Отреставрировали до неузнаваемости

В Москве сегодня начался первый судебный процесс в отношении частного владельца архитектурного памятника. Приобретать их разрешили шесть лет назад – и сразу нашлись желающие этим правом не только воспользоваться, но и злоупотребить. Купеческий особняк XVIII века на Таганской площади был перестроен до неузнаваемости.

В Москве сегодня начался первый судебный процесс в отношении частного владельца архитектурного памятника. Приобретать их разрешили шесть лет назад – и сразу нашлись желающие этим правом не только воспользоваться, но и злоупотребить. Купеческий особняк XVIII века на Таганской площади был перестроен до неузнаваемости.

Извлекая черно-белую фотографию из архивов, москвоведы со знанием дела вздыхают – «ну что вы, это был образец изысканного купеческого вкуса – украшение Таганки». Они говорят «был», хотя особняк на Таганской площади никто не сносил, его просто переделали. Только такая переделка – равна уничтожению.

Все началось три года назад. Сначала с главного и бокового фасадов куда-то исчезли ажурные фронтоны и белокаменные карнизы. После чего над старыми оголенными стенами нависла откровенно пугающая мансарда из гофрированного железа, и в завершении позади старинного особняка появилась кривоватая пристройка из стекла и пластика.

Здание теперь даже отдаленно не напоминает старый, но благородный особняк 18 века. На памятнике архитектуры нынче красуются вывески: рюмочная, закусочная, зал игровых автоматов. Но может, внутри особняка сохранилось роскошное убранство?}

Изношенный серый кафель на полу, белый пластик на стенах, черные железные двери – вот и все убранство. Вкусы нового купечества утонченностью не блещут. Особняк, принадлежавший некогда купцу Степанову, затем купцу Колесникову, ныне находится во владении предпринимательницы Зарицкой. Она вполне законно купила памятник архитектуры регионального значения. Но с условием – особняк не перестраивать. Хозяйку отыскать не удалось, но посчастливилось поговорить с арендаторами.

«Ребята строятся активно, я не думаю, что они совсем без мозгов, у них все есть, разрешения, наверное. Вроде как, какой-то памятник, его, вроде как, нельзя перестраивать. Ну это опять же из телевидения информация, а что они там лепят на этом телевидении», — рассуждает арендатор.

То, что сейчас происходит с памятником архитектуры, в московском комитете по культурному наследию квалифицируется как разрушение. Москомнаследие обратилось в суд с иском о лишении права собственности недобросовестного владельца. И это первый в своем роде иск.

«Очень интересно, что пользователь, который до последнего момента скрывался, вдруг прислал в комитет по культурному наследию бумагу, в которой он заявлял, что он готов привести все в порядок, но, к сожалению, этим его действия только и ограничились. Если мы выиграем в суде, мы этот памятник изымем, приведем в порядок за счет средств города», — обещает Валерий Шевчук, председатель комитета по культурному наследию г. Москвы.

Переделка особняка, невзирая на предписание об остановке строительства, продолжается. Рабочие даже любезно предложили осмотреть одну из просторных комнат, что вскоре будет сдаваться в аренду.

«Передали в руки женщине, бизнесмену, которой на все это наплевать, ей нужно выжать максимальное количество метров из этого здания», — негодует Юрий Гнедовский, президент Союза архитекторов России.

Вместо реставрации мы получили реновацию с элементами экзекуции – всё сокрушаются москвоведы над черно-белой фотографией изящного особняка XVIII века, который превратился в облепленное кондиционерами архитектурное чудовище.

«Принцип революционный в своей основе – старое надо уничтожать, новое строить. Люди просто не понимают ценностей – не исторической, ни эстетической», — замечает Александр Боде, старший научный сотрудник отдела хранения фотографий Музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Источник: vesti.ru

Добавить комментарий