Продолжаем рассказ о фестивале современной импровизационной музыки в норвежском Конгсберге.

Продолжаем рассказ о фестивале современной импровизационной музыки в норвежском Конгсберге.
Продолжаем рассказ о фестивале современной импровизационной музыки Kongsber Jazz Festival. В прошлый раз я пообещал рассказать о его самых интересных сетах, и теперь с удовольствием делюсь с вами своими открытиями.
Продолжаем рассказ о фестивале современной импровизационной музыки Kongsber Jazz Festival. В прошлый раз я пообещал рассказать о его самых интересных сетах, и теперь с удовольствием делюсь с вами своими открытиями.
Продолжаем рассказ о фестивале современной импровизационной музыки в норвежском Конгсберге.

Перед поездкой я сто раз прочитал про фестиваль, его идеология была мне понятна: масштабное представление современных музыкантов-импровизаторов (условно говоря, авангардных джазистов) из разных стран. Честно говоря, не очень-то я в это верил. Что, вот так прям — большое событие в жанре из серии «не для всех»? В первый же день спросил об этом у местных — средних лет пары, пришедшей на концерт Eple Trio (о нем вы прочтете дальше). «О, это самый огромный фестиваль у нас в Норвегии! , — ответили мне. — И, наверное, самый старый. И знаешь, они тут не очень любят поп-рок, раскрученных звезд, а все время норовят предложить что-то интересненькое. Мы сами любим интересненькое. Вот завтра в церкви — Юн Бальке. Не знаешь такого? Тогда тем более не пропусти!»

Организаторы в этом году предприняли крайне продуктивный ход. Они позвали американский портал Allaboutjazz.com составить программу из норвежских музыкантов, дабы таким образом местные получили международное освещение. Но таким же образом и я, человек из России, понимаю, что такое хорошо в глазах американцев. От портала приехал создатель/владелец Майкл Ричард и главред Джон Кельман. Кельман, по его признанию, слушает скандинавский джаз «с десятилетнего возраста». «Когда мне предложили составить и провести здесь программу нашего портала, я, конечно, согласился не раздумывая!»

То, что хорошо с точки зрения американцев — это и для нас просто очень круто. «Эбаутджазовская» программа включала как совсем неизвестных авангардистов, так и легенд жанра.
Cобственно, первое, что я увидел четвертого июля, сразу настроило на верный лад. Это был «дневной концерт», проходивший в какие-то нереально ранние три часа дня. Играла группа под названием Eple Trio. Фортепианное трио, играющее инструментальное интроспективное непонятно что. Изобретение не слишком уже новое (вспомним трио Эсбьорна Свеннсона или the Bad Plus), но все еще перспективное. Сама форма просто открыта для разных фокусов: делай что хочешь, грубо говоря. Эту партию «Яблоко» (et eple по-норвежски — «яблоко») составили разносторонне подготовленные и очень уверенные музыканты по тридцать с чем-то лет. Играют, вроде бы, просто и понятно: тональная музыка, простые мелодии, короткие фразы с наращениями в духе минимализма. Но живьем это получается очень энергично, тонко и с нюансами. Настроение — медитативное, но с внутренним драйвом. У барабанщика довольно скудная установка, которая совершенно не мешает ему «ломать» разнообразные ритмы. У контрабаса — удлиненные струны. Не знаю, зачем. Звучит он не сказать, чтобы слишком глубоко и низко. Если удобнее — то ради Одина. Пианист — просто мастер. Я купил один из альбомов, записанный трио с прославленным трубачом Матиасом Эйком. Там все гораздо проще, площе и предстказуемее. На концерте Eple Trio — это сила, поверьте! Во воторой части концерта они сыграли с саксофонистом Карлом Сеглемом — живым классиком норвежского джаза, который их открыл когда-то миру, выпустив несколько альбомов трио на своем лейбле.

Вечер продолжился новыми норвежцами в программе allaboutjazz на той же площадке Energimolla. Там придумали двойной дуэтный звездный концерт. Гитарист Эйвинн Орсэ (или Орсет, как называют Eivind Aarset в зависимости от диалекта) выступил с барабанщиком Томасом Стрененом. Кто знает Орсэ — может представить, что было. гитарист прославился после того, как сыграл на альбоме Нильса-Петтера Мольвера Khmer, потом выпустил успешный (и у нас на пиратах ходивший) альбом Electronique Noir. Почти ноль мелодий, злобный шум и яростные завывания гитары. Сам Эйвинн — длинный, тощий, с белыми волосами, как колдун. Но в жизни, он, кстати, как в том анекдоте — «а глаза такие добрые…» И аппаратуру свою таскает-монтирует собственноручно.
Второй дуэтный концерт — певица Сийсел Эннрессен (Sisslel Annressen) и гитарист Стиан Вестерхус (Stian Westerhus). Певицу у нас знают (опять-таки по пиратке), гитариста пока не очень, что жаль. У Вестерхуса совершенно невероятный и абсолютно новаторский подход к гитаре. Он умеет создавать многосложные пейзажи, играя на нормальной полуакустической гитаре через цепочку педалей. Иногда он, кстати, вообще гитарой не пользуется — только шнуром. Ну казалось бы: шнур, включенный в комбик — если его замкнуть на себя — он шумит. Нет — не шумит. Вариантов не много. Но Стиан и здесь чего-то такое делает, что все просто заполняется каким-то облаком сложного шума.
Сийсел, конечно, феноменальная вокалистка. Внимать её вокальным штучкам — отдельное удовольствие. Но когда эти двое — их, кстати, разделяет поколение — то делают сет абсолютно импровизированный. Такой мы и видели. Это все очень точно и внятно. И так удивительно, что просто сшибает с ног. Люди нашли друг друга.

Промежуточное впечатление: поразительно, насколько изменилось содержание понятий «свободный» и «фри»! Если классический (простите явный оксиморон) фри — это злобно и громко, бессвязно и нелогично, без гармонии (во всех значениях термина) и мелодии, с плавающей ритм-секцией, то… То здесь формально все это есть, но направление — на созидание. Созидание чего-то гармоничного из диссонансов и шумов.

Один из главных, узнаваемых трендов скандинавского нового джаза — это протяжные мелодические линии, холодные обертоны, свободные барабанные рисунки. Но и сейчас есть, впрочем, те, кто хочет «колбаситься» как Альберт Айлер (Albert Ayler) какой-нибудь, или же делать грязно-страшно, как Art Ensemble of Chicago в начале карьеры. Из таких, например — Black Motor, финское трио. Кажется, они чуть ли не впервые в Норвегии. Здесь, как мне сказали, «их почти не знают». Собрали, тем не менее, небольшой зал. Публика реагировала на финнов прекрасно. Особенно всех почему-то радовали людей финские названия композиций. Саксофонист Сами Сиппола играет жестко, четко и энергично. Басист и барабанщик играют как бы перпендикулярно ему, но в той же струе явно. Довольно продолжительное «рубилово», но все собраны в кулак.

На полночь (!) поставили проект под названием Elephant 9 with Peine Fiske. То есть группа Elephant 9 с примкнувшим к ним гитаристом Рейнером Фише (Reine Fiske). Фише — швед, известный по работе в прог-роковой группе Dungen, которая, кстати, несколько лет назад успешно выступала в Москве. Очень хорошая, настоящая и правильная группа. Мои коллеги, попавшие на концерт этого проекта, потом полдня обсуждали «Слона номер девять» в исключительно восторженных выражениях.

Мой фаворит — если такого можно выделить — звездный заморский гость Виджей Айер (Vijay Iye). Американский пианист-самородок и его трио — контрабасист Стефан Крамп (Stephan Crump) и барабанщик Маркус Гилмор (Marcus Gilmore) — впервые в Конгсберге. Вот опять — фортепианное трио, и снова — какое-то особое совершенно. Жанр резиновый, в какие угодно стороны можно гнуть. Это уже нечто другое, более американское. Играли пьесы из нескольких альбомов, включая «Human Nature» Майкла Джексона (которая после Майлса Дэвиса прочно вошла в джазовый репертуар).

Грандиозное завершение второго дня — концерт трубача Арве Хенриксена (Arve Henriksen) в кинотеатре Kongsberg Kino. Это такой круглый кинозал, большой и уютный. Звук здесь отличный, что для подобной музыки важно. У Хенриксена — мультижанровый мультимедийный проект: живая музыка плюс танцовщица contemporary dance плюс некий видеоарт на большом экране. Музыка в стиле, к которому мы тут все уже привыкли: холодная труба с сурдиной играет протяжные линии, которые пробирают до костей, как сквозняк. Ломаная перкуссия сочетается с барабанами, которые, правда, слишком громко выведены — тарелки шумят. Плюс соус из электронных шумов. Все очень собрано и очень продуманно. Впечатляет!

В следующем выпуске мы продолжим рассказ о самых интересных сетах Kongsber Jazz Festival.

Конгсберг — Осло — Москва

Источник: zvuki.ru

Добавить комментарий