре. Но я ему сказал: «Если ты будешь играть, а я — петь, то это не интересно. Я тоже хочу играть».
Я всегда увлекался театром, даже поступал на актерский факультет, но меня не взяли, потому что я картавлю. Стоян согласился, и в результате мне пришлось выучить массу текста. Мы работали почти год, делая перерывы. Премьера спектакля будет в Софии в конце марта, а потом мы поедем в турне по Болгарии.
Источник: gzt.ru