Правительство решило не вводить госмонополию на спирт: средств на выкуп предприятий у частников по рыночным ценам нет, умения эффективно управлять алкогольными активами — тоже. Опрошенные РИА Новости эксперты назвали это решение правильным и ожидаемым, отметив, что оно стало для инвесторов сигналом начинать вложения в отрасль, не опасаясь монополизации.
Правительство решило не вводить госмонополию на спирт: средств на выкуп предприятий у частников по рыночным ценам нет, умения эффективно управлять алкогольными активами — тоже. Опрошенные РИА Новости эксперты назвали это решение правильным и ожидаемым, отметив, что оно стало для инвесторов сигналом начинать вложения в отрасль, не опасаясь монополизации.
При этом государство продолжает регулирование рынка спиртного: вскоре ожидается рассмотрение в Госдуме большого «алкогольного пакета» законопроектов, внедряются и новации в сфере производства алкоголя. Эксперты относятся к этому положительно — легальным игрокам дополнительный контроль не страшен, а нелегалы пусть уходят, считают они.
Монополия на спирт невыгодна
Власть определилась с возможным введением в России госмонополии на производство спирта — в пятницу первый вице-премьер РФ Виктор Зубков сообщил журналистам, что правительство дало отрицательное заключение по этому вопросу.
«Что такое госмонополия на спирт? Это значит, что нужно выкупить по рыночным ценам все активы (по производству спирта), которые находятся в частных руках. Где взять деньги на это?», — заявил Зубков. Кроме того, непонятно, как распоряжаться этими активами — государство вряд ли способно быть их эффективным собственником, признал первый вице-премьер, курирующий в правительстве сельское хозяйство.
В сентябре президент РФ Дмитрий Медведев поручил правительству выяснить, насколько перспективно введение госмонополии на спирт. Тогда же он потребовал разработать порядок установления минимальной цены на водку (с 1 января текущего года зафиксирована из расчета 89 рублей за 0,5 литра) и продавать слабый алкоголь в таре не более 330 мл.
Вопрос о госмонополии вызвал немало споров. Так, правительство предлагало ввести лицензирование перевозок спирта и спиртосодержащей продукции с содержанием спирта более 25%, в Госдуме считали, что необходима госмонополия на оборот спирта. При госмонополии выше контроль, но слабее эффективность бизнеса, при лицензировании эффективность бизнеса будет выше, контроль слабее, отмечали депутаты.
Предлагались также разные варианты реализации самой идеи госмонополии. Так, председатель Совета Федерации Сергей Миронов разработал законопроект, предлагающий с 1 января 2011 года давать разрешения на операции со спиртом лишь тем организациям, в которых доля госучастия превышает 50%.
Вообще, роль государства в регулировании алкогольного рынка обсуждалась довольно давно — как во власти, так и в экспертном сообществе. В 2007 и 2008 годах в Госдуму вносились законопроекты, предполагающие внедрение госмонополии на алкоголь в регионах и на федеральном уровне, однако по разным причинам они не были приняты.
В 2009 году в рамках борьбы с алкоголизмом тема вновь стала актуальной. В конце прошлого года премьер-министр Владимир Путин заявил, что введение госмонополии на производство и оборот алкоголя не решит всех проблем отрасли. А министр финансов РФ, вице-премьер Алексей Кудрин отметил, что его ведомство не поддерживают инициативу Миронова о разрешении участвовать в обороте алкоголя лишь предприятиям с 50-процентной долей госучастия. Кроме этого, Минфин нашел в законопроекте немало недоработок.
Глава Росалкогольрегулирования Игорь Чуян также отмечал, что защищать интересы государства гораздо эффективнее сможет комплекс мер по регулированию отрасли.
Бизнес: сигнал для инвестиций
Опрошенные РИА Новости участники рынка положительно отреагировали на решение правительства РФ не связываться с «водочной монополией» и отметили, что не сомневались в таком исходе.
У государства есть куда вложить деньги, кроме как в производство спирта, отметил представитель одного из игроков российского рынка — группы компаний ОСТ. Тем более, что спирт от Росспиртпрома — а это около 60% рынка — и так контролируется государством, добавил он.
По мнению представителя ОСТ, алкогольный рынок сверхрентабелен лишь в нелегальном сегменте, с которым государство должно бороться. «Исходя из того как рынок выстроился сейчас, серьезности намерений Росалкогольрегулирования, есть основания думать, что нелегальный рынок сократится до серьезных пределов. То есть он не будет уничтожен вообще, это невозможно ни в какой стране мира, но он не будет составлять 50%, а хотя бы 15-20%. А навести порядок, я думаю, под силу нашим правоохранительным органам», — сказал он.
«Мы всегда говорили, что госмонополия в таких отраслях не полезная вещь, — отметил генеральный директор ТД “Хортица” в России Сергей Величко. — Даже разговоры о ней на таком высококонкурентном рынке создают плохой фон для инвесторов, для развития компаний». Многие опасаются, вкладывать ли деньги в предприятия отрасли, которая в один момент может оказаться монополизированной, пояснил он.
Принятое решение даст российским и зарубежным компаниям сигнал, что инвестировать в алкогольную отрасль России можно без опаски, полагает Величко.
Регулирование продолжается
При этом государство продолжает регулирование алкогольной отрасли: в марте ожидается внесение в Госдуму большого пакета соответствующих законопроектов. Как рассказал ранее председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, в частности, планируется ввести единый порядок лицензирования розницы — сейчас регионы определяют его самостоятельно.
Федоров сообщил, что «алкогольный пакет» предлагает полностью запретить продажу пива и слабоалкогольной продукции в ларьках. Сейчас такой запрет действует в отношении только крепкого алкоголя. Возможно, в местах массового скопления граждан перестанут продавать пиво, а на территориях, которые прилегают к детским, образовательным, медицинским, спортивным учреждениям — и вовсе любой алкоголь. По всей России предлагается установить единое время запрета продажи спиртного — пока это отдано на откуп регионам.
Внедряются и новации в сфере производства алкоголя. Так, с 1 марта производство этилового спирта по технологии, при которой получается барда (основной отход производства), допускается лишь при условии ее полной переработки или утилизации. «Для строительства таких установок нужны серьезные инвестиции 2-3 миллиона евро, — рассказал представитель компании ОСТ. — Теперь предприятиям в любом случае придется потратиться. Они раньше сомневались, вкладывать или нет, думали — а что если завтра придут и изымут, а спиртовое производство будет только государственным». Теперь они получили сигнал — вкладывайте средства, иначе начнутся проверки и в случае нарушения закона отъем лицензии, добавил эксперт.
Это правильно, что Россия устанавливает четкие правила игры на алкогольном рынке, рассуждает Величко. Ужесточение и усложнение оборота для нецивилизованных, нечистоплотных производителей в любом случае будет приносить пользу государству и обществу, а легальный производитель не боится и не должен бояться отношений с государством и дополнительного контроля с его стороны, уверен он.
Источник: ria.ru