Хворостовский: музыка — это избавление от страданий («Русский базар», США)

Хворостовский: музыка — это избавление от страданий (
«Протест не доводил и не доведет до добра»

Второго февраля в Метрополитен-опера в Нью-Йорке состоялась премьера оперы Верди «Эрнани», в которой партию Дона Карлоса исполняет российский певец Дмитрий Хворостовский. Незадолго до премьеры г-н Хворостовский дал интервью газете «Русский базар», в котором признался, что ему не нравятся протестные настроения в обществе, рассказал о том, что привлекло его в проекте Игоря Крутого и почему он не тоскует по России.

«Протест не доводил и не доведет до добра»

Второго февраля в Метрополитен-опера в Нью-Йорке состоялась премьера оперы Верди «Эрнани», в которой партию Дона Карлоса исполняет российский певец Дмитрий Хворостовский. Незадолго до премьеры г-н Хворостовский дал интервью газете «Русский базар», в котором признался, что ему не нравятся протестные настроения в обществе, рассказал о том, что привлекло его в проекте Игоря Крутого и почему он не тоскует по России.

Хворостовский: музыка — это избавление от страданий (

Вначале разговор зашел о политике, и Хворостовский, считающийся человеком аполитичным, признался, что он мало разбирается в происходящем сейчас в России. Тем не менее протестная тенденция, которая наблюдается сейчас во всем мире, ему откровенно не нравится.

«Протест не доводил и не доведет до добра. Это выбивает почву из-под ног любого стабильного государства, каким бы авторитарным или менее авторитарным оно ни было.

Это вопрос исторический или национальный, если говорить, к примеру, о ближневосточных странах. В них американская модель демократии не имеет никакой почвы для существования», — уверен российский певец.

На замечание о том, что даже в сытом и спокойном Лондоне были волнения, Хворостовский сказал следующее:

«Да, это происходит и в Европе, и в Америке. Это больше относится к определенной категории граждан. Если взять выступления молодежи, скажем, в Париже, то это просто хулиганство. Я думаю, что это раздутая, политизированная, вышедшая за рамки демонстрация неимущих и не ждущих ничего от действительности».

Комментируя свое участие в лондонском концерте, посвященном 80-летию Горбачева, Хворостовский подчеркнул, что это была дань уважения не политику, который критикует современное руководство России, а человеку, которого он хорошо знает.

«Отчасти я уважаю его, но большей частью не поддерживаю то, что случилось благодаря его политике. Я видел, насколько это было губительно для страны. С другой стороны, понимаю, что, может быть, не было другой возможности. Но политик — это не обычный человек, он должен искать и находить решения, сохраняющие государственность и государство. После развала страны было разбазарено все», — сказал собеседник издания.

«Я склонен доверять больше фактам, чем политическим лозунгам. Я вижу, с каким уважением относятся к Горбачеву на Западе, и вижу, как в родной стране он стал притчей во языцех, как костерят его простые люди, потерявшие все, даже те небольшие сбережения, которые они сделали при советской власти», — добавил он.

Говоря о своих концертах в провинции, которые собирают неизменные аншлаги, певец отметил, что его репертуар в Казани или Новосибирске ничем не отличается от того, что он исполняет в Японии.

«…Я все так же продолжаю навязывать классическую музыку. Иначе не назовешь. Особых реверансов я не делаю, понимаю, что люди не смогут два часа слушать Листа. Иногда иду на компромиссный вариант и кроме классической музыки пою и популярную. Часто принимающая сторона просит исполнить военные песни. Так получилось, что у простых людей я ассоциируюсь с этими песнями», — сказал собеседник «Русского базара».

Комментируя бытующее в России убеждение, что, дескать, только на Западе все самое лучшее, Хворостовский сказал: «Первые скрипки во многих оркестрах, даже в таком, как Лондонский филармонический, — русские евреи. Костяк труппы цирка Дю Солей тоже русские».

«…Я слышал, как играют западные оркестры: прекрасный качественный звук, комфортно, но нет конфликта, страданий, глубины. Не от того, что их не чувствует дирижер или музыканты. Спросите у Гергиева или Темирканова, что это может значить. Мне кажется, у них нет этого в генах. Это страны непуганых людей: они столетиями живут, не зная, что такое война, разруха и что такое любить человека.

Настоящее искусство — это такое, которое было в блокадном Ленинграде, где люди ходили на филармонические концерты через боль, голод, потери близких. Они видели в музыке избавление от страданий, как в религии. В девяностые годы, когда была разруха, люди тоже приходили на концерты классической музыки, как на религиозное действо», — сказал певец.

Говоря о том, в какой стране ему лучше живется и по какой из них он больше тоскует, Хворостовский признался: «У меня больше тоска по Лондону. В России я бываю чаще, чем там. Я тоскую по своим родным, семье, дому, в котором живу и который очень люблю».

Певец подтвердил, что не общается с представителями русской диаспоры: «Я вообще не тусуюсь. У меня есть жена, четверо детей. Мне бы для них найти время. Его всегда не хватает».

О совместном проекте с Игорем Крутым Хворостовский сказал так: «Мне было интересно попробовать новый жанр, спеть музыку, написанную специально для меня, — Крутой написал 24 песни. Материал обсуждался и делался на моих глазах. Это была увлекательная работа, которая захватила меня полностью в течение трех лет, и ее я сделал с большим удовольствием».

«Я поступил так не потому, что это модно, а потому, что так должно делать. Я знаю, что есть такой жанр кроссовер. А вы знаете, кто его основоположники? Энрике Карузо, Марио Ланца, Федор Шаляпин. Великий оперный певец Шаляпин пел кафешантанные мелодии. Например, „Очи черные“. По тем временам это настоящий кроссовер. Так что все новое — это хорошо забытое старое», — отметил собеседник издания.

На вопрос издания, как получилось, что у музыканта в друзьях такие разные люди, как спортсмен и юрист, Хворостовский ответил весьма эмоционально: «При чем тут спортсмен и юрист? Так получилось, что мы встретились и познакомились. С Фетисовым я познакомился давно, еще когда жил в Нью-Йорке. Я часто бывал в „Русском самоваре“, там мы и познакомились».

Правда, есть у Хворостовского и друзья-музыканты. «Из друзей могу назвать Юрия Темирканова. Я очень уважаю и люблю его, и моя жена, и дети тоже его любят. У нас трогательные отношения, и я дорожу ими. Для того чтобы дружить с человеком, не обязательно тусоваться каждый день», — сказал певец.

Очередные спектакли «Эрнани» в Метрополитен-опера пройдут 18 и 25 февраля. Дмитрий Хворостовский поет Дона Карлоса впервые, но для него это уже шестая опера Верди. «Говорят, что я их коллекционирую», — пошутил певец.

«Риголетто, которого я спел в 2000-м, была самой сложной партией, Симон Бокканегра, в прошлом году, — самой красивой. Но до Дона Карло мне надо было дорасти, эта партия поется очень высоко, тесситура почти как у тенора. Жаль только, что мне приходится пробовать новую роль именно в Метрополитен — это же самая лучшая сцена в мире! Она не заслуживает того чтоб на ней что-то пробовали, надо сразу петь „начисто“, — сказал в интервью газете „Русский базар“ Дмитрий Хворостовский.

Какой капитализм выберет Россия?

«Российский переходный период, 20 лет спустя» — так называется книга, вышедшая под редакцией французского профессора Жака Сапира в издательстве Editions des Syrtes. Ее презентация прошла на этой неделе в Женеве с участием двух из четырех авторов, сообщает швейцарская «Наша газета.ch».

Слова «двадцать лет спустя» ассоциируются у нас, конечно, с романом Дюма. Однако на вечере в женевском конференц-зале с символическим названием «Центр Надежды» речь шла совсем о другом.

В написании книги, в которой прослеживается экономическое и социальное развитие «новой России» за последние двадцать лет, приняли участие четыре признанных эксперта. Жак Сапир — француз с «нашими» корнями, «невъездной» в СССР с 1971 по 1988 годы специалист по советской и российской экономике, заведующий учебной частью в парижской Высшей школе общественных наук и периодический блогер «Нашей газеты.ch». По его собственным словам, вся его карьера, включая две диссертации, связанa с Россией.

Его соавторами стали три российских экономиста: Александр Некипелов, вице-президент Российской академии наук, директор-организатор Московской школы экономики МГУ, председатель совета директоров ОАО «НК „Роснефть“; академик РАН, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер и начальник отдела этого же института Дмитрий Кувалин, информирует издание.

Основные постулаты книги, отмечает газета, сформулированы на четвертой странице обложки и в самом начале основного текста. Там, в частности, говорится, что трансформация Советского Союза в Россию представляет собой явление, имевшее значительные последствия, настоящий вызов экономической науке и западным экономистам.

Между 1992 и 2011 годами страна функционировала как огромная лаборатория по применению на практике экономических теорий. Пережитые ею потрясения, по мнению авторов, помогают лучше понять сегодняшние макроэкономические процессы.

«Наша газета.ch» считает особенно важным утверждение, что все, происшедшее в СССР-России в рассматриваемый период, — не результат какого-то внешнего заговора, не прямое последствие гонки вооружений и холодной войны, а итог внутренних процессов, шедших в стране в предыдущие десятилетия.

С 1993 по 1997 год Россия познала дикую и, в значительной мере, криминальную приватизацию. В 1998-м пережила «кризис суверенных долгов», из которого вышла за счет дефолта и сильной девальвации. Страна вступила в ВТО благодаря восстановлению своей промышленности, особенно автомобильной, посредством разумной протекционистской политики.

Вокруг этих и связанных с ними тем и велась дискуссия в Женеве, пишет издание, а одним из ключевых вопросов стал такой: могли ли прошедшие двадцать лет протечь по-другому, более плавно, без шоковой терапии?

Отвечая на него, академик Некипелов заметил, что даже при одном и том же заданном векторе развития события всегда могут разворачиваться по-разному, и напомнил, что с началом перестройки, параллельно со всеобщим пониманием необходимости политических и экономических перемен, в советском тогда еще обществе бытовало множество иллюзий: казалось, что можно легко демонтировать существовавшую систему управления, и «все заработает по-новому».

Этому способствовали и идеи «Вашингтонского консенсуса». Однако все оказалось не так легко. В конечном счете, из трех имевшихся направлений развития, подробно описанных в первой главе книги академиком Ивантером, был выбран ориентир на создание рыночной экономики и … шоковую терапию, рассказывает газета.

По словам Александра Некипелова, рассуждать сегодня о том, что могло бы быть, не имеет особого смысла: ведь, как бы то ни было и как бы ни была велика цена преобразований, практически никто в России не хочет сегодня возврата к прежней системе.

При этом, отмечает издание, академик признал, что пережитая страной шоковая терапия оказалась значительно сильнее той, которую представляли себе авторы реформ.

После того как в начале 1990-х уровень производства сократился вдвое, страна полностью лишилась нескольких производственных отраслей, а инвестиции сократились на 80%, в 1994 году, по инициативе американской стороны, была создана «Группа экономических преобразований».

Вошедшие в нее от США пять Нобелевских лауреатов, включая Василия Леонтьева, и ведущие эксперты РАН сделали своей основной задачей введение человеческого подхода в реформирование экономики, информирует «Наша газета.ch».

Издание отмечает, что большой интерес у публики, пришедшей на встречу, несмотря на проходившие в тот вечер интересный хоккейный матч и прием в представительстве РФ при Европейском отделении ООН, вызвало рассуждение профессора Сапира о разных моделях капитализма.

Это рассуждение последовало за предположением о том, что после кризиса социализма наступит, или уже наступил, и кризис капитализма. Эксперт заметил, что в кризисе находится лишь одна из моделей капитализма и что нужно различать европейскую, азиатскую (Япония, Корея, Китай) и, например, индийскую и латиноамериканскую модели. По его словам, переживаемый сегодня всемирный экономический кризис — «симптом кризиса еще более глубокого», сообщает издание.

Жак Сапир высказал предположение, что, несмотря на то что большая часть населения России по своей культуре и менталитету ближе к Европе, географическое положение страны не позволяет с уверенностью сказать, что она непременно выберет европейскую модель капитализма.

Вполне возможно и что в России возникнет новая его модель, элементы которой будут заимствованы у ряда существующих моделей, в том числе индийской, которая там известна лучше, чем в Европе.

«Лучше будет эта модель или хуже — решат россияне. Все попытки пойти против воли народа в итоге проваливались. Надо предоставить России шанс самой поэкспериментировать», — цитирует эксперта издание.

Однако, по мнению «Нашей газеты.ch», именно новых экспериментов и боятся больше всего российские граждане, с лихвой заплатившие за все предыдущие.

Не обошли вниманием участники дискуссии и печальную тему коррупции. В этой связи профессор Сапир предложил собравшимся перечитать Гоголя, признать, что коррупция в России традиционна, и, в общем, перестать удивляться.

Впрочем, заметил он, коррупция не является национальной особенностью России, так как существует и в Китае, и в Корее и во многих других странах. Затем, подойдя к вопросу о коррупции исключительно с экономической, а не моральной точки зрения, он заметил, что в определенный момент это явление подменяет отсутствующие в данном обществе институты.

«Рынок эффективен настолько, насколько ему позволяет быть таковым создавшее его общество. Коррупция порой — единственное средство самозащиты самых слабых от самых сильных», — приводит издание слова эксперта, над которыми предлагает задуматься.

На вопрос о причине митингов протеста, проходящих сейчас в России, «хотя вроде бы и мясо есть, и очередей нет», взялся ответить Александр Некипелов. По его мнению, это — показатель того, что «эволюция экономической системы отстает от эволюции общества в целом», пишет швейцарская «Наша газета.ch».

Русская молодежь Австралии встречается в Мельбурне

С 10 по 12 февраля в окрестностях Мельбурна в рамках 2-го ежегодного форума русскоговорящей молодежи Австралии прошел летний лагерь «Ностальгия», сообщает австралийская газета «Единение».

В этом году лагерь был организован Мельбурнским комитетом Совета русскоговорящей молодежи Австралии (МК СРМА). На форум приехали более 60 участников из Мельбурна, Сиднея, Аделаиды и Брисбена, чтобы отдохнуть, хорошо провести время и наладить дружеские контакты между городами.

В течение трех дней молодые люди принимали участие в спортивных и развлекательных мероприятиях, таких как футбол, волейбол, стрельба из лука, скалолазание, скоростной спуск по канатке, прыжки на батуте и, конечно же, пешие прогулки по живописным местам.

Они также посетили первый КВН-фестиваль Австралии, в котором приняли участие команды «Мои любимчики» (Мельбурн), «Вверх ногами» (Мельбурн) и «Южный темперамент» (Аделаида). Зал грохотал от смеха весь вечер, отмечает издание.

После КВН-фестиваля зрители еще долго ходили и цитировали шутки команд. Следующая игра КВН планируется в Сиднее в начальных числах апреля.

По вечерам все отдыхали у большого костра и пели любимые песни под гитару. Тема молодежного фестиваля «Ностальгия», как и формат летнего лагеря были выбраны не случайно. Почти каждый из участников форума когда-то отдыхал в детском или пионерском лагере, пишет «Единение».

Организаторы разбили всех участников на отряды и в каждом из них назначили вожатого, который координировал работу своего отряда и помогал в спортивных мероприятиях.

Форум был организован Мельбурнским комитетом СРМА во главе с его президентом Григорием Метленко и при поддержке Совета российских соотечественников в Австралии в лице Александра Александровича Ильина, а также при содействии Посольства Российской Федерации, сообщает австралийская газета «Единение».

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий