Pussy Riot: первые ласточки / Эпоха акционизма только начинается

Pussy Riot: первые ласточки / Эпоха акционизма только начинается
В 2004 году один из участников группы «Отцы за справедливость» (Fathers 4 Justice) во время заседнаия британского Парламента бросил в тогдашнего премьер-министра Тони Блэра презерватив, наполненный окрашенной в фиолетовый цвет мукой. Не только бросил, но и попал. Результат? Участник был арестован, но быстро выпущен под залог, а затем получил шраф в £600 (около тысячи долларов). Если считать нападение на премьер-министра неэквивалентным «осквернению религиозных зданий», под Рождество член той же организации в костюме человека-паука взобрался на крышу собора Св. Петра в Бирмингеме и не был осужден в административном суде за хулиганство. Предлагаю сравнить с поведением другого государства в отношении жещин, которых полгода держат в тюрьме, несмотря на голодовку и маленьких детей, продляя и продляя срок. Участницы Pussy Riot не афишировали свои личности, по слухам, их ловил целый отдел ФСБ, Fathers 4 Justice имеют вполне официальный сайт и юридический адрес и любят давать интервью прессе.
В 2004 году один из участников группы «Отцы за справедливость» (Fathers 4 Justice) во время заседнаия британского Парламента бросил в тогдашнего премьер-министра Тони Блэра презерватив, наполненный окрашенной в фиолетовый цвет мукой. Не только бросил, но и попал. Результат? Участник был арестован, но быстро выпущен под залог, а затем получил шраф в £600 (около тысячи долларов). Если считать нападение на премьер-министра неэквивалентным «осквернению религиозных зданий», под Рождество член той же организации в костюме человека-паука взобрался на крышу собора Св. Петра в Бирмингеме и не был осужден в административном суде за хулиганство. Предлагаю сравнить с поведением другого государства в отношении жещин, которых полгода держат в тюрьме, несмотря на голодовку и маленьких детей, продляя и продляя срок. Участницы Pussy Riot не афишировали свои личности, по слухам, их ловил целый отдел ФСБ, Fathers 4 Justice имеют вполне официальный сайт и юридический адрес и любят давать интервью прессе.
Pussy Riot: первые ласточки / Эпоха акционизма только начинается

В 2004 году один из участников группы «Отцы за справедливость» (Fathers 4 Justice) во время заседнаия британского Парламента бросил в тогдашнего премьер-министра Тони Блэра презерватив, наполненный окрашенной в фиолетовый цвет мукой. Не только бросил, но и попал. Результат? Участник был арестован, но быстро выпущен под залог, а затем получил шраф в £600 (около тысячи долларов). Если считать нападение на премьер-министра неэквивалентным «осквернению религиозных зданий», под Рождество член той же
Параллели между Британией и Россией можно провести и дальше в прошлое, в начало двадцатого века. Первая волна феминизма, суфражизм, в Британии началась тоже с публичных протестов, с самоприковывания женщин наручниками к ограде Букингемского дворца (чем не перформанс), поджогов и попытки остановить на скачках лошадь короля, что закончилось гибелью суфражистки. Даже социальное положение протестующих было похожее — акциями протеста занимались хорошо образованные леди из высшего и среднего класса, потому что рабочие женщины были слишком заняты, ухаживая за выводками детей или работая 12-часовые смены на фабриках. И вот тогда, сто лет назад, реакция британских власть предержащих была похожа на современную российскую — аресты, суды и даже насильственное кормление голодающих в тюрьме женщин.

Мы намеренно дистанцируемся от морально-этических оценок происшедшего в Храме Христа Спасителя, поскольку это неправовой вопрос. Кому-то из нас поступок покажется глупым, кому-то — вульгарным, для кого-то это будет верхом кощунства, кто-то даст иные оценки происшедшему. Но ни за глупость, ни за вульгарность, ни за кощунство сами по себе уголовная ответственность наступить не может; она может — следуя простой максиме nullum crimen sine lege — последовать лишь за деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом. И как бы мы лично не оценивали совершённое, мы не должны позволить нашим личным пристрастиям заместить закон. «Мы не должны позволить нашим личным пристрастиям заместить закон»

Интересно также отметить, что самыми ярыми критиками суфражисток были жещины, вроде жены премьер-министра Ллойд-Джорджа. Союза протестанских женщин, готовых коллективно осудить и заклеймить, в Британии не было ни тогда, ни сейчас.

К сожалению, связанный с Pussy Riot дискурс пока свелся к анализу

прошлого и настоящего, к противопоставлению неких сил в правительстве, олицетворяемых Путиным и руководством РПЦ и либерально настроенной общественности, а не попыткой предсказать развитие ситуации.

Хотя Pussy Riot называют себя феминистками, это игнорируется большинством аналитиков, потому что каждый из них — либералы, атеисты, «возмущенная общественность» — хочет видеть подтверждение собственной идеи, а феминистки в России до сих пор водились только академические, которые, как ботаник по определителю растений и гербарию, могут с одного вгляда назвать 10 отличий «настоящего», классического, засушенного феминизма от реальных акций, в то время как британская феминистка-практик второй волны Жермен Грир писала еще в девяностые:

Внезапная смерть коммунизма катпультировала женщин в другой мир, в консьюмеристское сообщество, в котором не существует защиты для матерей, стариков и инвалидов, никто не заботится о здоровье, образовании или повышении уровня жизни всего населения. В течение двух лет женщины увидели конец прежнего мира, и хотя они потеряли пособие на детей, пенсии, бесплатное медицинское обслуживание, детские сады, постоянную работу, и даже школы и больницы, где они работали, это не вызвало протеста. Женщины могли говорить, но у них не было голоса. У них появилась свобода купить важные услуги за деньги, которых у них не было; свобода заняться самой древней формой предпринимательства, проституцией, продажей тела, разума и души консьюмеризму или, в противном случае, свобода голодать и побираться.

Pussy Riot — верхушка айсберга, показатель процессов, происходящих среди женщин постсовестского пространства, которых упорно загоняют в стойло «кухни, детей и церкви». От дисфункции (падения престижа и его замены на преследование личной выгоды любой ценой) социокультурных институтов, таких как образование, библиотеки, немассовая культура, наука, медицина больше всего страдают те, кого общество позиционирует для выполнения данной функции и от кого ожидает ее поддержания. За исключением охраны правопорядка, львиная доля обязанностей за поддержание общественных институтов в пост-советском пространстве возлагается на женщин.

Любой цели можно попытаться добиться двумя способами — кнутом и пряником. Пряник — обеспечение социальной ситуации, в которых было бы нестрашно рожать и растить детей, ситуации действия, а не дисфункции социальных институтов — стоит слишком дорого, требует долголетней программы, да и не мужское это дело, пряники печь. Российские власть предержащие, сознательно культивирующие маскулинный военный идеал, когда главное — это поддержание и расширение границ Империи, не заботясь о человеческих жертвах и качестве жизни внутри империи, предпочитают действовать кнутом.

Однако, кнут действует только в герметически замкнутом пространстве, вроде СССР или Северной Кореи. У российской жещины есть возможность проголосовать не только руками, но и ногами. О том, будет ли ребенок, заботится женщина, и отобрать у нее эту свободу можно, только если она ее отдаст. В условиях криминала, при плохих и продолжающих ухудшаться школах и больницах, произволе того, что должно быть охраной правопорядка, перспективе нищенской старости, женщина позаботится о том, чтобы ребенок либо родился в более качественной стране, либо чтобы не родился вообще.

Буквально понял значение фразы «большое видится на расстоянии». Всего месяц прошел с акции Pussi а она мне видится совсем по другому. Скорее всего публично, вне этого дневника, я буду продолжать говорить что «лучше бы этой акции не было». Что зря художники нарушили сакральное пространство. Но месть им со стороны карательной машины столь несоразмерна поступку-проступку, что отставив «искусствоведческий анализ» надо их защищать, вызволять из тюрьмы. Pussy Riot: глубина дела

Введение ограничений на аборты приведет к появлению очередной платной услуги в медицинских центрах Украины и Белоруссии, попытки загнать 50% населения в домашнее рабство — к продолжению массового отьезда молодых женщин «взамуж за границу»: если уж приходится похоронить мечты о личном и профессиональном становлении и развитии и нужно сидеть дома и варить щи, лучше это делать там, где дети пойдут в нормальную школу, престижный, а не разваливающийся университет, а затем не пойдут в армию; при встрече с полицией не будут избиты до смерти.

Согласно недавней переписи, рост населения современной Британии происходит, большей частью, за счет иммиграции, в том числе, из России, в результате чего русский уже признан языком национального меньшинства. Однако, увеличивается рождаемость и за счет коренных британок бальзаковского возраста, под и за сорок, женщин, которые в России списаны в тираж. Репродуктивное здоровье нации поддерживает не запрет на аборты, а просвещение относительно способов предовращения нежелательной беременности — пропаганда воздержания не работает ни в США, ни в Африке — а также бесплатная контрацепция, предотвращающая аборты и сохраняющая возможность иметь ребенка тогда, когда ему можно обеспечить адекватные условия для роста.

Следует также помнить, что в 70-е Чаушеску запретил аборты в Румынии, а в 89 именно молодежь сыграла решающую роль в его свержении.

А среди тех, кто предпочитает не бежать, а остаться и попытаться изменить ситуацию, Pussy Riot — неодиноки, как минимум, можно привести в пример FEMEN, хотя и отрицают принадлежность к феминистскому движению, их акции, например, протест против повышения пенсионного возраста для женщин, вполне укладывается в спектр проявлений феминизма третьей волны. Третьей по западной классификации, первой — по постсоветской. Можно спорить о форме проведения подобных акций, но уже ясно, что феминистское по сути движение вышло за пределы Внутренней Монголии интернет-дискуссий в реальный мир.

Раз за разом власти разных стран и времен пытаются разобраться раз и навсегда с проблемой политических выступлений путём жесткого наказания участников. И раз за разом добиваются создания страдальцев, мифов и икон, вроде Нельсона Манделы и Аун Сан Су Чжи. Чем дольше участницы Pussy Riot находятся в тюрьме, тем больше у них будет морального капитала для создания и возглавления своего собственного движения — прошу записать меня в члены-корреспонденты.

Первые ласточки не делают весны, но являются признаком ее наступления, и их отстрел не изменит смену сезонов.

Источник: chaskor.ru

Добавить комментарий