С чувством глубокого

The Rolling Stones доставили Satisfaction

Название последнего альбома The Rolling Stones – A Bigger Bang («Большой взрыв») – как нельзя лучше подходит для описания концерта на Дворцовой площади. Группа, отменившая в прошлом году российское выступление из-за травмы гитариста Кейта Ричардса, с лихвой вернула публике долги.

The Rolling Stones доставили Satisfaction

Название последнего альбома The Rolling Stones – A Bigger Bang («Большой взрыв») – как нельзя лучше подходит для описания концерта на Дворцовой площади. Группа, отменившая в прошлом году российское выступление из-за травмы гитариста Кейта Ричардса, с лихвой вернула публике долги.

Запруженные мостовые Невского, перегороженная арка Генштаба, кордоны на Дворцовой набережной, мокнущая публика, девушки, спрятавшиеся от дождя в телефонной будке и коротающие время акапелльным исполнением Ruby Tuesday, – примерно так выглядел центр Петербурга перед концертом The Rolling Stones. Ожидая открытия доступа на Дворцовую площадь, публика судачила на две главные темы – не упадет ли Кейт Ричардс с пальмы за несколько часов до концерта и что будет с Эрмитажем, когда Мик Джаггер и его коллеги сыграют первые громовые такты.

В субботу на Дворцовой было два замечательных концерта – RS вызвали на разогрев своих соотечественников из старинной группы Cockney Rebel. На фоне космополитичной, американизированной рок-н-ролльной мощи «Роллингов» пьяная кабацкая слеза и простонародная удаль CR прозвучала выпукло и контрастно.

Сцена представляла собой огромное сооружение, внешними очертаниями напоминающее автомобильный паркинг – или гигантскую бабочку. Между «крыльев» находился экран, а на самой конструкции – сотни прожекторов, фейерверки и огнедышащие пушки. И ровно в половине десятого, с первыми аккордами The Rolling Stones, вся эта махина пришла в движение.

В 1969 г. выходивший в СССР журнал «Америка» напечатал статью «Новый рок: музыка или шум», автор которой, консервативный американский критик, описывал эффект постепенной потери рассудка на концертах новых в то время рок-групп: человек сначала слушает, затем несется к сцене и вот уже танцует, не помня себя. В минувшую субботу можно было видеть, что штатовский обскурант в своем мракобесии формально ничем не грешил против истины. Нынешние концерты Джаггера и Ко – это рок-н-ролльная «Формула 1», шоу драйва и скорости плюс театр безумной мимики Ричардса и Джаггера. Через полчаса джаггеровских прыжков, ужимок и длинных разговоров с публикой по-русски (!) описанный в давней американской статье эффект сказывается даже на такой робкой аудитории, как петербургская.

Забавно было наблюдать застывшего с открытым ртом Михаила Ефимовича Швыдкого – казалось, он то ли напряженно думал о судьбе Эрмитажа, то ли просто пытался понять, каким образом огромный кузнечик в черной футболке на сцене может быть старше его на пять лет. Действительно, Мику Джаггеру только что исполнилось 64 года – на концерте The Rolling Stones эта мысль кажется бредовой.

Не менее абсурдной кажется и вероятность того, что туром А Bigger Bang группа завершит свою карьеру, – достаточно посмотреть на то, как Мик на пару с голосистой чернокожей вокалисткой Лиз Фишер исполняют прыгуче-фанковую I Go Crazy Джеймса Брауна, а после танцуют малоприличный парный танец. Как для исполнения Sympathy for the Devil, написанной еще для одноименного фильма Годара, Джаггер в красном сюртуке карабкается на самую верхотуру и пляшет среди прожекторов. Или как вся группа выходит на бис и окончательно лишает слуха 40 000 человек исполнением эпохального Brown Sugar.

Но есть во всем этом безумном угаре, сказочной дороговизне и технологическом совершенстве шоу еще кое-что: как бы сложно ни были устроены отъезжающие платформы, как бы сильно ни палила фейерверковая артиллерия – и без всего этого группа вполне могла бы свести свою публику с ума. Да, Джаггер умеет держать и гипнотизировать публику – но ведь его музыкантов никто не может заставить приплясывать, раскачиваться в такт, хулиганить, бегать по сцене и изображать дипломированных сумасшедших. Но у них на сцене танцуют даже техники.

Этот эффект входящего с первыми аккордами рок-н-ролла можно было наблюдать и девять лет назад на первом в России концерте «Роллингов» в «Лужниках». Но в 1998 г. его можно было списать на экстаз первого знакомства – тогда они и начинали с общеизвестного Satisfaction. Сейчас им заканчивали – и правда что.

Источник: vedomosti.ru

Добавить комментарий