Украинский расизм («Time», США)

Украинский расизм (
Во время первых тактов песни «Be My Guest» (Будь моим гостем), которая позволила ее исполнительнице выиграть отборочный конкурс и попасть на «Евровидение-2012» в качестве представителя Украины, звучание украинского рожка наводило на мысль о том, что мы увидим нечто весьма традиционное. Тем не менее, уже через 15 секунд фольклорные мотивы и фигуры казаков, гордо выступающих в своих национальных кафтанах, уступили место ультрасовременной мелодии в стиле поп. Среди инструментов появился электронный синтезатор, а в ритме отчетливо зазвучали нотки современной европейской музыки. Однако наибольшее впечатление производил мощный вокал в стиле ритм-н-блюз, который продемонстрировала Гайтана — первая и пока единственная афроукраинка среди знаменитостей в ее стране.
Во время первых тактов песни «Be My Guest» (Будь моим гостем), которая позволила ее исполнительнице выиграть отборочный конкурс и попасть на «Евровидение-2012» в качестве представителя Украины, звучание украинского рожка наводило на мысль о том, что мы увидим нечто весьма традиционное. Тем не менее, уже через 15 секунд фольклорные мотивы и фигуры казаков, гордо выступающих в своих национальных кафтанах, уступили место ультрасовременной мелодии в стиле поп. Среди инструментов появился электронный синтезатор, а в ритме отчетливо зазвучали нотки современной европейской музыки. Однако наибольшее впечатление производил мощный вокал в стиле ритм-н-блюз, который продемонстрировала Гайтана — первая и пока единственная афроукраинка среди знаменитостей в ее стране.
Украинский расизм (

Во время первых тактов песни «Be My Guest» (Будь моим гостем), которая позволила ее исполнительнице выиграть отборочный конкурс и попасть на «Евровидение-2012» в качестве представителя Украины, звучание украинского рожка наводило на мысль о том, что мы увидим нечто
Родившаяся от отца-конголезца и матери-украинки, 32-летняя Гайтана стала пионером ритм-н-блюза на Украине. Детство певицы прошло в Советском Союзе, где такая музыка не пользовалась особой популярностью. «Я открыла для себя ритм-н-блюз благодаря моим зарубежным друзьям и знакомым, которые привозили записи из-за границы, — рассказала она журналистам TIME, — с 15-летнего возраста я посещала закрытые вечеринки, там звучал блюз. … Можно сказать, что мне повезло, ведь в СССР музыка в таком стиле не была доступна каждому».

Давайте перемотаем пленку вперед и перенесемся в день 18 февраля, когда выдающиеся вокальные данные Гайтаны позволили певице сокрушить всех своих соперников, коих насчитывалось 20 человек, победить в отборочных соревнованиях и выиграть право представлять свою страну на «Евровидении». Этот европейский конкурс музыкальных исполнителей является самым популярным зрелищем среди зрителей, не считая, конечно, спортивных мероприятий. Основанный после окончания Второй мировой войны, он хорош тем, что позволяет народам выяснять отношения, состязаясь в мастерстве музыкальных исполнителей, а не бросая бомбы друг на друга. Среди победителей «Евровидения», представляющего собой нечто среднее между Олимпийскими играми и телевизионным шоу «American Idol» (кумир Америки), были шведская группа «АББА» и канадская певица Селин Дион. Для многих стран, особенно тех, которые недавно вошли в общеевропейскую семью — а там конкурс наиболее популярен — это мероприятие является редким шансом увидеть своих артистов выступающими на одной сцене с признанными звездами «старого света», а возможно, и побеждающими их. Национальные телевизионные компании, такие как, например, BBC в Великобритании, вкладывают большие деньги в конкурсантов в надежде, что их рекламные кампании и поездки по Европе принесут родине славу.

Между тем, хотя Гайтана получила поддержку граждан Украины и удостоилась права представлять свою страну в финале конкурса «Евровидение-2012», который состоится в мае нынешнего года, она не смогла завоевать симпатий Юрия Сиротюка, члена политсовета ультранационалистической партии «Свобода». Нет, он не возражает против ее жизнерадостной песни, манеры исполнения или политических взглядов. Ему не нравится расовая принадлежность певицы. «Гайтана не является настоящим представителем украинской культуры, — заявил он в интервью газете „Kyiv Post“ в конце февраля, добавив, что предпочитает группу „Гайдамаки“, ансамбль, исполняющий так называемый „казак-рок“ и использующий в качестве источника вдохновения богатое музыкальное наследие Украины. „Мы ведь хотим войти в Евросоюз, поэтому конкурс „Евровидение“ — это наш шанс показать, что мы тоже являемся европейской нацией. Нам нужно продемонстрировать нашу самобытность“, — подчеркнул политик. В своей речи, за версту отдающей ксенофобией, он даже высказал предположение о том, что, если страну будет представлять Гайтана, „у европейцев может сложиться впечатление об Украине, как о государстве с другого континента“.

Сама Гайтана, которая, кстати, выступала на церемонии инаугурации Барака Обамы в 2009 году, рассказала, что, услышав слова Сиротюка, она расплакалась от обиды. «Партия „Свобода“ оскорбила не только меня лично, но и всех иностранных спортсменов, выступающих за Украину, вообще всех тех, кто считает себя украинцем, независимо от цвета кожи, — заявила певица, — люди не должны бояться рожать детей в этой стране или стремиться покинуть ее в поисках лучшей жизни».

Украинские знаменитости и коллеги Гайтаны по цеху отреагировали на выступление политика весьма быстро. Ответ публики тоже не заставил себя ждать. Многие неправительственные организации предложили певице обратиться за помощью к закону, выдвинув против Сиротюка обвинение в пропаганде расовой ненависти, хотя, откровенно говоря, шансы подвергнуть его уголовному преследованию весьма невелики. «В нашем законодательстве, конечно, есть статьи, направленные против расизма и ксенофобии, — объяснила журналистам EuroNews Яна Салахова, представитель Международной организации по миграции (МОМ), — однако эти законы, к сожалению, применяются не для того, чтобы осудить виновных или создать в стране культуру, в рамках которой люди должны отвечать за свои слова и поступки».

Оскорбительные выпады Сиротюка выглядят еще более грубыми и вульгарными, когда слышишь, с какой гордостью Гайтана говорит о том, что является украинской гражданкой. «В детстве я профессионально занималась настольным теннисом, — вспоминает певица, — я защищала честь Украины вместе с одной азиатской девушкой на различных соревнованиях. Никто не говорил мне тогда, что я не должна представлять эту страну. Наоборот, люди от души радовались моим победам. Все свои достижения, как в музыке, так и в спорте, я посвящаю моей любимой родине — Украине!» Вполне понятно, почему посыл, содержащийся в песне «Be My Guest», заставляет ксенофобов всех мастей скрипеть зубами от злобы и досады, ведь в ней звучат идеи терпимости и единения всех людей — «Welcome/ Stay with me/ Be my friend/ You are free/ To live your life/ To share your love with the world» (Добро пожаловать/ Оставайся со мной/ Будь моим другом/ Ты свободен/ Жить своею жизнью/ И делиться любовью с миром).

Гайтана не собирается поднимать проблему национального самосознания в финале конкурса «Евровидение». Однако сама суть мероприятия — ведь исполнитель становится символом нации — часто является причиной того, что подобный вопрос возникает. Иногда такой посыл выражен ясно и четко, причем это делается сознательно. В прошлом году исполнители группы «Homens da Luta» (Люди борьбы), одетые как представители рабочего класса, вышедшие на демонстрацию, исполнили песню «The Struggle Is Joy» (Борьба — это радость). Она явно призывала португальцев к сопротивлению мерам жесткой экономии, вопрос о введении которых тогда обсуждал парламент страны. Еще до начала конкурса демонстранты распевали эту песню на улицах, сделав ее своим неофициальным гимном.

Бывает и так, что самосознание поднимает голову в ответ на давление со стороны консервативных сил. Ортодоксальные евреи пришли в ужас, когда в 1989 году израильтяне выбрали для участия в конкурсе «Евровидение» певицу-транссексуалку Шарон Коэн, выступающую под псевдонимом «Dana International». Депутаты-консерваторы в парламенте даже оказывали давление на власти с целью снять с конкурса ее песню «Diva» (Дива), ставшую боевым кличем сообщества трансвеститов и транссексуалов в борьбе за их права — «She is all you’ll ever dream to find/ On her stage she sings her story/ Pain and hurt will set her heart alight/ Like a queen in all her glory» (Она — всё, что ты когда-либо мечтал найти/ На сцене она поёт о своей судьбе/ Боль и обида горят в ее сердце/ Она подобна королеве во всей своей славе…). Тронутая текстом песни и манерой исполнения певицы, европейская публика увенчала ее лаврами победителя. «Моя победа доказывает, что Бог на моей стороне, — заявила израильская исполнительница после победы, — я хочу сказать своим критикам, что прощаю их. … Я принадлежу к еврейской нации».

Нравится это ультраправым политикам или нет, но Гайтана тоже принадлежит к украинской нации. У певицы большие планы на будущее. По ее словам, она собирается сформировать женскую футбольную команду, а также создать коллекцию модных фартуков. Однако сегодня все помыслы исполнительницы заняты финалом конкурса «Евровидение», который состоится в Азербайджане с 22 по 26 мая. «Я всегда мечтала о том, чтобы люди жили в мире и согласии, дружили друг с другом, имели возможность ездить в другие страны и знали, что там они будут желанными гостями», — рассказывает Гайтана, — я решила участвовать в конкурсе «Евровидение» не для того, чтобы заявить о себе как о певице, а потому что хочу предложить людям разделить мои взгляды».

Учитывая ту критику, которая сегодня обрушилась на Сиротюка, можно сказать, что Гайтана значительно продвинулась вперед в осуществлении своих намерений.

Уильям Ли Адамс — штатный автор лондонского бюро TIME.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий