Мы из будущего

Дорогие читатели! По нашей просьбе вы рассказали нам много удивительных, ярких историй о своих родных и близких, которые прошли войну. Спасибо за все письма и звонки, которые поступили в редакцию.

«Прабабушка вручную меняла рельсы и шпалы на железной дороге»

— Дорогая «Комсомолка»! У меня есть хороший друг. Зовут ее баба Катя. Она моя прабабушка. Лет ей ни мало, ни много, всего 87.

Однажды я ее спросила: «А какой был мой прадед?»

Дорогие читатели! По нашей просьбе вы рассказали нам много удивительных, ярких историй о своих родных и близких, которые прошли войну. Спасибо за все письма и звонки, которые поступили в редакцию.

«Прабабушка вручную меняла рельсы и шпалы на железной дороге»

— Дорогая «Комсомолка»! У меня есть хороший друг. Зовут ее баба Катя. Она моя прабабушка. Лет ей ни мало, ни много, всего 87.

Однажды я ее спросила: «А какой был мой прадед?»

За один вечер мы поговорили с ней про всю войну, от года к году, и про всю его жизнь.

Прадедушка, Крюков Михаил Михайлович, родился на станции Зеледеево в семье железнодорожного мастера. В его семье было пять братьев и одна сестра.

Он из того великого поколения, которое защищало страну от фашистских захватчиков, и вновь восстанавливала ее после войны. Он ко многому готовился в своей жизни, но пришлось в 17 лет стать солдатом. В декабре 1942 года он прошел шестимесячный ускоренный курс обучения в военно-пехотном училище под городом Томском. Уже в середине 1943 года его направили на фронт, в 62-ю гвардейскую стрелковую дивизию.

Прабабушка тоже была на фронте. Во время войны она работала на станции Зеледеево. Вручную женщины убирали с путей снег, шлак, лед, забивали в шпалы костыли, меняли рельсы и шпалы.

В выходные дни они приезжали в подшефный колхоз «Минино» перелопачивать зерно, затаривать его в мешки, грузить на подводы, собирать оставшиеся на полях колоски. Только к 11 часам вечера приезжали домой. А надо было готовить на зиму дрова, сено скоту, привезти на санках или на коромыслах воду от водонапорной башни.

Последние годы дед и баба, так мы в семье их называем, жили в небольшом доме села Еловое Емельяновского района. Они терпеть не могли безвкусных безделушек, но зато в доме всегда было много книг. Прабабушкины вязаные скатерти красиво лежали на столе. Прадедушка постоянно ходил в библиотеку, читал разнообразную литературу. Субботние дни мы, правнуки, любили за то, что нас всегда ждали в гости. На стол ставили большое блюдо с холодцом и горячими блинами. Но самое интересное начиналось после ужина. Убрав со стола посуду, прадедушка доставал свой аккордеон и играл песни военных лет…

Посвящается моему дяде!

— Здравствуй, «Комсомолка», спасибо тебе за твою акцию.

Мой дядя, Жолобов Григорий Арсентьевич, был сержантом, и погиб в бою пятого мая 1944 года, проявив геройство и мужество. Я хочу посвятить ему это небольшое сочинение.

Двадцать второго июня, Летним погожим деньком Войну объявили в Союзе, То немцы пошли напролом. О! Сколько же было рыданий, Когда увозили родных— На битву за Родину нашу, Как сердце щемило за них. В рюкзак покидали вещички, Обнявшись на скоро ушли И долгие годы в разлуке Бои вы с фашистом вели. В селе мужиков всех забрали, Повестки мальчишкам пришли. В семнадцать, ну, что ты, за воин? Но нет отступного пути. Январь сорок третьего года, В лютый сибирский мороз Забрали родного сыночка И Гришеньку поезд увез. « — Пишу Вам, родные, добрался. Тоскую, мамуля, люблю! В учебке, в Новосибирске Я время пока провожу». Он год обучался в Военном И стал в восемнадцать комбат. Повел в боевое крещенье Кому было за сорок пять А в мае пришла похоронка, Ясным весенним деньком, Капель озорная звенела, Солнце светило кругом. Погиб ваш сынок в Украине — Снайпер сразил наповал, Когда штурмовали поместье, Он жизнь без раздумий отдал! И крик материнский раздался, Округа вся вздрогнула вдруг И птиц щебетанье затихло Собрались все стайкою в круг. И жизнь будто спичка угасла В твои восемнадцать лет И матушка с доброй молитвой Богу свечу поднесет. Сколько в полях обелисков! Вам вечная Слава, Солдат! Сколько огней вечных искрами Пламенем ярким горят.

Дрожина Наталья

Прабабушка была разведчицей

— Человек, которым я очень горжусь — это моя прабабушка, Казанцева Мария Николаевна. Наравне с мужчинами она воевала во Второй Мировой войне, на Дальнем востоке, с Японией, была старшим разведчиком! Во время боя ее ранило в левую руку с близкого расстояния. Сейчас для меня это кажется невероятным — пережить такое… Сейчас мы с моей прабабушкой не очень часто видимся, но когда я прихожу к ней в гости, она начинает рассказывать про войну, как ей было там тяжело, показывает военные фотографии, свои медали. Ей уже 86 лет, моя бабушка любит пользоваться различными кремами, и прихорашиваться, любит шоколад. Но больше всего она любит, когда мы всей семьей приходим к ней, нам очень нравится поговорить друг с другом. У меня есть супер-прабабушка, я очень этим горжусь и дорожу!

И хочу сказать ей, и всем ветеранам: спасибо вам, спасибо!

Ученик 6 «М» класса, школы 149, Коля Беляев.

Наперекор врачам снова стал летать на исстребителе

— В нашей большой семье Капустинских (по отцу) и Рогачевых (по маминой линии) было семеро фронтовиков. Они были лётчиками, пехотинцами, артиллеристами, моряками, связистами, разведчиками… Все они уже ушли из жизни, но осталась память о них, их рассказы, документы, награды.

Мой родной дядя, Владимир Капустинский, с детства он увлекался конструированием летательных моделей самолётов. Он очень хорошо рисовал, мастерски играл на скрипке, сделанной, кстати, руками его отца. В сентябре 1940 года он был призван в ряды Красной Армии и направлен в Чкаловское авиационное училище. Никто не ждал беды, но… мы все знаем, что произошло в 41-м. После ускоренной подготовки Владимир назначается в 615-й ночной бомбардировочный полк на должность штурмана экипажа.

9 февраля его самолет подбили. Приземлившись на опушке, мой дядя и штурман сожгли машину и стали лесами пробираться на восток. Четверо суток без пищи и обогрева, по глубокому снегу шли и ползли они к своим. Вот как он сам рассказывал об этом: «Проползём иногда метров 20 — 30 и незаметно для себя уснём прямо на снегу. Тогда выручал нас февральский мороз. Он будил и заставлял двигаться, и мы двигались».

На пятые сутки рано утром они вышли к своим войскам. А в полку их считали погибшими и уже отправили родным похоронные извещения. Вскоре им был вручен новый самолёт.

В августе 1942 года при выполнении боевого задания в районе города Ржева произошла трагедия. При взлёте самолёт взорвался. Он упал на опушку леса, где находился бомбовый склад. Лётчик Пономарев, друг и товарищ, погиб, а моего дядю выбросило из кабины далеко в лес. Когда к нему подбежали, он горел, как факел. Пламя сбили, и в бессознательном состоянии его отправили в авиационный госпиталь. Ожоги были настолько серьёзными, что врачам пришлось пальцы на обеих руках ампутировать. Остались глубокие следы на лице и ногах. Заключение врачебной комиссии в госпитале в Сокольниках (в Москве) было: «не годен к лётной службе». Но мой дядя задался целью доказать, что и без пальцев можно летать в действующей армии. В омском госпитале ему сделали пластическую операцию по пересадке кожи на правой руке. После этого он трижды проходил медицинские осмотры, показывая на них свои способности писать и поднимать культями тяжёлые вещи, подтягивался на руках, одевал при врачах лётное обмундирование и снаряжение. Ему удалось достичь многого, и врачи записали: «Годен к лётной службе в условиях тёплого климата». Это была огромная победа.

Вернуться на Западный фронт помог случай. В Омске оказался майор Решетников, где воздушную разведку вёл знакомый полк. По возвращении на фронт майор рассказал о встрече и желании Владимира Капустинского вернуться к товарищам. Узнал об этом и командующий воздушной армией генерал Худяков. И вот моя дядя после полуторагодичного отсутствия 1 мая 1944 года прибыл в родной полк, снова оказался в боевом строю, и уже 2 мая снова был в воздухе. Он успешно выполнил 300 боевых вылетов, их которых 200 — после ранения.

В октябре 1945 года его демобилизовали и вернулся в родной город Канск. Он ушёл из жизни в возрасте 57 лет в ноябре 1977 года — сказалось нечеловеческое фронтовое напряжение и боевые раны. У нас, его родных и близких, осталась светлая память о нём.

Геннадий Петрович Капустинский.

Пятилетним мальчиком пережил бомбежку Сталинграда

Мой прадедушка, Альберт Лопухов, не воевал, но пятилетним мальчиком встретил войну в Сталинграде, где сейчас и проживает. Он пережил массированную бомбежку города возле мельницы, теперь это памятник тем дням. Видел, как погибали солдаты, но ни на один шаг не отступали. В 1961 году он с отличием окончил Ленинградское ордена Ленина Краснознаменное училище Военных Сообщений имени Михаила Васильевича Фрунзе. С этого времени началась его военная жизнь. Прослужил он в армии 30 лет. Служба проходила в Карелии, Литве, Украине, Приморском крае, Амурской области, а закончилась она в Красноярске.

Сейчас он пенсионер, живет в Волгограде с женой Чернышовой Ниной Петровной и другими близкими ему людьми.

Я поздравляю всех ветеранов войны и просто военных людей с 9 Мая!

Ксюша Кузнецова, ученица 7А школы №149)

«Мой дедушка чудом выжил с осколком в голове!»

— Здравствуй, дорогая «Комсомолка»! Я хочу рассказать об интересном случае, произошедшим с моим дедушкой — Овчинниковым Георгием Деомидовичем. К сожалению, его с нами уже нет, родился он в 1908 году, умер в 1986. Ушёл на фронт из Красноярского края, воевал на Ленинградском фронте, зенитками обороняли с однополчанами дорогу Жизни на Ладожском озере. В один из страшных налётов немецкой авиации, когда, как он рассказывал детям, даже вода в озере была красной от крови наших солдат, ему осколок снаряда попал в голову. Обнаружила деда среди убитых в морге санитарка, он оказался жив! Это настоящее чудо — осколок прошел под костью черепа через макушку и вышел через лобовую кость! Конечно, дедушка долго восстанавливался после такого ранения. Я тоже помню, как маленькая трогала ямочку у него на голове. Деда рассказывал, что хирург в госпитале для ветеранов в Красноярске очень был поражен этим и всё говорил, посмотреть бы, как же так прошёл этот осколок! Вот так судьба дала вторую жизнь дедушке в той ужасной «мясорубке».

Всем ветеранам здоровья, держаться и радовать нас!

(Письмо пришло без подписи)

«Дед не любит рассказывать о той страшной войне»

— Мой прадедушка Рукосуев Иван Ефремович тоже участвовал в этой войне. Он был участником Сталинградской битвы, где был ранен. Попал в госпиталь, после лечения направлен на второй Прибалтийский фронт и снова получает ранения. После лечения в госпитале направляется на четвертый Украинский фронт. И там не обошлось без ранения. Проходил лечения в городе Кракове. Закончив лечения, он направляется на Западную границу с Венгрией. И хотя война закончилась в мае сорок пятого, мой прадед вернулся домой только в марте 1946 года. У него много медалей и орденов. Сейчас ему 87 лет. Он не любит рассказывать об этой страшной войне. Я очень люблю и горжусь своим прадедушкой. Я надеюсь, что в мире больше никогда не будет войны.

Правнуки: Денис Гололобов, ученик 2 класса Богучанской школы №1, Дима Гололобов, старшая группа детского сада №1 «Сибирячок» села Богучаны Красноярского края.

«Наш учитель никогда не хвастался своими наградами»

— Здравствуйте! Мы, бывшие ученики Раздолинской средней школы Мотыгинского района Красноярского края, хотим рассказать об участнике Великой отечественной войны, бывшем директоре и учителе нашей школы, живущем теперь в нашем городе, Четыркине Григории Константиновиче.

С декабря 1941 года он принимал непосредственное участие в боевых действиях в составе 51-й Армии, был командиром пулеметного расчета, потом начальником передвижной радиостанции 71-й армейской роты воздушного наблюдения и оповещения связи. 8 мая вечером во время дежурства на радиостанции была команда: «Быть на приеме», а ночью сообщили о капитуляции Германии! Закончил войну он в звании старшего сержанта. После демобилизации он работал в Раздолинской средней школе директором и учителем физики, математики и астрономии. Вместе с женой, Альфой Алексеевной, учительницей истории, прожив вместе уже 62 года, воспитали двух сыновей, четверых внучек и одну правнучку.

Григорий Константинович — очень достойный, честный и скромный человек, никогда не хвастался своими наградами, и мы долгое время даже не подозревали, что он участник Великой отечественной войны.

Мы сами давно уже бабушки и дедушки, но до сих пор он для нас — авторитет и Учитель, мы поддерживаем постоянную связь с ним и его семьей. Очень хочется, чтобы о нем знали не только мы, но и читатели Вашей газеты.

Дорогой Григорий Константинович! С Днем Победы Вас! Доброго здоровья и долгих лет Вам.

С уважением и благодарностью, Ваши бывшие ученики: Лавровы Л. и М., Каньшины В. и С., Карелина Л., Бабурина Н., Станкевич А., Трудниченко В, Зинченко А. и мн.др.

Как две капли воды похожий на прадеда

— Со мной произошла удивительная история, которой я хочу поделиться. Однажды, мы четверо двоюродных братьев, пошли в кинотеатр на фильм «Мы из будущего», фильм оставил неизгладимое впечатление. Прошло время. Я приехал в свою родную деревню Тюхтет, и при встрече со старожилами, я часто стал слышать фразу: «Смотри-ка, вылитый Аврам!».

И я спросил у отца: «Кто такой, Аврам?».

Он ответил: «Это мой дед, а твой прадед».

Я никогда не видел его фотографию и мне захотелось на неё взглянуть. Фотография хранилась у сестры моей бабушки. Я взглянул на неё — да это же я, как будто минуту назад сфотографировался! Ну и дела.

И мне так захотелось узнать о своём прадеде — Зарецком Авраме Афанасьевиче, 1901 года рождения. Оказалось, у него рано умерла мать, у его отца появилась «лютая жёнушка», — жестокая мачеха. Сам Аврам был красивый: голубоглазый, волосы темные. Любил петь песни, повеселиться. Когда бывало выпьет, то после «пьянки» был «шубутной», пьяненький приставучий. Решительный, «напористый», хитрый, ловкий. Его желание было закон для всех. «Что хотел, то и делал».

Соседи «приворовывали» у Аврама дрова. Воровство соседей надо было прекращать. Так он однажды насыпал пороху в в поленницу, и у соседа-воришки «бабахнуло» печку.

В июне 1942 года он был призван на войну, был ранен в живот в бою под Ленинградом. Мой прадед умер он от ран 3 апреля 1943 года. Мой прадед старше меня на 90 лет. Ему было бы сейчас 109 лет. А мне сейчас 19. Нас разделяет 90 лет — почти век. Взглянув на его фото, я вижу себя.

Скакунова Наталья, 30 лет, Скакунов Александр, 19 лет.

«На деревьях моего дедушку высматривали снайперы, но в него не попадали!»

Про своего прадедушку я могу говорить много и только хорошее. Он выстоял войну без страха, боязни, не думая о плохом. Не смотря ни на что, мой прадед защищал нашу родину своей грудью, хотя был он обычным солдатом. Звали его Клименко Григорий Леонтьевич. Он был рожден в Ново-Александровке 25.01.1904 года. Был призван в 1941 году на четвертый украинский фронт. Он полностью прошел войну, несмотря на огромное множество ранений. У моего прадедушки были прострелены руки, ноги, а так же он был контужен. После всех пережитых им болей, у него осталась только третья часть желудка. Невзирая на своё состояние, он закончил войну в Чехословакии, получив орден красной звезды, медаль за боевые заслуги и др. А так же он часто рассказывал про то, как на деревьях их высматривали кукушки (немецкие снайперы). Они убили многих его друзей, но в него не попадали.

После войны мой прадед стал председателем колхоза деревни Ново-Михайловка. На этом посту он был до 1964 года, после чего ушел на пенсию. А умер он в 1969году. После всего им пережитого. я смело могу назвать его человеком воли, ведь не каждый сможет так достойно прожить свою жизнь. Я им горжусь!

Настя Клименко, 5 «М» класс школы №143, Красноярск

Источник: krsk.kp.ru

Добавить комментарий