«Пьесы для домашнего музицирования после обеда вместо фисташек, изюма и семечек» — так Гия Канчели подписал ноты Ксении Башмет. Среди них и эта знакомая мелодия — из фильма «Кин-дза-дза». Ксения разучила ее специально к фестивалю камерной музыки «Возвращение».
«Пьесы для домашнего музицирования после обеда вместо фисташек, изюма и семечек» — так Гия Канчели подписал ноты Ксении Башмет. Среди них и эта знакомая мелодия — из фильма «Кин-дза-дза». Ксения разучила ее специально к фестивалю камерной музыки «Возвращение».
Издание собственных сочинений композитор подарил Ксении на фестивале «Эльба — музыкальный остров Европы», которым руководит ее знаменитый отец Юрий Башмет. На страницах — рисунки Резо Габриадзе. Подзаголовок — «Простая музыка для фортепиано» — обманчив.
«Получится, только если соблюдать темпы, которые безумно медленные. И соблюдать их очень трудно», — говорит сама пианистка.
Здесь, в этом предисловии напечатано, что даже если не хотите это все играть, то просто наслаждайтесь рисунками Резо Габриадзе. Здесь на каждой странице есть такие маленькие рисуночки.
«Возвращаются» в 15-й раз, но никогда — к одному и тому же. Ни разу не повторялись программы и произведения фестиваля — с 1998 года, когда уехавшие за границу выпускники Консерватории и Гнесинского училища впервые решили встретиться и сыграть вместе. С тех пор каждый год готовят публике сюрприз. Сейчас вот зрители нашли в креслах листы со стихами австрийского поэта Николауса Ленау «Песни тростника». Тот же тростник заставил петь и немецкий композитор Август Клугхардт. Правда, без слов.
В Малом зале Московской консерватории трио Клугхардта для гобоя, альта и фортепиано, слушают одновременно более четырехсот человек. А в XIX веке эта музыка предназначалась для узкого круга — максимум для 30 гостей.
«Нам понравилась эта музыка. На наш взгляд, она подходила к теме этого концерта — салонная музыка. То есть, музыка, написанная для домашнего или салонного исполнения. А композитор этот из плеяды малоизвестных композиторов-романтиков, которые под тенью Шумана, Брамса были не столь известны, но писали тоже прекрасную музыку», — рассказывает художественный руководитель фестиваля камерной музыки «Возвращение», гобоист Дмитрий Булгаков.
Пианистка Екатерина Апекишева окончила училище имени Гнесиных, в 90-е уехала учиться в Израиль, затем в Великобританию. Далее — головокружительная карьера: победа на престижном конкурсе пианистов в Лидсе, ангажемент Берлинской филармонии, премии Королевы Елизаветы, Лондонской филармонии и музыкального журнала Gramophone. Но каждый год Апекишева возвращается на родину — чтобы привезти «заграничные деликатесы» вроде Фантазии фа минор Моцарта, написанной для механического органа в часах и переложенной прославленным итальянцем Ферруччо Бузони для двух фортепиано.
И — как в этот раз — сыграть дуэтом с другом детства: с Яковом Кацнельсоном они знакомы с шести лет.
— Мы очень редко играем. И очень редко видимся.
— Но мы пересекались как-то на фестивале в Голландии.
— Да. Но мы там вместе не играли.
А вот скрипачка Алина Ибрагимова надеется, что фестиваль станет для нее стартом карьеры на родине. С 10 лет живущая в Лондоне Алина с успехом выступает в Альберт-Холле, а вот в России играет всего лишь во второй раз.
«В Москве я была на Декабрьских вечерах вот сейчас в декабре, и до этого — семь лет назад. Так что совсем нечасто. Я езжу сюда к родственникам. Я очень скучаю на самом деле по России. И всегда здесь очень хорошая атмосфера, и всегда здесь изумительные люди», — рассказывает она.
Аплодисменты в унисон и русское «Молодцы!» после «Браво!» — наверное, за этим и стоит вернуться. Ведь, говорят участники фестиваля, так тепло, как родной зритель, не встречает никто.
На фестивале «Возвращение» — аншлаг. Многие слушают концерт, стоя в дверях. Билеты раскупили за считанные дни. Места в партере стоили самое большее 600 рублей. Дело в том, что музыканты выступают бесплатно. А выручка от продажи билетов уходит на аренду зала.
Источник: vesti.ru