Игорь Гаврюшкин: Псковская Масленица — это вызов всей России

Советник губернатора Псковской области по вопросам реализации государственной политики в сфере культуры, до недавнего времени — организатор ежегодных петербургских карнавалов Игорь Гаврюшкин рассказал ИА REGNUM Новости о новом всероссийском проекте, который стартует на территории Псковской области.

Игорь Валерьевич, ваше имя для Псковской области пока достаточно новое…

Советник губернатора Псковской области по вопросам реализации государственной политики в сфере культуры, до недавнего времени — организатор ежегодных петербургских карнавалов Игорь Гаврюшкин рассказал ИА REGNUM Новости о новом всероссийском проекте, который стартует на территории Псковской области.

Игорь Валерьевич, ваше имя для Псковской области пока достаточно новое…

Это спорный момент. Я начинал в 1985 году в Псковском драматическом театре в 1985 году, потом работал в регионе в разных ипостасях — заместителем директора, директором театра «Карусель». Но дольше вы все-таки работали в Санкт-Петербурге — организовали «Царскосельский карнавал» и «Карнавал на Невском проспекте», придумали благотворительную «Рождественскую ярмарку», для которой рисует картины Владимир Путин, фотографирует Дмитрий Медведев и т.д. То есть у вас не жизнь, а сплошной праздник?

Меня действительно очень интересует тема утраты Россией народной праздничной культуры. У нас же нет праздников — разве что Новый год и 9 Мая… Но в Новый год общенародной является, скорее, подготовка к празднику: покупка подарков, украшение елки, походы по магазинам. Собственно полночь с курантами и шампанским — это семейное застолье. День Победы — святой день, со слезами на глазах, но не народное гулянье в традиционном его понимании. Получается, что традиционные праздники у нас отсутствуют. В этом году 14 февраля — последний день Масленицы и день Святого Валентина. День Святого Валентина молодежь понимает и активно поддерживает, хотя, по сути, праздник придуман продавцами конфет и открыток. Точно так же нам навязали Хеллоуин, сейчас он отмечается во всех клубах. Но это не наши праздники! Нам осталось только начать отмечать День благодарения и День независимости Америки…

То есть Масленица в Пскове — это «наш ответ Америке»?

Я рассматриваю этот проект и как возрождение национальной культуры, и как инновационный способ привлечения внимания к региону, и как привлечение мощных инвестиционных потоков. Масленица пройдёт под девизом «Россия начинается здесь». И это действительно так — до границы 40 километров. Хочется показать Россию хлебосольной и чтящей традиции. Ведь Масленицу — веселый, разгульный праздник — не смогло искоренить даже советское правительство, только назвали по-другому — проводами зимы. Этот праздник из нас не вытравить, поскольку зима в России длинная, и люди ждут и радуются приходу весны. Но новый проект — это не зимний День города. Масленица — это повод пригласить гостей, а значит, проект может существенно повлиять на инвестиционные, экономические, межнациональные отношения в регионе. Сейчас событийный туризм занимает 50% туристической отрасли, и тенденция такова, что к 2020 году доля событийного туризма вырастет до 70%. Человек приехал на Масленицу, погулял 2-3 часа, блинов поел, а потом начинает понимать, что Псков — это уникальный старинный город, в котором можно посмотреть Печорский монастырь, и Пушкиногорье, псковские усадьбы. Вот на таких корнях мы планируем построить псковский территориальный брэнд «Всероссийская Масленица».

Сейчас заявка на всероссийский уровень праздника все-таки кажется некоторым преувеличением…

В Санкт-Петербурге уже висит наружная реклама, и насколько я знаю, тема начинается обсуждаться в городе, а ведь это — 5 миллионов жителей, которые пока предпочитают ездить отдыхать в Финляндию. Но Псков — ближе, понятней и уютней. В среднем, один турист оставляет в Финляндии 150 долларов в день, и надо перенаправить эти потоки к нам. А зимой Санкт-Петербург посещает много иностранных туристов. Если они будут знать, что в 280 километрах от северной Пальмиры в аутентичном городе проходит интересное событие — они захотят сюда приехать. Средневековый Псков гораздо интереснее Таллина, но пока в столице граничащей с нашим регионом Эстонии бывает около 5 миллионов туристов в год, а в Пскове — в десятки раз меньше.

Спросите любого россиянина: где живёт дед Мороз? Ответ однозначный — в Великом Устюге. Я принимал участие в проекте «Родина Деда Мороза» и могу сказать, что ещё 15 лет назад даже не все жители Вологодской области знали о существовании города Великий Устюг! Так что сделать псковскую Масленицу всероссийской — вполне реально. Да и поддержка главы региона Андрея Турчака дает уверенность: то, что сегодня кажется необычным, через три года станет гордостью жителей Псковской области и туристическим брэндом всего региона.

В России сейчас нет федеральных праздников — таких, как кинофестиваль в Каннах или карнавал в Венеции. Эта ниша пока не занята. В ближайшее время реклама о Псковской Масленице как всероссийском празднике появится на федеральном канале «Россия» и люди увидят: Псков бросает вызов всей России.

Для проведения праздника выбрано нетрадиционное для народных гуляний место — городской пляж у стен Мирожского монастыря. Почему?

В Пскове городские гуляния обычно проходят на Октябрьской площади. Но если мы говорим о проекте федерального значения, нужна узнаваемая телевизионная картинка. Таких в Пскове две — территория Кремля и Мирожский монастырь. На территории Кремля, которая представляет собой, по сути, большой каменный мешок, по оценке специалистов МЧС, массовые гуляния проводить опасно. Поэтому Масленица пройдет на территории городского пляжа вблизи старейшего в России Мирожского монастыря и в Музейном квартале на площадке у ресторанно-гостиничного комплекса «Двор Подзноева». Кстати, среди гостей праздника вполне может найтись инвестор для завершения давнего недостроя — гостиничного комплекса, который попадает в зону праздника.

Каким будет бюджет первой Всероссийской Масленицы и откуда пойдет финансирование проекта?

Бюджет праздника составит порядка 14 миллионов рублей. Понятно, что на пилотный проект федеральные средства никто не даст, поэтому будут задействованы возможности областного бюджета и средства партнеров праздника, которые понимают перспективность этого проекта — в этом году около 80% затрат покроет бюджет, остальное — спонсоры праздника, а через 2-3 года этот праздник станет окупаемым. Конечно, здесь, как и в любом бизнесе есть риски, но Псков — это западные ворота России, они должны выглядеть красиво. Федеральные власти должны понимать все перспективы этого проекта, и, надеюсь, уже в следующем году они подключатся к его финансированию.

А пока организатором проведения Всероссийской Масленицы стал фонд «Царскосельский карнавал», который выиграл право заключить государственный контракт с администрацией Псковской области. И главная задача — не просто провести праздник, но сделать его узнаваемым в масштабах России, сделать такой «пирожок с начинкой».

Уже можно озвучить имена известных людей — гостей Псковской Масленицы? Мы разослали большое количество приглашений известным людям: артистам, художникам, губернаторам соседних областей и государств, политикам, эстрадным деятелям. Хочу подчеркнуть, что речь идет именно о приглашении в гости, без каких-либо гонораров или вознаграждений. Это принципиально для нас. Мы обратились к ним с просьбой поддержать начинание региона, ведь если, например, известный артист поделится своими впечатлениями, порекомендует сюда приехать — это дорогого стоит… Но поскольку нет гонорарной системы, сейчас сложно сказать, кто из приглашённых точно приедет.

Программа Масленицы очень насыщенная. Какие мероприятия вы можете выделить как самые необычные?

Будут интерактивно-развлекательные программы, подушечные и «частушечные бои», «кукольный хоровод», ежедневный «Масленичный фейерверк», фестиваль ледяных скульптур, художественная выставка «Масленичный вернисаж», различные конкурсы и многое другое.

Но Масленица — это не только праздник, но и время подготовки к посту, и мы должны проявить себя как люди, готовые помогать и сострадать другим. В программу праздника включён проект «Масленичный орден Милосердия», в котором известные люди будут печь блины и продавать их. Это будут блинные рекорды, выручка от которых пойдёт конкретному социальному объекту области. Если сделанная Президентом фотография была продана на «Рождественской ярмарке» за 51 миллион рублей, то сколько может стоить испечённый им блин?

Какой фирменный знак или талисман будет у псковской Масленицы? В этом году пока никакой — у нас слишком мало времени на подготовку. Но я не сомневаюсь в творческой мысли псковичей. Главное, чтобы люди осознали огромное наследие, которое они имеют, приняли этот праздник и начали им гордиться. Такой пример: в Венецию вы можете приехать в любое время года — и там уже идет подготовка к новому карнавалу. Проводить карнавалы в Венеции начали в 1981 году, это они лукавят насчет 900-летней истории, и задумывался фестиваль как способ спасти уходящий под воду город. А сейчас в Венеции — самая дорогая в Италии недвижимость. Наша задача — в какой-то степени перенять этот подвиг, потому что каждый год Псковская область теряет памятники истории и культуры. Восстановить их можно только с помощью специального проекта, каким на данный момент я вижу проект «Всероссийская Масленица».

Справка ИА REGNUM Новости: Игорь Гаврюшкин родился в Красноярске. Учился в Свердловске, окончил консерваторию по специальности «актер и режиссер драматического театра». Около 10 лет работал в Пскове — в Псковском областном академическом театре драмы, затем возглавлял театр исторических памятников «Карусель». В 1995 году переехал в Пушкин Ленинградской области. Являлся руководителем Фонда реализации культурных программ «Царскосельский карнавал», президентом российской секции Ассоциации европейских карнавальных городов. В 2008 году стал одним из организаторов 42-го Пушкинского праздника поэзии. С апреля 2009 года — советник губернатора Псковской области Андрея Турчака.

Источник: regnum.ru

Добавить комментарий