Российская столица возвращает себе имперский блеск. Воссоздаются не только величайшие здания Москвы, но и былые традиции. Как отмечает ведущий CNN Ричард Квест, главная сложность постсоветской России — это кризис самоидентификации, который необходимо преодолеть.
Российская столица возвращает себе имперский блеск. Воссоздаются не только величайшие здания Москвы, но и былые традиции. Как отмечает ведущий CNN Ричард Квест, главная сложность постсоветской России — это кризис самоидентификации, который необходимо преодолеть.
С вами снова программа «Города будущего». Мы в Москве. Сейчас я в самом сердце Кремля – Георгиевском зале. Он был возведён еще в 1830-х годах, теперь же он прекрасно реставрирован. Сегодня многие здания в Москве, которые доведены до состояния полной запущенности, получают новую жизнь. Да, конечно, это программа «Города будущего», но это тот случай, когда чтобы взглянуть в будущее, необходимо вернуться в прошлое.
1812 год, Россия отражает вторжение французов. Долгие вечера наполняют музыка и танцы.
Вот только это 2011 год, субботний вечер в Москве.
Этот костюмированный бал – лишь один из примеров того, как сегодня в Москве в уютных условиях вспоминают свое прошлое. И получают от этого большое удовольствие.
Москва вплотную приступила к возрождению царских традиций, и это нельзя считать простым развлечением.
После краха коммунизма президент Борис Ельцин начал отдавать распоряжения о реставрации важнейших памятников культурного наследия Москвы.
Церемониальные залы Большого Кремлевского дворца. Здесь короновали царей, здесь проходят инаугурацию нынешние президенты.
Главным архитектором в этом реставрационным проекте была Татьяна Каменева.
И всё это… Все эти люстры!..
ТАТЬЯНА КАМЕНЕВА, архитектор-реставратор: Этого ничего не было. Вообще! Всего этого не было. Все это было только на фотографиях, на чертежах и в архивах.
Более четырёх лет Татьяна и её команда скрупулёзно восстанавливали дворец: заново изготовляли литые золотые орнаменты и вернули двуглавого орла – герб Российский империи.
ТАТЬЯНА КАМЕНЕВА: Я как реставратор убеждена была всегда, что всё-таки надо сохранять подлинность. Вся наша история, начиная даже с великокняжеского периода, она связана именно с этим местом. С этим местом вообще.
На рубеже веков залам Кремля была возвращена их былая царская роскошь.
Вторым по известности зданием в Москве после Кремля многие считают Большой театр оперы и балета, который только что был заново открыт после шестилетнего обновления.
Татьяна показала мне самые важные детали внешней реставрации здания: по её словам, главный фасад здания восстановлен просто идеально. Но с задней стороны здания Большого были убраны колонны, по структуре схожие с теми, что были на фасаде. Ей это не нравится.
ТАТЬЯНА КАМЕНЕВА: Я считаю, что это вандализм. Это должно было остаться. Даже внутри, даже если этого не видно.
В Большом заявляют, что колонны не уничтожены, а отданы на хранение в музей при театре. Однако споры вокруг реставрации главных зданий столицы идут уже давно.
Храм Христа Спасителя, центр Русской Православной Церкви. Вот так храм, построенный в 1830-х годах, выглядел изначально. Век спустя советские власти сравняли храм с землёй, разместив на его месте общественный бассейн.
АЛЕКСЕЙ ДЕНИСОВ, архитектор-реставратор: Сама идея восстановления, она родилась ещё в советское время. Через 10 лет, в 1994 году, это стало уже государственной задачей.
Над новым храмом Алексей Денисов работал пять лет – до того, как его заменили другим архитектором. Он считает, что это здание символизирует духовное возрождение России. По вопросу архитектурного возрождения у него есть определённые сомнения.
АЛЕКСЕЙ ДЕНИСОВ: Это наглядно проявилось в художественном убранстве храма, в частности в барельефах. Они были сделаны в своё время из мрамора, и, конечно, мы хотели их повторить в том же материале. Но в коммерческом плане было выгоднее сделать это из бронзы, и так и сделали.
И загвоздка не только в мелочах. Московское общество охраны архитектуры предупреждает, что проекты полной реконструкции, такие как этот, могут повредить наследию Москвы.
КЛЕМЕНТИНА СЕСИЛ, один из основателей Московского общества охраны архитектуры: Когда мы организовали МООА, то быстро поняли, что одна из главных угроз московскому наследию – вовсе не бульдозер. А коварная практика некоего создания копий – якобы копий, раздутых версий оригиналов.
А точно воссоздать наследие Москвы может быть проблематично.
Мы снова на балу, и здесь ясно, что речь идёт не просто о точности.
АЛЕКСАНДР ГОРЕЛИК, директор ЮНИСЕФ в Москве: Здесь больше, чем можно увидеть глазом. Потому что, по сути, необходимо заполнить некоторые пробелы в самосознании россиян.
После века революции и смены режима этот город и его жители сталкиваются с кризисом самоидентификации. Им необходимо взглянуть назад и пожить спокойно, прежде чем они смогут двигаться вперёд.
И это был выпуск серии CNN «Города будущего» на этот месяц. Ричард Квест, Москва, Кремль. Увидимся в следующем месяце в одном из других городов будущего в мире!
Источник: inotv.rt.com