САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 31 января. Третий концерт специального проекта «Соборное кольцо. Музыка четырех соборов» пройдет в Сампсониевском соборе. Как сообщает пресс-служба Комитета по культуре северной столицы, Камерный хор Смольного собора под управлением художественного руководителя и главного дирижера Владимира Беглецова исполнит Всенощное бдение Павла Чеснокова.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 31 января. Третий концерт специального проекта «Соборное кольцо. Музыка четырех соборов» пройдет в Сампсониевском соборе. Как сообщает пресс-служба Комитета по культуре северной столицы, Камерный хор Смольного собора под управлением художественного руководителя и главного дирижера Владимира Беглецова исполнит Всенощное бдение Павла Чеснокова.
Русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций Чесноков создал около пятисот хоровых пьес – духовных сочинений и переложений традиционных распевов, обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Он один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке: для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения, а с другой – тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой.
Выходец из семьи потомственных регентов, Чесноков с детства был в храме, служил певчим и очень хорошо знал прикладную церковную традицию. После революции он руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра; с 1920 года до конца жизни преподавал в Московской консерватории. После 1928-го вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки. Умер композитор в Москве в 1944 году.
Всенощное бдение — это торжественное вечернее богослужение, совершаемое накануне больших православные праздников, воскресных дней и дней памяти особо чтимых святых. Оно состоит из великой вечерни, утрени и первого часа. Свое Всенощное бдение Чесноков сочинял с сентября по ноябрь 1917 года. Проданное издательству Юргенсона, оно оказалось последним в цепи духовно-музыкальных сочинений, выпущенных этой крупнейшей нотоиздательской фирмой России. Правда, Всенощная не увидела свет, хотя по автографу ее прошлась рука издателя, и на страницах были проставлены номера досок. Но ее не успели набрать в 1918 году и тем самым обрекли на неизвестность. Впрочем, в середине 1920-х годов Чесноков предоставил 10-й номер из Всенощной для печати ленинградскому издателю духовно-музыкальных сочинений современных авторов Кирееву.
Сейчас Всенощное бдение Чеснокова является одним из самых популярных, наряду с произведениями Чайковского и Рахманинова, и исполняется не только в храмах, но и в концертных залах.
Напомним, что Сампсониевский собор находится на Выборгской стороне и обладает чудесной акустикой, наилучшим образом подходящей для хоровой а’capell’ной музыки. Кроме того, главный иконостас этого небольшого храма является шедевром русского искусства, выполненным в стиле «барокко», гармонично сочетающем русские культурные традиции с европейским искусством.
Источник: rosbalt.ru