Фестиваль «Великие имена искусства» посвятили памяти Владимира Крайнева

III Международный фестиваль «Великие имена искусства» посвящен памяти пианиста Владимира Крайнева. В 1970 году пианист одержал победу на Международном конкурсе имени Чайковского, а в 1994 году организовал благотворительный фонд помощи молодым пианистам.

III Международный фестиваль «Великие имена искусства» посвящен памяти пианиста Владимира Крайнева. В 1970 году пианист одержал победу на Международном конкурсе имени Чайковского, а в 1994 году организовал благотворительный фонд помощи молодым пианистам.

Небольшой концертный зал. Рядом с роялем портрет мастера. Он словно наблюдает за игрой ученика. Так обычно проходили занятия Владимира Крайнева с Дмитрием Онищенко. Знаменитого пианиста и педагога не стало почти год назад. Любимому учителю музыканты посвятили третий международный фестиваль «Великие имена искусства».

«Он был настолько жизнелюбивым человеком, что слово память с ним очень плохо вяжется. Ощущение, что он с нами», — говорит пианист Дмитрий Онищенко.

Его называли первооткрывателем — на его счету много новых имен. В 1992 году Владимир Крайнев организовал всесоюзный конкурс на своей родине в Харькове, где когда-то окончил музыкальную школу для одаренных детей. А еще через два года, уже преподавая в Высшей школе музыки и театра в Ганновере, создал собственный благотворительный фонд. Из Советского Союза в Германию увез четырех учеников, поселил в своем доме и полностью обеспечивал. Друзья говорили, у него чутье на таланты. Находил их в Турции, Чехии, Испании, США, Канаде, Греции. Шутил: только в Африке не был, потому что там могут съесть. Без Владимира Крайнева и его фонда десятки молодых исполнителей могли бы не узнать, что такое выступать на серьезных площадках, рассказывает друг маэстро и такой же самозабвенный искатель талантов Петр Гулько.

«Идея создать фонд в нем все время была, и вот в сердце ему запала. Он был по-мальчишески озорной, и когда он видел искру, он бросался моментально, чтобы ее раздуть», — вспоминает Петр Гулько, художественный руководитель Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.

Он понимал, что в музыке, как и спорте, без соревнований не обойтись. Сам проходил серьезный профессиональный отбор: сначала при поступлении в Московскую консерваторию — Крайнев учился у Генриха Нейгауза — потом на крупных международных конкурсах в Лидсе и Лиссабоне. Но соревноваться не любил. В 1966 году отказался участвовать в конкурсе имени Чайковского. После этого Крайневу запретили все гастрольные поездки. Через четыре года министр культуры Екатерина Фурцева позвонила пианисту. Услышав по телефону ласковое — «Володенька…» — сразу выпалил: «Согласен!». И выиграл IV Конкурс имени Чайковского.

С 1987 года Владимир Крайнев профессор Московской консерватории. Как заповедь студенты соблюдали его Кодекс идеального поведения на сцене — чистота, жар, независимость и холод. То есть, уважение к авторскому тексту, творчество, свобода рук и абсолютный контроль над собой. Впрочем, полностью побороть волнение даже у самого маэстро не всегда получалось.

«Впервые я вышел в 7 лет и играл „Полюшко-поле“. Я умирал от страха всегда», — рассказывал народный артист СССР Владимир Крайнев.

«Владимир Крайнев без шуток, все равно, что музыка без нот», — говорит Дмитрий Онищенко.

Его часто цитировали, устраивали соревнование, кто больше вспомнит каламбуров.

«Когда я ему играл 31-ю сонату Бетховена, у которой в первой части есть большой соблазн сыграть в разных темпах разные партии, соответственно, я этому соблазну поддавался. Владимир Всеволодович сказал: что это у тебя то березка, то рябина? А я ответил: это получается такой смешанный лес. А он и говорит: ты смотри, чтобы он у тебя не был смешной», — вспоминает шутки учителя пианист Дмитрий Онищенко.

Студентка пятого курса Московской консерватории Анна Кавалерова у Владимира Крайнева не училась, но не выступить на Международном фестивале «Великие имена искусства» просто не смогла. Хотела сказать спасибо за то, что ей, когда-то тринадцатилетней девочке, Владимир Крайнев доверял переворачивать страницы нот на своих концертах.

«Иногда мне звонили и просили к семи часам подойти в Московскую консерваторию. Было очень волнительно, честно говоря, выходить на сцену», — рассказывает пианистка Анна Кавалерова.

В жизни Владимира Крайнева была еще одна настоящая любовь. С Татьяной Тарасовой, выдающимся тренером по фигурному катанию, он прожил 33 года. Часто их разделяли сотни километров, поэтому долго не расписывались — просто не было времени. Все решил случай. На гастролях в Польше в 1979 году Владимир Крайнев прищемил дверью палец и отменил гастроли, уехал в Москву, а там поднял все связи в партии и комсомоле. В считанные дни Тарасова и Крайнев официально стали мужем и женой. Он был главным музыкальным экспертом у фигуристов, вместе с Татьяной Анатольевной поставил 18 программ (можно сказать, что наши победы на Олимпиадах и разных чемпионатах, безусловно, и его заслуга).

В их доме постоянно звучала музыка, а к ученикам Владимир Крайнев и Татьяна Тарасова относились как к собственным детям. Музыкант любил цитировать Александра Блока: «Сотри случайные черты, и ты увидишь: мир прекрасен» — это еще одна заповедь его Кодекса идеального поведения на сцене, которой ученики Владимира Крайнева стараются следовать.

Источник: vesti.ru

Добавить комментарий