Беспроигрышный лотерейный билет «телевидение» («Вечерний Екатеринбург», Екатеринбург)

Беспроигрышный лотерейный билет «телевидение» (
Легендарному диктору «Останкино» Игорю Кириллову исполнилось 80 лет. Без преувеличения: в СССР его знали абсолютно все. Он вёл информационную программу «Время» ровно 30 лет. А всего проработал на телевидении 55 лет. Эту дату он считает куда важнее своих календарных юбилеев.

Фотолента: Главный «вестник» страны Игорь Кириллов

Легендарному диктору «Останкино» Игорю Кириллову исполнилось 80 лет. Без преувеличения: в СССР его знали абсолютно все. Он вёл информационную программу «Время» ровно 30 лет. А всего проработал на телевидении 55 лет. Эту дату он считает куда важнее своих календарных юбилеев.

Фотолента: Главный «вестник» страны Игорь Кириллов

Беспроигрышный лотерейный билет «телевидение» (

Мне очень повезло в том, что курс дикторов и ведущих информационных программ в Московском институте телевидения и радиовещания вёл большой мастер русской речи Игорь Кириллов, с которым меня связывает многолетняя дружба. К сожалению, наш курс был одним из последних. Педагог объяснял нам, что сейчас ведущий программы должен быть и журналистом, и редактором, и актёром.

Откуда образцово-показательная речь

Игорь Кириллов — выпускник театрального училища им. Щепкина. Художественным руководителем его курса был блистательный актёр и главный режиссёр Малого театра Константин Зубов.

— Зубов был тончайшим дипломатом, — вспоминает Игорь Кириллов, — руководя столь сложным организмом, как Малый театр, так умел со всеми ладить, что при нём никогда не бывало никаких конфликтов. Он как-то умел всё учесть. Ближе к выпуску у нас стали преподавать Вениамин Цыганков, Александр Грузинский и Григорий Дмитриев — совершенно удивительные педагоги. Художественное слово вел сам Михаил Царев. Замечательные педагоги были и по сценической речи — Олимпиада Головина и Надежда Вербовая. Вообще речь в Малом театре всегда была, что называется, образцово-показательной.

— Начиная со второго курса, — продолжает мастер, — мы участвовали в массовых сценах спектаклей Малого театра. — В «Горе от ума» у меня была даже небольшая роль, «подаренная» одним артистом, предпочетшим лишний свободный вечер, чтобы играть на бегах. Для меня это было, конечно, огромной радостью. Подумайте: дышать одним воздухом с великими актёрами! К тому же я ведь уже знал: «Нет маленьких ролей». В школе воспитывалась привычка работать без халтуры и фальши, оттуда она — на всю жизнь.

Судьба сложилась так, что я на долгие годы стал ведущим многих программ Центрального телевидения. И тут выяснилось, что училищем заложен весь фундамент для подобного рода профессиональной деятельности. Ведь от диктора телевидения, радио также требовался и артистизм, и безупречная органика. В основе щепкинской школы, школы реалистического искусства лежит идея развития природных данных артиста. Не казаться, а стать. Искусство ТВ для меня — реализация приобретённого в великой школе Малого театра.

Первый эфир

— Игорь Леонидович, а свой первый эфир вы помните?

— Конечно, волновался страшно. Наверное, пролетающая муха могла сбить меня с толку. Накануне мы с супругой до трёх ночи не спали — думали, стоит ли мне участвовать в конкурсе дикторов. Я же сначала не предполагал работать в кадре. После окончания театрального училища на телевидение устроился помощником режиссёра — мечтал снимать фильмы. А тут предложили принять участие в конкурсе — коллектив был женским и требовался мужчина… На следующий день утром отработал помощником, а в обед отправился на просмотр. Понял, что комиссия меня одобрила. После пошёл к себе в студию, и по пути ко мне подходит режиссёр Сергей Захаров, берёт за руку и говорит: «Ты теперь наш. У тебя через 2 часа эфир». У меня ноги подкосились и онемели — я же ничего не умею. А он: «Я тебя за 2 часа всему научу». Дальше ничего не помню — всё было, как в тумане. Это было 55 лет назад — 27 сентября 1957 года. И, хотя я родился 14 сентября, днём своего рождения считаю 27-е.

— Одна ваша коллега в ответ на вопрос, не скучно ли изо дня в день читать новости, сказала, что новостная передача — это сидение на пороховой бочке. Вы с ней согласны?

— Для меня работа пороховой бочкой не была. У нас работали исключительно профессионалы, но и скучно тоже не было. Каждый день случались неожиданности, приходилось импровизировать… Например, постоянно придумывать на ходу, чем занять эфир: помощник режиссёра показывал растопыренную пятерню — значит, остаётся 5 минут эфирного времени. Разумеется, на политические темы говорить было нельзя, только о спорте, о новых кинофильмах, о спектаклях… Как-то раз я стал распространяться о погоде. Был жаркий июльский день до 30 градусов, никаких облаков. Я решил, что завтра наверняка будет такой же. Говорил долго, убедительно. На следующее утро начался ливень, гром, гроза. Я ехал в трамвае домой, народу много, все мокрые, без зонтов. И все кляли диктора Кириллова на чём свет стоит. Я сжался в комочек и изо всех сил смотрел в окно, пряча лицо.

Мастер-классы

— Вы в своё время рекомендовали на роль дикторов таких известных телеведущих, как Жанна Агалакова, Юрий Николаев, Татьяна Веденеева, Екатерина Андреева, Нелли Петкова…

— Первым, кого я пригласил на телевидение, был Юра Николаев. В то время он работал в московском театре имени Пушкина и подрабатывал немного на радио и телевидении. Тогда молодые артисты в театре получали зарплату в 70-80 рублей. И я предложил ему перейти на телевидение, где зарплата была в 2 раза выше. Юрий Николаев работает по сей день на ТВ в Москве, а в Минске ведёт свою любимую передачу «Утренняя почта». Катя Андреева была моей ученицей в Институте повышения квалификации, и её приняли в отдел дикторов. Она очень старалась, и я сразу обратил на неё внимание. А с Жанной Агалаковой мы встретились на втором канале в программе «Деловая Россия». Я предложил попробовать перевести её из корреспондентов на место ведущей. У неё была возможность учиться «без отрыва от производства»: заканчивался эфир, мы вместе разбирали ошибки, и с учётом всех замечаний она вела следующий выпуск. К сожалению, сейчас такого контроля нет.

— А у вас, когда вы «шли в дикторы», было много конкурентов?

— Не так уж много, человек 20. Вот в 1980-е годы уже, бывало, приходили 1,5 тысячи человек, из них нужно было отобрать двух-трёх.

— Жена вам делала замечания?

— Она профессиональный звукорежиссёр и всегда критиковала меня жёстче всех. К тому же, мы знакомы практически с детства, поженились очень рано. Вместе прожили около 60-ти лет.

— Вы были ведущим многих телевизионных программ «Взгляда», например. Часто импровизировали в прямом эфире?

— Мне всегда было интересно работать в прямом эфире. Знаете, что такое адреналин? Я, помню, смотрел чемпионат мира по марафонскому бегу. Бегун уже не видит, куда бежит, у него уже ноги подворачиваются, он чуть ли не разворачивается и готов лечь. А комментатор говорит: ну вот ещё немного, и он добежит до стадиона, и тогда вы увидите, как он великолепно закончит дистанцию, ещё секунда — и адреналин ударит ему в голову. И, правда, спортсмен доковылял до стадиона и побежал. Я думаю, что если кто-то выведет такое средство, которое можно будет вкладывать вместо адреналина, то получит Нобелевскую премию. Адреналин — ни с чем не сравнимый наркотик. Я вспоминаю, сколько раз мы приходили на работу замученные: у кого-то ребёнок не спал, у кого-то супруг или супруга поздно пришли домой, кто-то просто устал. Но вот нас накрасили, причесали, выпускающий редактор или режиссёр сказал: «Какие вы у нас красавицы и красавцы!», — и мы понимали, что это очень большое преувеличение, но комплемент срабатывал, глаза загорались, и мы шли в прямой эфир.

— Самая большая проблема на съёмках?

— У меня сценарий, я настроился, а тут тебе и говорят: гость в пробке, он не успевает, приедет только через 40 минут. Как не успеет? Надо менять абсолютно всё. Помню был такой случай. Один известный исполнитель песен должен был прийти к нам на программу. И тут звонят и говорят, что он не придёт. Редакторы ругаются: а вчера он не мог предупредить? Не мог, потому что его утром убили. Представляете наш шок перед выходом в эфир?

— Михаил Круг?

— Да…

Тогда и сейчас

— Как вам сегодняшнее телевидение?

— Если я испытываю потребность разобраться в себе, беру «Маленького принца» Экзюпери. Там есть две потрясающие фразы: «Мы любим тех, кого мы приручаем» и «Мы в ответе за тех, кого приручили». Телевидение, к которому мы всех вас в своё время приручили, меня самого сегодня бесконечно пугает. Куда ни ткнешь, на тебя моментально накидываются ужасы — мафиозные разборки, убийства, заложники. Включаю как-то мультфильм, и что же, вы думаете, рассказывают детям? Оказывается, в океане есть свои мафиозные структуры. Там берут заложников. Есть киллеры. Присутствуют разборки. Весь океан поделён на зоны влияния… Что с нами делает телевидение?

Закат прошлого века, ставшего великой эрой телевидения, обещал нам потрясающее разнообразие. Делов то — щёлкнул кнопкой телеприемника и наслаждайся сегодняшним теледекадансом во всей неповторимой его красе. Куда ни плюнь — все сплошь и рядом телезвёзды: продюсеры один генеральней другого, ведущие — стильнее некуда, телебосы всех мастей. Но ведь было, было некогда другое телевидение — светлое, доброе, пусть и чёрно-белое. Например, когда унылый допотопный экран расцвечивался «фирменной» улыбкой Валентины Леонтьевой. Побросав все дела, бабушки на её приветствие отвечали «Добрый вечер!», адресуясь к бездушному до её появления телеящику. Дети, затаив дыхание, восторженно внимали телевизионной тёте Вале, тёте Аде, тёте Тане, дяде Володе, дяде Юре с их «Умелыми руками», «Будильником», «Спокойной, ночи малыши!» и хитом воскресенья — «В гостях у сказки». Взрослые же радовались своим, взрослым «сказкам» — в унисон нашим репортажам с Красной площади, гордились своей страной, или обливались слезами очищения, сопереживая героям программы «От всей души»… Нас знали тогда все.

— Выходит, вам повезло — начинали-то совсем в другое время?

— Мне вообще в жизни очень повезло. Общепринято, что только дураки могут считать себя счастливыми, не могу сказать, что я такой дурак или, наоборот, безумно умён, но, тем не менее, всё-таки счастлив, что около 60 лет назад вытащил этот беспроигрышный лотерейный билетик, на котором было написано «телевидение».

— Было время, когда вас заваливали письмами. Это ж, сколько времени нужно, чтобы на них ответить?

— В дикторском отделе стояли мешки полные писем. Многие из них приходили как поздравительные открытки. Иногда я получал письма с очень странными просьбами — какой-то мужчина, например, сообщил, что он написал песню для Кобзона и хотел, чтобы я передал её певцу. Какая-то женщина увидела в хронике передачи «Служу Советскому Союзу» своего сына и попросила меня прислать ей кадры с ним. Я даже ходил в наш архив, но ничего сделать не смог. Я ведь не знаю, как выглядит её сын. А помочь таким людям очень хочется…

Свой юбилей Игорь Кириллов отметил дома в кругу коллег и друзей, без особой помпы, в домашней обстановке. Никакого ресторанного сабантуя устраивать не стал. — Шумиха — это не для меня, — говорит Игорь Леонидович., — Кроме того, уже нет самых близких людей рядом со мной — ни жены, ни её младшей сестрёнки… А дочь вряд ли приедет. Она с семьёй живёт в Германии и работает в театре.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий