«Россия может стать для нас очень важным партнером»

В середине июня в Москву с официальным визитом прибывает министр иностранных дел Мексики Патрисия Эспиноса. В преддверии этого визита посол Мексики в России Альфредо Перес Браво рассказал в интервью корреспонденту «Газеты» Полине Химшиашвили о том, как развивается двустороннее сотрудничество России и Мексики, а также о том, какие проблемы будут решены в ближайшей перспективе.

— Как бы вы оценили нынешнее сотрудничество России и Мексики?

В середине июня в Москву с официальным визитом прибывает министр иностранных дел Мексики Патрисия Эспиноса. В преддверии этого визита посол Мексики в России Альфредо Перес Браво рассказал в интервью корреспонденту «Газеты» Полине Химшиашвили о том, как развивается двустороннее сотрудничество России и Мексики, а также о том, какие проблемы будут решены в ближайшей перспективе.

— Как бы вы оценили нынешнее сотрудничество России и Мексики?

— С сожалением я должен констатировать, что в середине 1990-х годов отношения между странами стали менее активными. Только в начале этого века между нами активизировался политический и экономический обмен. В 2004 году президент Владимир Путин посетил Мексику, а в 2005 году состоялся ответный визит президента Висенте Фокса. Это дало новый импульс нашим отношениям. Мы также работаем над тем, чтобы президент РФ Дмитрий Медведев и президент Мексики Фелипе Кальдерон провели встречу на июльском саммите G8 на Хоккайдо.

Биография Альфредо Переса Браво

Родился в 1956 году в Мехико. В 1976 году окончил Государственный независимый университет Мексики, бакалавр по специальности «международные отношения», магистр по специальности «международная безопасность».

В том же году поступил на работу в министерство иностранных дел Мексики. В 1990 году стал послом. За последние 18 лет проработал послом в 47 странах. В 1990-1994 годах служил послом по особым поручениям в Африке и был аккредитован в 39 странах континента. С 1999 по 2001 год — посол по особым поручениям в Карибских странах и представитель в Организации англоговорящих Карибских государств (CARICOM). После этого был назначен послом в Малайзии (2001-2007 годы). С сентября 2007 года занимает пост чрезвычайного и полномочного посла Мексиканских Соединенных Штатов в Российской Федерации.

Автор статей и эссе в 30 специализированных изданиях. Соавтор книг «Международное техническое сотрудничество. Динамика развития. Опыт Мексики» (1999 год), «Панама: переход» (2001 год), «Сделано в Азии» (2004 год).

Профессор Государственного независимого университета Мексики, Иберо-Американского университета (Мехико), Института дипломатического образования имени Матиаса Ромеро.

Женат, имеет двух сыновей.

— Несмотря на активизацию политического диалога, мы крайне редко слышим о реализации совместных проектов России и Мексики. С чем это связано?

— В 2007 году товарооборот между Россией и Мексикой составил практически $900 млн. Я полагаю, что для двух таких больших стран с богатой историей и динамично развивающейся экономикой это недопустимый показатель. В качестве первой причины я бы назвал отсутствие информационного обмена между нашими странами. У нас все еще существуют неправильные представления друг о друге. В Мексике многие думают, что Россия до сих пор является частью СССР. В России же Мексику знают преимущественно по текиле и мексиканской кухне. Еще одно препятствие — это расстояние между странами и языковой барьер. Многие мексиканские предприниматели говорят только по-испански, поэтому им сложно получать информацию о России. Но я глубоко убежден, что в XXI веке эти проблемы легко разрешимы. К примеру, когда я работал послом в Малайзии, большие расстояния и незнание языка не были препятствием. Прежде всего мы должны узнать друг друга. Поэтому мы уделяем большое внимание предпринимателям, пытаясь убедить их в необходимости сотрудничества между нашими странами.

— И какие аргументы вы приводите?

— Первым делом я отмечаю, что экономика России — одна из самых перспективных и динамично развивающихся в мире. Инвестируя в Россию, они инвестируют в будущее. На мой взгляд, залогом продолжения экономического роста в России является экстраординарная политическая стабильность в вашей стране. Российским бизнесменам мы говорим прежде всего о том, что экономика Мексики, по оценкам МВФ, находится на 13-м месте в мире. Наша экономика прошла успешную диверсификацию. Например, 15 лет назад 80% нашего экспорта составляла нефть. Сейчас экспорт нефти составляет только 7-8%.

— С чем были связаны такие изменения?

— Когда в конце 1980-х годов резко упали цены на нефть, экономика Мексики пережила коллапс. Правительство осознало необходимость диверсификации производственной базы. Нам очень помогло подписание в 1994 году соглашения о свободной торговле с США и Канадой (NAFTA). Многие в нашей стране были против этого соглашения, полагая, что экономика Мексики исчезнет под давлением мощнейшей экономики США. Но после подписания договора начался активный рост. Товарооборот между США и Мексикой в 1993 году составлял $43 млрд в год, сейчас этот показатель в 10 раз выше. И при этом значительно улучшилось качество производимой в Мексике продукции.

— Какие российско-мексиканские проекты могут быть реализованы в ближайшем будущем?

— Я бы обозначил три направления: промышленность, сервис, аэрокосмическая отрасль. И еще одно важное направление — это производство продуктов питания. В этой области Мексика и Россия должны сотрудничать не только в своих интересах, но и на благо других стран. В этом году наше правительство разработало масштабный план развития инфраструктуры страны. Он предусматривает строительство 7 трасс, реконструкцию 52 аэропортов, морских портов, создание железнодорожной сети в Мехико. Общий объем необходимых инвестиций составляет около $170 млрд, и без участия иностранных капиталов осуществить этот проект невозможно. Мы представили этот план российским властям, Внешэкономбанку и надеемся на то, что Россия примет активное участие в этом проекте.

— Можно ли ожидать облегчения визового режима?

— Когда я только получил назначение в Москву, решение о выдаче визы занимало 40 дней. Это абсурд. Сейчас мы сократили этот срок до 10 дней и продолжаем работать над тем, чтобы сделать его еще меньше или совсем отменить визы. Я убежден, что после визита в РФ представителей нашей миграционной службы они поймут значение России для Мексики и обеспечат возможность развития туризма и взаимных инвестиций.

— Мексика является своеобразным перекрестком между странами Северной и Южной Америки. Насколько велика роль страны в регионе?

— Сейчас 90% внешней политики Мексики направлено на работу с США. Это обусловлено географическими и историческими причинами. С США мы имеем границу общей протяженностью 3,2 тысячи км. В Соединенных Штатах Америки проживает более 33 млн мексиканцев, а 52 млн граждан США говорят по-испански. Ежегодный товарооборот между Мексикой и США составляет $450 млрд. Это значит, что каждый день мы производим торговые операции на сумму, превышающую $1 млрд. Однако, как я уже говорил, правительство Мексики понимает необходимость диверсифицировать внешнюю политику, и, по моему мнению, Россия может стать очень важным партнером для нас.

— Западные и российские политологи говорят о формировании «красного пояса» в странах Латинской Америки, подразумевая левые правительства Боливии, Венесуэлы, Кубы, Аргентины и Парагвая. Какова политика Мексики в отношении этих стран?

— Мексика традиционно ведет конструктивную политику, направленную на созидание. Наша страна, в частности, была против войны в Ираке и всегда оказывала экономическую поддержку Кубе. Правительство предыдущего президента страны Висенте Фокса имело напряженные отношения с Колумбией и Венесуэлой. Однако сейчас диалог с этими странами находится на очень высоком уровне.

— В России немного знают о происходящем в Мексике. Но многие помнят восстание партизанской группы в штате Чьяпас под командованием субкоманданте Маркоса 1 января 1994 года. Что сейчас происходит в этом штате?

— Те события были во многом обусловлены особенностями развития штата Чьяпас. Это богатейший регион страны по запасу минерального сырья, однако его население всегда жило в крайней бедности. В этом штате проживают представители 200 различных индейских племен, многие из которых до сих пор не говорят по-испански. Отмечу, что жители Чьяпаса не участвовали ни в революционной борьбе, ни в войне за мексиканскую независимость и, следовательно, не получили выгоды от преобразований в социально-экономической сфере, которые были последствиями этих событий в других регионах. В связи с этим их уровень жизни отставал от уровня, достигнутого в других регионах страны. Это способствовало присоединению некоторых групп населения к призывам Маркоса. Его поступок заставил правительство пересмотреть политику в отношении штата, направив туда значительную финансовую помощь. Там до сих пор есть партизаны, однако правительство не считает необходимым бороться с ними силой.

Источник: gzt.ru

Добавить комментарий