Необычная встреча на берегах Невы. Именно там Владимир Путин увиделся с двумя известными петербуржцами, которые на неделе отметили знаковые юбилеи. Это директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и, конечно же, Алиса Фрейндлих. Она может сыграть всё: мальчишку и красавицу, королеву и мымру.
Необычная встреча на берегах Невы. Именно там Владимир Путин увиделся с двумя известными петербуржцами, которые на неделе отметили знаковые юбилеи. Это директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и, конечно же, Алиса Фрейндлих. Она может сыграть всё: мальчишку и красавицу, королеву и мымру.
За чаем именники рассказали премьеру о своих рабочих буднях. Алиса Бруновна — о постановках и творческих вечерах, а Михаил Пиотровский — о ходе реставрации в Эрмитаже. Премьер ознакомился с чертежами, а потом во время экскурсии директор музея уже в окно показал премьеру, где именно идут работы: через Дворцовую площадь, в здании Главного штаба. Там планируют разместить экспозиции предметов искусства IX-XX веков. Потом импровизированная экскурсия продолжилась. Цель очевидна — импрессионисты. Впрочем, этот Матисс на всеобщее обозрение выставлен давно. А вот новая выставка — это «Эмали мира». Ну, а завершилась экскурсия — фотографированием. Главу правительства заприметили пришедшие на экскурсию школьники.
Но вернемся к Алисе Фрейндлих. Не умаляя достоинств вышедших день в день с юбилеем многочисленных и замечательных фильмов наших коллег, загодя, заметим, что нам (по идее, верхоглядам-новостникам), в канун этого юбилея улыбнулась даже большая удача, чем кропотливым документалистам. Коллеги Алисы Бруновны по Большому драматическому театру провели, по сути, небольшую тайную операцию, которая позволила нам оказаться за кулисами БДТ и записать с ней интервью прямо перед выходом на сцену. Итак, наша попытка исследовать на самом деле непостижимую тайну актрисы, которая может сыграть всё.
Это Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили две недели назад по окончании спектакля «Дядюшкин сон». Обратите внимание: Фрейндлих всё еще удивляется, когда видит такой бурный зрительский восторг. Максимум сдержанности проявила она и, когда мы поймали ее на выходе из гримёрки, когда она только собиралась на сцену.
— Все может быть, все может быть!
— Все будет, как всегда?
— Я надеюсь, хотя в голове каша.
— Почему? Текст забыли?
— Могу запросто.
Михаила Боярского и Алиcу Фрейндлих массовый зритель лучше всего помнит в их совместной работе «Три мушкетера». Впрочем, до поры до времени с кино у неё, давно уже состоявшейся театральной актрисы, отношения складывались странно.
Да, её заметили и Михаил Калик, и Элем Климов. Но вот в советский прокат эти фильмы если и шли, то, мягко говоря, с приключениями. Так что долгое время самой заметной ее киноролью был эпизод, где она — буфетчица в «Полосатом рейсе». Любопытно, что хотя сыграли они там оба, на съемках они так и не пересеклись с Василием Лановым. С ним ей предстояло сыграть в совершенно необычной по тем временам картине «Анна и командор», после чего её по-настоящему и открыли и полюбили и массовый кинозритель, и коллеги по киноцеху.
«А вот сегодня перефразируя все-таки Александра Сергеевича, можно сказать: “Алиса, сжальтесь надо мной! Не смею требовать любви. Быть может, за грехи мои, мой ангел, я любви не стою, но притворитесь, этот взгляд все может выразить так чудно. Ах, обмануть меня не трудно! Я сам, Алиса, обманываться рад”, — воскликнул народный артист СССР Василий Лановой.
Еще через три года — оглушительный успех в рязановском “Служебном романе”. Не всякая женщина и даже актриса решилась бы даже сыграть такую мымру. Вот и Олег Басилашвили, с которым она играет вместе до сих пор и в БДТ, когда вышел после тяжелейшего для актеров спектакля, и мы попросили его рассказать, каково это, играть с Фрейндлих, сразу предложил вспомнить всё-таки именно “Служебный роман”.
“И вот я обратил внимание, как гаснут глаза, как постепенно она понимает, что я прав. Она верит мне, хотя это неправда. Но она верит мне. И вот я был поражен вот этим обстоятельством. Как актриса изнутри, не показывая ничего внешне — тем более камера стоит в метре от нее, даже ближе, крупный план — как она это воспринимала. И как у нее менялись глаза, менялась кожа, менялись волосы от того, что она понимала, и она опять превращалась в ту самую мымру, которая была в начале фильма. На наших глазах, ничего не меняя ни прическе, ни в чем. Вот одни глаза влюбленного человека и любимого, и глаза погасшие. Вот это меня тогда потрясло просто до основания”, — рассказал Олег Басилашвили.
“Для меня камертон театрального вкуса нашей страны — это понимание театра, самое глубокое, какое я видел на протяжении всех своих лет, это абсолютно точные оценки, это безошибочное чутье тональности пьесы, это фантастичное ощущение мизансцены, это удивительная помощь партнеру. В общем, человек, играющий с Алисой Бруновной — уже неплохой артист”, — сказал народный артист РСФСР Михаил Боярский.
“Я по роли все равно должен был оказываться как бы сверху, потому что, даже если Огудалова, но все равно, так сказать, с высоты своего достатка Паратов может себе позволить. И все равно вот эта ее проникновенность и ее возможность заглядывать в глаза партнеру так, что мурашки по спине бегут — это качество, которое очень помогает сконцентрироваться”, — считает народный артист России, режиссер Никита Михалков.
И всё-таки главное — театр. В этом году — новая премьера: “Уроки танго и любви”: про то, как пожилая исполнительница танго хочет вернуться на большую сцену, но престарелый партнер сломал ногу и его успешно заменяет горничная главной героини, которую играет дочь Алисы Фрейндлих Варвара.
“Как сказала одна актриса, пока у меня есть ноги и косметичка, я работаю. Ну, пока что ноги оказались наиболее сильным экземпляром, так сказать, наиболее сильной частью моего организма, потому что все остальное выходит из строя”, — смеется Алиса Фрейндлих.
“Да, я давно хотел поработать с этой девочкой”, — вспоминает народный артист России Евгений Миронов.
Евгений Миронов сыграл с Алисой Френйдлих в фильме “На Верхней Масловке”. Но о “девочке” говорит, потому что есть сейчас в театре у Алисы Фрейндлих и еще одна потрясающая роль — ребёнка. Она действительно может играть всё. И над ней никогда не довлело, например, то, что замужем она была за таким мощным человеком, как режиссер Игорь Владимиров. Он только помог ей еще больше раскрыться в спектаклях, которые ставил в Ленсовете. Не ограничило её и её имя. Точнее, фамилия. Ведь Алисой Фрейндлих еще надо было стать, будучи дочерью великого Фрейндлиха Бруно. Она взлетела сама.
— Так в чём же её “огонёк”?
— Ну, видимо в той цели, которую она перед собой поставила. И которая перед ней всегда была, — предположил Олег Басилашвили.
— Что это?
— Ну, вот это трудно сказать. Вот это вот неопределимо.
— В этом, наверное, и загадка Фрейндлих?
— Вот, наверное, и есть загадка. Да.
“Она хулиганка. У нее это есть. Она хулиганка, она этим всех сбивает с толку. Все ждут: народная артистка СССР Алиса Бруновна должна выйти — а она уже прошмыгнет”, — рассказывает народный артист России Евгений Миронов.
— Люди, менее ответственные, чем вы, бывают?
— Не знаю, насколько я ответственна. Я не знаю», — ответила Алиса Фрейндлих.
Источник: vesti.ru