МОСКВА, 27 ноя — РИА Новости. Культовый рок-музыкант Борис Гребенщиков, который в четверг празднует 55-летний юбилей, положил начало отечественному текстовому року, считают российские музыкальные критики Сергей Гурьев и Артемий Троицкий.
Б(О)Г троицу любит
«Легендарная питерская тройка — “Аквариум”, “Зоопарк” и “Кино” положила начало всей магнитофонной культуре на территории Советского Союза, а также всему отечественному текстовому року», — сказал РИА Новости Гурьев.
МОСКВА, 27 ноя — РИА Новости. Культовый рок-музыкант Борис Гребенщиков, который в четверг празднует 55-летний юбилей, положил начало отечественному текстовому року, считают российские музыкальные критики Сергей Гурьев и Артемий Троицкий.
Б(О)Г троицу любит
«Легендарная питерская тройка — “Аквариум”, “Зоопарк” и “Кино” положила начало всей магнитофонной культуре на территории Советского Союза, а также всему отечественному текстовому року», — сказал РИА Новости Гурьев.
«До этого была только “Машина времени”, а она, как известно, слишком нравоучительна и дидактична. А такой живой и непричесанный текстовой рок начался именно с Гребенщикова и его соратников», — пояснил он.
По мнению Троицкого, «Гребенщиков занимает очень важное место в русской культуре 80-х годов прошлого века, поскольку к тому времени он был исключительно важен, очень актуален и сильно поспособствовал расширению тогдашнего молодежного сознания».
Русское поле экспериментов
При всех безусловных достижениях музыканта и поэта, оба критика сходятся на том, что творчество Гребенщикова наиболее интересно до середины 80-х годов ХХ века.
«Боря со своими экспериментами покончил где-то в 1983-1984 годах, после того, как прекратил играть с Сергеем Курехиным. Сейчас же он продолжает писать хорошие песни, и это максимум того, чего от него можно ожидать», — считает Троицкий.
По мнению Гурьева, «Гребенщиков — это живая мимикрия: он мимикрировал подо все, что угодно- тут и Боб Дилан, T-Rex, Greatfull dead, и везде это получалось достаточно креативно, до поры до времени».
При этом, как отметил критик, «когда на горизонте замаячили падение советской власти и возможность какого-то реального успеха, он стал понимать, что работает уже не на узкую элитарную аудиторию, а на всю страну».
«Постаравшись адаптироваться к новому формату, Гребенщиков стал менее интересен в художественном плане, как и все, кто пытается работать на широкую массу, а не на тонких ценителей, — добавил он. — Но тем не менее, начиная работать на массы, многие превращаются в полное быдло, а Гребенщиков сохранил в себе какую-то самобытность до сих пор».
Доказательством этого, в том числе, является последний альбом Гребенщикова «Беспечный русский бродяга», который, по мнению Гурьева, «тоже слушать не так скучно».
«Даже ныне покойный лидер “Гражданской обороны” Егор Летов успел послушать этот альбом и отзывался о нем весьма хорошо, что говорит о том, что для радикальных художников БГ до последнего альбома продолжает сохранять известную актуальность», — добавил критик.
«Что касается его роли в настоящий момент, то, на мой взгляд, он скорее работает сам для себя, чтобы обеспечивать свою семью. И в общем-то, это правильно — так и нужно», — считает Троицкий.
«Я пил лагавупин и я пил лафройг, закусывал травой и грибами»
В заключении Троицкий добавил, что в свое время он и Гребенщиков «очень много всего съели и выпили всего нехорошего, а Боря вот уже дожил до 55 лет — это здорово, учитывая обилие вредных веществ, которые он пропустил через свой организм».
Гребенщиков родился в Ленинграде 27 ноября 1953 года. Музыкант и поэт, он является одним из «отцов-основателей» советской рок-музыки и культовой фигурой молодежной культуры на протяжении последних 30 лет.
Состав участников созданной им группы «Аквариум» за более чем 30 лет существования неоднократно менялся, и только Гребенщиков остается бессменным лидером коллектива с самого момента основания группы в 1972 году. На счету «Аквариума» четыре десятка альбомов, не считая участия в других проектах.
Источник: ria.ru