Фестиваль «Musicircus Джона Кейджа» откроется в 100-летие композитора

Фестиваль «Musicircus Джона Кейджа» откроется в 100-летие композитора
МОСКВА, 5 сен — РИА Новости. Международный фестиваль «Musicircus Джона Кейджа» откроется в Москве в среду, в день 100-летия великого американского композитора-авангардиста, и продлится до 20 сентября на сцене Рахманиновского зала консерватории, сказал в интервью РИА Новости художественный руководитель форума, известный пианист, профессор консерватории и один из первых исполнителей музыки Кейджа в России Алексей Любимов.

МОСКВА, 5 сен — РИА Новости. Международный фестиваль «Musicircus Джона Кейджа» откроется в Москве в среду, в день 100-летия великого американского композитора-авангардиста, и продлится до 20 сентября на сцене Рахманиновского зала консерватории, сказал в интервью РИА Новости художественный руководитель форума, известный пианист, профессор консерватории и один из первых исполнителей музыки Кейджа в России Алексей Любимов.

Фестиваль «Musicircus Джона Кейджа» откроется в 100-летие композитора

Пионер в области алеаторики, электронной музыки и нестандартного использования музыкальных инструментов, Кейдж был одной из ведущих фигур послевоенного авангарда. Критики называют его одним из самых влиятельных американских композиторов ХХ-ого столетия.

По словам Любимова, название фестиваля взято из перформанса самого Кейджа, который он устроил в 1967 году в одном из супермаркетов.

«Он предложил музыкантам расположиться на самых разных площадках и переходах по всему магазину. Принять участие в акции могли все посетители — любой человек мог играть все, что угодно и вслушиваться в то, что делает он сам и окружающие его исполнители. Это и был первый “Музициркус” — веселый музыкальный цирк. Потом музыкальные цирки стали очень популярными, их устраивали разные авангардные артисты», — рассказал он.

По словам художественного руководителя, на фестивале, конечно, не во всех концертах, музыка будет исполняться при участии зрителей.

«Но с точки зрения Кейджа музыка — это и жизнь, и театр, и звуки. Поэтому я решил взять именно это название, оно отражает общую атмосферу проекта. Но вообще там будут очень серьезные тематические программы. Первый концерт “Портрет художника в день рождения”. Это панорама его музыки — от раннего до позднего Кейджа», — сказал Любимов.

В первый вечер также будет представлен документальный фильм, посвященный композитору. Собеседник агентства отметил, что в этой картине Кейдж исполняет на улицах Нью-Йорка свою «визитную карточку» — пьесу «433», в которой пианист не играет ни одной ноты. А в финале концерта-открытия будет исполнено «433» № 2 — а именно «000».

Во втором концерте «Кейдж и предшественники» будут представлены сочинения пяти композиторов: американцев Чарльза Айвза, Генри Кауэлла, Эдгара Вареза, Эрика Сати и европейца Арнольда Шенберга, у которого учился Кейдж.

Далее слушателей ждут два вечера мини-фестиваля под названием «Путеводитель Джона Кейджа по грибным местам музыкального Нью-Йорка».

«Это два концерта Алана Файнберга и Нью-йоркского ансамбля солистов, образующие мини-фестиваль внутри большой фестивальной программы. Идею показать музыкальный срез нью-йоркской жизни 50-х — 60-х годов предложил Алан Файнберг. Что касается названия, то это всего лишь игра слов. Mushroom в переводе с английского — “гриб”, а mushrooming — это быстрый, внезапный рост, расцвет. В английской версии название звучало так: “John Cage Guide to Mushrooming of Music of NY”, но мы решили его перевести таким вот хулиганским образом», — поделился музыкант.

Затем состоится еще один концерт — «Кейдж-марафон: Непреднамеренность и взаимопроникновение», где, по словам Любимова, «как раз идея “Музициркуса” и проявится с наибольшей остротой».

«Эта программа полностью состоит из перформансов и хэппиненгов. Здесь будет одновременное исполнение нескольких сочинений, визуальные и театральные акции, все это будет сочетаться с прочтением “Лекции ничто” или “Лекции ни о чем”. Это основополагающий текст Кейджа, рассказывающий о музыке, о ее сочинении, о жизни, философии», — сказал худрук.

Завершится фестиваль программой «Приношение Кейджу: Кейдж в России — вчера и сегодня».

«Это очень дорогая для меня программа. Я предложил нашим композиторам откликнуться на творчество Кейджа. Российская традиция исполнения его музыки насчитывает уже более 40 лет. Авторы, которые испытывают интерес к его идеям, а иногда и вступают с ним в полемику, представили свои сочинения — это и более ранние опусы, созданные в 80-е и 90-е годы, и музыка, написанная специально для этого фестиваля. Так мы и закончим — произведения Владимира Мартынова, Антона Батагова, Владимира Тарасова, Владимира Горлинского, Сергея Загния и Павла Карманова будут исполняться вперемешку с сочинениями Кейджа», — заключил Любимов.

В шести концертах фестиваля выступят давние пропагандисты музыки Кейджа: Марк Пекарский со своим ансамблем ударных инструментов, пианисты Иван Соколов и Михаил Дубов, Татьяна Гринденко и ансамбль Opus Post, а также молодые исполнители и современные российские композиторы — всего около 70 музыкантов.

Полную версию интервью читайте на сайте РИА Новости www.ria.ru в разделе «Культура и шоу-бизнес».

Источник: inmsk.ru

Добавить комментарий