Что отличает Валерия Гергиева от других дирижеров? Многие музыканты, музыкальные критики ставят на первое место неповторимую творческую индивидуальность дирижёра, оказывающую огромное воздействие, как на оркестр, так и на аудиторию. Гергиева называют самым харизматичным дирижером среди его современников.
Что отличает Валерия Гергиева от других дирижеров? Многие музыканты, музыкальные критики ставят на первое место неповторимую творческую индивидуальность дирижёра, оказывающую огромное воздействие, как на оркестр, так и на аудиторию. Гергиева называют самым харизматичным дирижером среди его современников.
Настоящее искусство не бывает обезличенным. Оно всегда несёт на себя печать индивидуальности, неповторимости таланта того, кто творит. Причём этот талант подчас достигает мощи, которая ломает привычные представления о возможностях людей и возможностях искусства, задаёт новые ориентиры творчества, делает ощутимо более богатым духовно всё человечество. По ним, по их творениям, а не по технологиям и товарам массового спроса, судят об уровне цивилизованности, просвещённости исторической эпохи, в которой они жили, стране, в которой творили.
История России сложна, трудна, нередко драматична. Но она никогда не была обделена такими талантами. Немало их и в музыке. По историческим меркам совсем недавно, во второй половине ХХ века, в нашей стране жили, творили такие, теперь уже можно говорить прямо, поскольку время это показало, гении, как Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах и Мстислав Ростропович, Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс.
Приятно видеть, что, несмотря на все политические, экономические, социальные перипетии, тонус духовного творчества в нашем Отечестве остаётся высоким. На смену ушедшим корифеям пришла новая когорта выдающихся музыкантов. Перечисление их заняло бы слишком много времени, да и велик риск, что кого-нибудь достойного пропустишь. Даже в этом ряду несомненных крупных талантов Валерий Абисалович Гергиев, которому 2 мая исполняется 55 лет, занимает особое место.
Если его детские и юношеские годы и выделяются чем-то, то это, пожалуй, своей обыкновенностью, типичностью. Родился в Москве в 1953 году в осетинской семье, среднюю музыкальную школу и общеобразовательную школу закончил во Владикавказе. Когда мальчику было 13 лет, умер его отец — участник Великой Отечественной войны. Подняла троих детей, всем дала образование мама. В школе Валерий выделялся способностями к математике, не раз побеждал на олимпиадах, так что учителя пытались направить его на эту стезю. Однако любовь к музыке взяла верх. После окончания школы поступление в Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова, класс симфонического дирижирования под руководством профессора Ильи Мусина.
С этого момента его биография перестаёт быть «как у всех». Ещё студентом, 19 лет от роду, Валерий Гергиев получает приглашение сотрудничать с Мариинским (тогда Кировским) театром. В 1976 году завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе дирижеров. Впоследствии Гергиев вспоминал: «Это был конкурс дирижёров-профессионалов, а не студентов. Среди участников конкурса — а это примерно сорок человек, все действующие дирижёры — я был самым молодым. Средний возраст конкурсантов 32-33 года, а мне 23 года. Жюри не очень понимало, что со мной делать, можно ли присуждать первую премию».
Следующий не просто большой, а очень большой успех — победа в 1977 году на Берлинском конкурсе дирижеров имени Герберта фон Караяна.
В 1977 году Валерий Гергиев окончил консерваторию. Юрий Темирканов пригласил его стать дирижером Кировского театра. Его дирижерский дебют состоялся в следующем году — дирижёр оперы «Война и мир» Сергея Прокофьева. С 1981 по 1986 год Гергиев был главным приглашенным дирижером Государственного симфонического оркестра Армении.
Новый этап в его жизни и творчестве начинается в 1988 году. Коллектив оперной труппы театра — а это оркестр, хор, солисты — избирает его своим художественным руководителем. Избирает практически единогласно. Проходит ещё восемь лет — очень трудных для театра, как и для всей страны, — и в 1996 году Валерий Гергиев становится художественным руководителем — директором Мариинского театра. Он ставит перед коллективом высокую, но, как казалось тогда, нереальную, утопическую задачу — сделать Мариинский театр лучшим театром мира.
Трудно сказать, выполнена ли эта задача, ведь нет такого жюри, такой комиссии, которая официально присуждает это звание. Но то, что театр сделал резкий рывок в своём творческом развитии, движется в этом направлении, — несомненно.
Произошло невиданное дотоле расширение репертуара. Среди самых ярких событий — возвращение на петербургскую сцену опер любимого Гергиевым Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», «Парсифаль», «Летучий Голландец», «Тристан и Изольда». Состоялась первая в России полная постановка тетралогии «Кольцо нибелунга». Она с успехом прошла на ведущих оперных сценах Европы, в США, Южной Корее, Японии.
Он встряхнул оркестр, пригласил на работу много молодых музыкантов. Некоторые взращенные им оперные солисты — Ольга Бородина, Галина Горчакова и Анна Нетребко — сделали блистательные карьеры мирового уровня.
Валерию Гергиеву принадлежит идея творческого сотрудничества Мариинского театра с крупнейшими оперными театрами мира, в ряду которых Метрополитен-опера, Королевский оперный театр Ковент-Гарден, театр Карло Феличе, Опера Сан-Франциско, театр Ла Скала, Новая Опера Израиля.
Он инициатор создания и художественный руководитель многих международных музыкальных фестивалей, в числе которых фестиваль в Миккели (Финляндия), фестиваль Красного моря (Эйлат), Роттердам Филармоник — Гергиев фестиваль (Голландия), Московский Пасхальный фестиваль.
Валерий Гергиев является вдохновителем и душой ежегодного фестиваля «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, организованного им в 1993 году.
В 2004-2005 гг. Валерий Гергиев выступил инициатором проведения мировой серии благотворительных концертов под названием «Беслан. Музыка во имя жизни». Под его руководством концерты состоялись в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Токио, Риме и Москве.
Успехи дались нелегко. Валерий Гергиев вспоминает 1990-е годы: «Мне было ясно, что если ничего не делать, коллектив умрёт через год. Когда стали уезжать русские из оркестра моего, я им говорил: куда вы едете? Они ехали в маленькие оркестры Испании, потому что им обещали твердую зарплату в 100 долларов в месяц. А мы официально могли им дать зарплату только в 12 долларов в месяц. И вот, чтобы коллектив не развалился, я день и ночь сидел и выдумывал совместные постановки, фестивали, выезды, создание фестиваля в Финляндии, в Израиле, фестиваля “Белые ночи”, который очень укрепил Мариинский театр и привлек колоссальное количество туристов. Теперь мы продаем на миллион долларов в месяц, а тогда мы продавали на 15 тыс. долларов. Задумайтесь, какой порядок цифр. Сейчас мы живем уже в другом государстве, и я надеюсь, что не только Мариинский театр, а вся российская культура обретёт стабильное существование».
Сегодня Валерий Гергиев — дирижёр с мировым именем. Он работает с известнейшими музыкальными коллективами. В его послужном списке работа с такими коллективами, как Роттердамский филармонический оркестр, оркестр Нью-йоркской Метрополитен-оперы, Лондонской симфонический оркестр. Быть пригашённым главным дирижёром хотя бы одного из них в высшей степени престижно, так это нечто вроде присуждения Нобелевской премии в номинации «дирижирование». Гергиев работал с каждым из них.
Ещё в молодые годы был замечен и отмечен административный талант Валерия Гергиева. Наверное, его истоки в математических способностях маэстро, ярко проявившихся в школьные годы и не поблекшие со временем. Выше отмечалось, сколь велики его заслуги в спасении, а затем в возрождении, ярком творческом подъёме Мариинского театра. Сейчас эти его дарования направлены на реализацию проекта строительства второй сцены для Мариинского театра. Валерий Гергиев имеет также непосредственное отношение к проекту реконструкции петербургского района Новая Голландия.
Не могут не впечатлять награды и звания выдающегося дирижёра. Валерий Гергиев — заслуженный деятель искусств РСФСР (1983), народный артист России (1996), лауреат Государственной премии России за 1994 и 1999 годы. Неоднократно ему присуждалась высшая театральная премия страны «Золотая маска», премия «Золотой софит». В 2002 году ему присуждена премия Президента России за выдающийся творческий вклад в развитие искусства. В 2003 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, орденом Русской Православной Церкви Святого Благоверного Князя Даниила Московского III степени за участие в благотворительных и культурных программах русской православной церкви. Валерий Гергиев награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга», удостоен звания «Почётный гражданин Санкт-Петербурга».
Валерий Гергиев — обладатель многочисленных зарубежных наград, премий, званий. В их числе награда Германии — Крест первого класса «За заслуги», Италии — орден Grand Ufficiale, Франции — орден Почётного легиона, Японии — орден Восходящего солнца, рыцарь Ордена Нидерландского Льва, кавалер армянских орденов Дружбы и святого Месропа Маштоца, киргизского ордена «Данакер». В 1994 году присвоен титул «Дирижер года» (по версии международной организации «International Classical Music Awards»). В марте 2003 года маэстро удостоен почетного звания «Артист мира ЮНЕСКО». В 2006 году Валерий Гергиев был удостоен японской награды Record Academy Award за запись цикла всех симфоний Прокофьева с Лондонским симфоническим оркестром. Дважды Лауреат премии имени Герберта фон Караяна (2001 и 2006 годы), учрежденной музыкальным фестивалем в Баден-Бадене, обладателем премии Фонда американо-российского культурного сотрудничества за большой вклад в развитие культурных связей России и США. В мае 2007 года Валерий Гергиев был удостоен приза Académie du disque lyrique за запись русских опер.
Это далеко не полный перечень наград, премий, званий Валерия Гергиева.
Что отличает Валерия Гергиева от других дирижёров? Многие музыканты, музыкальные критики ставят на первое место неповторимую творческую индивидуальность дирижёра, оказывающую огромное воздействие, как на оркестр, так и на аудиторию. Гергиева называют самым харизматичным дирижером среди его современников. Как отмечал один из американских журналов, в то время как нынешние маэстро похожи один на другого, он выглядит как старомодный артист с печатью непреходящей классичности, подобно дирижерам в черно-белом кино со скрипучим звуком. От него одновременно могут исходить поразительное очарование и яростная неистовость, от которой вздрагиваешь. Он необыкновенно одаренный наследник великой русской музыкальной традиции. Он трепетно оберегает то, что ему дорого в этой традиции, и безжалостно уничтожает штампы. Он из другого географического, культурного и психологического мира. Откуда же он? Он одновременно человек мира и человек над миром. Если существует какая-либо общая нить, связывающая воедино все его интерпретации, то это, вероятно, страсть к палитре красок, к искусству гармонии, к красоте по вертикали. На репетициях он любит рассуждать о красках, оттенках. Он разделяет оттенки, различает их, а потом предлагает каждый предыдущий оттенок внутренне связать с последующим.
Полного ответа на вопрос о том, в чём секрет Валерия Гергиева мы никогда не получим. Потому что большой талант, яркое и сильное дарование — это всегда непостижимая тайна. Невозможно поверить алгеброй гармонию. Музыка обращена к внутреннему миру, к чему-то самому сокровенному в человеке. Миссия оркестра, дирижёра — донести это невыразимое словами послание до наших душ. Валерий Гергиев умеет делать это лучше многих других.
Ольга Варламова, специально для rian.ru
Источник: ria.ru