Православные на Иберийском полуострове: новые приходы РПЦ в Европе

Православные на Иберийском полуострове: новые приходы РПЦ в Европе
Представитель Русской православной церкви игумен Арсений (Соколов) был организатором в двух иберийских столицах — Мадриде и Лиссабоне — первых приходов Московского патриархата.

Вот что он сказал в эксклюзивном интервью «Голосу России» о возникновении в начале ХХI века приходов РПЦ на Иберийском полуострове:

Представитель Русской православной церкви игумен Арсений (Соколов) был организатором в двух иберийских столицах — Мадриде и Лиссабоне — первых приходов Московского патриархата.

Вот что он сказал в эксклюзивном интервью «Голосу России» о возникновении в начале ХХI века приходов РПЦ на Иберийском полуострове:

Православные на Иберийском полуострове: новые приходы РПЦ в Европе

«На рубеже тысячелетий, в самом начале „нулевых“ годов, огромное количество наших соотечественников появилось на крайнем юго-западе Европы — в Испании и Португалии. И в эти же времена появляются первые инициативные группы по созданию православных общин.

В октябре 2001 года решением Священного синода Русской православной церкви и благословением патриарха мне было поручено организовать первую из православных общин русской традиции здесь, на нашем Пиренейском, или Иберийском, полуострове. Это была община в Мадриде.

Мадрид — самый большой город полуострова, и там в то время было очень много иммигрантов из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии и других стран православной традиции. Там и возникла община.

Когда-то до революции при посольстве Российской империи в Мадриде была посольская церковь, были и священники, трудившиеся в часовне. Но со времен, когда посольство стало «красным», советским, естественно, никакого духовного окормления там уже не было, прекратила существование община, и не стало священников.

Таким образом, в сентябре 2001 года, через семьдесят с лишним лет происходит возрождение мадридской русской православной общины».

Отец Арсений, который сейчас является настоятелем лиссабонского Всехсвятского прихода РПЦ, вспоминает, как он одновременно со службой в Мадриде навещал и Лиссабон — в ответ на многочисленные просьбы православных, прибывших в Португалию в качестве иммигрантов из России и других мест постсоветского пространства:

«И вот, находясь в Мадриде, исполняя послушание настоятеля мадридской православной общины, я старался посещать и другие крупные города полуострова, в том числе столицу Португалии Лиссабон. Помимо этого, также Порту, Барселону, Малагу, Овьедо, где тоже появились инициативные группы верующих по созданию общин.

Я, как сейчас, помню этот день: зима, начало января, а конкретно — 3 января 2002 года. Я впервые приехал ночным поездом сообщением Мадрид-Лиссабон на вокзал Santa Apolonia. Я вышел на перрон — никого не знаю, ни одного человека! Куда направить свои стопы? — В русское консульство!

В то время там работал замечательный консул — Николай Аверьянович Санников. Он оказал мне всяческое содействие, в том числе по установлению контактов с нашими соотечественниками. И уже спустя два месяца, в марте, я приехал в Лиссабон совершать первое богослужение. И прошло это первое наше богослужение в Португалии в деревне Алканена, где на кожевенных фабриках трудилось много наших соотечественников.

Служили мы просто. Братья-католики предоставили нам одну из часовен. Я приехал на поезде на вокзал Oriente в Лиссабоне, дальше — на электричке, потом меня подхватили на машине — и на богослужение. Это была ранняя весна 2002 года. Потом было еще несколько «весенних мгновений», а затем постепенно начались богослужения и в Лиссабоне».

Таким образом, после 2000-го года произошло укрупнение Корсунской епархии РПЦ за счет двух новых стран — Испании и Португалии. В эту епархию с центром в Париже входят страны южной Европы и Швейцария.

Перебравшись из Испании в Лиссабон, отец Арсений продолжил работу по организации православных приходов, притом не только в континентальной части Португалии, но и в так называемых «форпостах» Евросоюза в Атлантическом океане — на Азорском архипелаге и на Мадейре. Вот что он об этом говорит:

«Да, богослужения там совершаются, общины там формируются (находятся в стадии формирования), но настоятелей пока там нет. Поэтому мы, священники, которые несут свое служение в Португалии, стараемся регулярно эти формирующиеся общины навещать — Азорские острова и архипелаг Мадейру.

Помимо Лиссабона, в Португалии в настоящее время имеется целый ряд приходов. Второй по мере возникновения приход — в городе Порту. Сначала приходилось ездить туда из Мадрида, чтобы навещать людей. Служили мы у иезуитов, в Casa dos Jesuítas, где они нам любезно предоставляли одну из комнат. Я приезжал ночным автобусом, садясь в него в 10 часов вечера в Мадриде. Теперь, к счастью, в Порту есть более стабильное помещение, уже давно есть свой настоятель, притом не первый.

В городе Фаро, в «южной столице» Португалии, приход организовал протоиерей Иоанн Гербовецкий из Молдавии. Есть приход в рыбацком, портовом городе Сетубал, который расположен южнее Лиссабона. Там тоже есть приход, который возглавляет отец Олег. Также в городе Кашкаиш есть небольшая часовня с довольно многочисленной общиной».

Португалия, наряду с Испанией и Италией — страна с большим преобладанием католиков. Здесь их — почти 93 процента населения, хотя представлены также буддисты и мусульмане, последователи иудаизма, индуизма и некоторых других религий. Православных же здесь, как отметил отец Арсений, никогда не было.

На вопрос «Голоса России», каково отношение католической церкви к православным и их пастырям, иеромонах Арсений сказал:

«Католическая церковь с самых первых дней нашего присутствия в Португалии оказывала нам всяческое содействие. И если в Мадриде была дореволюционная церковь, то в Португалии буквально все начиналось с нуля. Приезжаешь и служишь — где попало и где придется. Обращались к католикам — и встречали только самое братское, самое теплое отношение. Сестры-кармелитки, монахини совершенно безвозмездно предоставляли нам возможность служить в их монастыре, патриарх Лиссабона разрешил нам служить в капелле Boa Nova, в Сетубале получили разрешение от епископа, в Порту помещение давали иезуиты, в Фаро пустующее помещение выделила католическая церковь. И так — везде по Португалии.

Мне кажется, что католики в стремлении помочь нашим бедным иммигрантским общинам были искренни. Это — действительно, братская помощь. Я не вижу в этой поддержке какой-либо задней мысли».

В заключение интервью «Голос России» поинтересовался, что бы хотел пожелать иеромонах Арсений, настоятель лиссабонского прихода Московского патриархата, своим землякам-православным, радиослушателям:

«Помнить всем, кто живет в России, радиослушателям станции, что „здесь, где оканчивается земля и начинается море“, как говорит знаменитый средневековый португальский поэт Луиш Камоиш, тоже есть православные христиане, которые любят свою родину, помнят о ней и молятся».

Интервью отца Арсения состоялось в рамках презентации в Лиссабоне книги настоятеля под названием «Иберийская тетрадь», созданной им на основе записок о службе в Испании и Португалии.

Правда, одна из глав книги повествует и о том времени, когда отец Арсений, бывший студент исторического факультета Томского университета, выпускник Московской духовной академии (а ныне — доктор богословия) служил в Сибири.

Изданная на русском языке, книга вышла в свет в Португалии при содействии представительства Федерального агентства «Россотрудничество» и лиссабонского еженедельника для иммигрантов «Слово».

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий