Новых людей уже много

«Возможность быть счаст ливым больше зависит от тонкого сочетания погоды, музыки и самочувствия, нежели от страны, в которой живёшь», — утверждает писатель, поэт, журналист, теле— и радиоведущий, учитель Дмитрий Быков, которому 20 декабря исполняется 45 лет. Резко поумнеть

«АиФ»: — По вашему выражению, страна у нас «сознательно отуплялась последние 20 лет, и теперь она должна собраться и резко поумнеть». А возможно ли резкое «поумнение»?

«Возможность быть счаст ливым больше зависит от тонкого сочетания погоды, музыки и самочувствия, нежели от страны, в которой живёшь», — утверждает писатель, поэт, журналист, теле— и радиоведущий, учитель Дмитрий Быков, которому 20 декабря исполняется 45 лет. Резко поумнеть

«АиФ»: — По вашему выражению, страна у нас «сознательно отуплялась последние 20 лет, и теперь она должна собраться и резко поумнеть». А возможно ли резкое «поумнение»?

Д. Б. : — Странная вещь — я видел в своей практике, в том числе школьной, только резкие поумнения. Это процесс спонтанный и достаточно быстрый. Невозможно умнеть постепенно, поскольку ум — это ведь не количество информации. Это либо резкое пробуждение интуиции (опыт достиг критического уровня, и вы стали понимать причины вещей), либо внезапное появление мотивации, когда ты вдруг понимаешь, зачем всё. В общем, нужны две вещи: чёткое понимание, что другого исторического шанса не будет (он в самом деле последний — страна слишком истощена физически и духовно), и жажда самоуважения, которая всегда сильнее жажды накопитель ства.

«АиФ»: — А как нам вернуть это самоуважение? Дмитрий Быков. Фото russianlook.com

Д. Б. : — Я сказал бы не «вернуть», а «переориентировать». Сейчас многие склонны уважать себя за предков, за размеры страны, за историю, за ресурсы — словом, за вещи, в которых нет никакой личной заслуги. А уважать себя надо за то, что сделал из себя лично ты. Воспринимать себя не как данность, а как материал для обработки, как первую ступень для достижения сверхчеловечности (в высшем, конечно, смысле, в философском, а не в фашизоидном). Умберто Эко в «Вечном фашизме» точно определил главную черту фашизоидности: устремлённость к прошлому, ориентация на него. А уважать себя надо за настоящее и будущее. Этот образ будущего у страны сейчас отсутствует — значит, каждый должен для себя строить его сам.

«АиФ»: — «Большинство наших граждан получают не за труд, а за способность понравиться тем, у кого есть деньги. Мы не работаем, а выслуживаемся, — утверждаете вы. — Мы все бьёмся не за оплату, а за дотацию; не за прибыль, а за подачку». Почему так сложилось и как это изменить?

Д. Б. : — Сложилась такая система потому, что в России фактиче ски исчезли производство новых ценностей, поиск новых решений, вообще основные занятия, для которых требуется профессионализм. Я считаю профессию гарантией совести: человек способен отвечать за себя и других, когда он что-то умеет. Поменять эту коллизию очень просто: создать класс профессионалов, сломать паразитарную экономику, в которой ориентиром для остальных является не тот, кто лучше всех придумал или произвёл, а тот, кто больше всех потребил. Думаю, жизнь заставит нас сделать это очень скоро: альтернативы нефти ближе, чем кажется, да и резервы этой нефти небесконечны. Энергия спора

«АиФ»: — У вас нет ощущения, что протестное движение растеряло энергию?

Д. Б. : — Есть, как мы знаем, разные виды энергии — потенциальная, кинетическая… Есть уличная, протестная, есть энергия общественного диалога и осмысления ситуации. Сейчас идёт широкая общественная дискуссия, на страницы прессы она выплёскивается лишь малой частью: сегодня ведь можно писать только о скандалах, всё содержательное отсеивается либо внутренним цензором, либо внешним. Россия сейчас интенсивно осмысливает своё положение. Энергия обсуждения, спора, интеллектуального обмена копится в обществе, и это гарантия, что обновление страны не застанет нас врасплох. Нельзя допустить повторения разных уже опробованных сценариев — украденных революций, захлебнувшихся реформ… К кризису надо подойти с чёткой программой первоочередных действий.

«АиФ»: — Что заставило объединиться столь разных людей в Координационный совет оппозиции?

Д. Б. : — Этот орган вполне соответствует своему названию: координация усилий разных представителей оппозиции, их солидарность в решении общих проблем. В нормальном политическом поле мы все наверняка оказались бы в разных станах, но сейчас наша общая цель — сформировать это нормальное политическое поле, добиться свободы прессы, широких общественных дебатов, консультаций по главным вопросам, которые усердно замалчиваются официозом. И конечно, независимые суды, честные выборы, прозрачность власти — все эти принципы объединяют оппозицию, а дальше, само собой, у нас будет нормальная политическая жизнь со спорами, разногласиями и конфликтами. Единомыслие возможно только в «Единой России», грубо говоря, там, где ни единой мысли как раз нет.

«АиФ»: — Год назад, выступая на митинге, вы предсказали появление новой политической элиты. Хочу уточнить: где она?

Д. Б. : — Не элиты, а нового политического класса. Таких молодых людей очень много: они формируются из наблюдателей, из участников протестных митингов и кампаний, из журналистов. Особенно много их на местах, где они занимаются и контролем за выборами, и экологией, и благотворительностью. О них, конечно, в газетах пишут мало, но этих «новых людей» уже много. Они, правда, не столько политики, сколько гражданские активисты. Им очень трудно. Именно самодеятельность ненавистна власти даже больше, чем инакомыслие, ибо это реальная альтернатива ей.

Посмотрите на Ройзмана, которого прессуют десятый год с разной интенсивностью, но постоянной ненавистью. Однако Ройзман как раз доказывает, что люди, которых не сумели запугать в первый момент, дальше только крепнут. И его оппоненты прекрасно понимают это.

«АиФ»: — Согласны с участниками «Квартета И», утверждающими, что «мы всегда выбираем кого-то не того»?

Д. Б. : — Проблема в том, что мы всегда не выбираем. Задача народа России многие века состоит в уклонении от исторической ответственности и исторической деятельности ради чего-то более важного. Знать бы ещё, ради чего. Попыткам это угадать по священы мой роман «ЖД» и отчасти новый роман «Сигналы», который я надеюсь закончить в будущем году. Дмитрий Быков. Фото russianlook.com

«АиФ»: — Историк Ричард Пайпс в книге «Россия при старом режиме» пишет, что Церковь в нашей стране всегда была «служанкой государства». Она, утверждает профессор, «послушней, чем любая другая церковь, отдала себя в распоряжение государства и помогала ему эксплуатировать и подавлять». Согласны с этим?

Д. Б. : — Насчёт служанки не согласен. Мне кажется, Церковь и государство тут служат общему идеалу — государству-церкви, о котором писал поздний Достоевский и которое рисовалось Константину Леонтьеву. Это строго иерархическое, абсолютно тоталитарное сообщество, где репрессивная мощь государства служит утверждению догматов глубоко бесчеловечного, строго иерархизированного, антикультурного и антиинтеллектуального лжеучения. От христианства, конечно, это предельно далеко. Этот идеал действительно живёт в сознании большинства российских имперцев, которые хоть что-то читали (идеал остальных — просто крошить зубы направо и налево под лозунгом «бей-спасай»). К счастью, в РПЦ люди очень разные. И я понимаю, как трудно им оставаться в этой иерархии, где сейчас больше всего боятся нового раскола. Особенно интересен вопрос: как, ценой какого кризиса Церковь будет выходить из своего нынешнего состояния? Об этом боятся думать и говорить вслух, но не вечен же этот период, когда святость отождествляется с лояльностью и безмыслием, а имя Христово упоминается реже других, вполне земных имён! Где всегда хорошо

«АиФ»: — Какие события в общественной жизни нашей страны (со знаком «плюс» и со знаком «минус») вы считаете главными?

Д. Б. : — Главное достижение страны — то, что народ в массе своей не готов мириться с ролью всемирного сырьевого придатка с клерикально-ксенофобской идеологией. Что поиск врага остаётся любимым занятием сравнительно небольшой кучки злобных и невежественных маргиналов. Что тяга к самообразованию оказалась сильнее навязанной тенденции к деградации. Но это всё тенденции, а не события. Самым трагиче ским событием последнего десятилетия я по-прежнему считаю Беслан. Это и масштабный знак уже свершившейся катаст рофы, и предвещание многих неадекватных реакций на неё, и первое столь внятное свидетельство, что власть уже давно живёт в соб ственном мире.

«АиФ»: — Можно ли быть счастливым в такой несовершенной стране, как Россия?

Д. Б. : — Россия как раз очень совершенная страна, если понимать под совершенством стилистическую цельность, последовательность: она в высшей степени равна себе. Вот только этого равенства уже недостаточно, надо стать лучше себя, поднять планку. Что до возможности быть счастливым, то она больше зависит от тонкого сочетания погоды, музыки и самочувствия, нежели от страны. И слава Богу! Я от любой депрессии лечусь работой: школой (где вокруг тебя молодые и доброжелательные люди, где виден результат твоих усилий), стихами (которые всё-таки пишешь не из собственной головы, а берёшь откуда-то, где всегда хорошо), романами (сочинение фабул развлекает лучше любой компьютерной игры). Кроме того, иной разговор с дочерью или сыном способен резко улучшить моё представление о будущем — и своём, и российском. Глас народа

Главные беды — ЖКХ и бедность?

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) утверждает: актуальность проблем пенсионного обеспечения и жилищно-коммунального хозяйства в по следние 6 месяцев растёт, а вот острота проблем преступности, коррупции, безработицы снижается. А что ещё заботит сейчас наших граждан?

Ситуация в сфере ЖКХ — 57% Уровень жизни населения — 51% Алкоголизм и наркомания — 50% Инфляция — 48% Коррупция — 44% Здравоохранение — 41% Безработица — 39% Пенсионное обеспечение — 37%

Источник: aif.ru

Добавить комментарий