Состояние радио: Главный редактор радио «Шансон» о нашем всем, новой эстраде, массовом вкусе и 25 альбомах Шуфутинского

Состояние радио: Главный редактор радио «Шансон» о нашем всем, новой эстраде, массовом вкусе и 25 альбомах Шуфутинского
Артур Вафин

главный редактор радио Шансон

Вы ведь уже очень долго на Шансоне работаете?

Артур Вафин

главный редактор радио Шансон

Вы ведь уже очень долго на Шансоне работаете?

Состояние радио: Главный редактор радио «Шансон» о нашем всем, новой эстраде, массовом вкусе и 25 альбомах Шуфутинского

Да, содня основания. Начинал ссамого простого: был оператором эфира, просто давил накнопки. Я 12 лет назад приехал изМагнитогорска в надежде покорить столицу, устроился на Шансон и с тех пор тут работаю. Можно сказать, что ясделал успешную карьеру: прошел путь отведущего музыкальных программ дочеловека, который возглавляет программную дирекцию. Сейчас я уже отвечаю вообще за все, что по радио звучит, не только за музыку.

Насколько японимаю, Шансон достаточно необычно стартовал: вывещали наУКВ, никак нерекламировались, при этом практически моментально стали популярными. Как это произошло?

В2000 году небыло такого количества радиостанций, как сейчас. ВМоскве вFM-диапазоне сегодня вещает, по-моему, 54станции. Атогда Европа плюс, Русское радио, только какие-то большие проекты. При этом все равно казалось, что все форматы ижанры распределены, ничего нового придумать невозможно. Никто почему-то не учитывал, что есть пласт такого андеграунда, который можно использовать. Шансон же до2000 года был чистым андеграундом музыкой для личного прослушивания, которая звучала исключительно вмашинах, дома итак далее. Это сейчас музыки столько, что как у Жванецкого: куда ниплюнь везде музыка. А 12 лет назад просто сработало сарафанное радио люди случайно настраивались на УКВ и вдруг слышали свое любимое направление. Наверное, первыми, кто нас стал слушать, были таксисты. Многие даже были вынуждены купить новые магнитолы, укоторых был УКВ-диапазон, чтобы просто иметь возможность слушать Шансон. Так правда было.

Посостоянию наянварь 2012-го шансон, кажется, самая популярная музыка встране. Три самых главных российских концертных исполнителя являются вашими героями. Нонасколько ихуспех связан свашим радио? Вытоже наподъеме, или Михайлов, Ваенга иЛепс сами посебе, а радио Шансон само посебе?

Одно неизбежно влияет надругое. Надо сказать, что в 2000 году радио Шансон не ставило себе задачу стать номером один. Конечно, всем хочется быть лучшими, норуководство радиостанции натот момент понимало, что хорошобы оказаться впятерке, нувтройке лидеров. Отаком феноменальном успехе, как мыимеем сейчас, никто немечтал. Мыпросто делали свою работу. А взрыв, наверное, произошел по одной простой причине мынебоялись брать новых артистов. Это же был риск. И у нас уже было много апробированных музыкантов, популярных в народе, Шуфутинский, Успенская, Лесоповал, Новиков, все они записывали новые хорошие песни. Номысделали ставку намузыкантов, которые небыли популярны, анам казалось, что они интересны. Естественно, когда мы их взяли в эфир, мы привлекли ту немногочисленную аудиторию, которая уних уже была. Тотже Стас Михайлов уже был широко известен вузких кругах. Про Григория Лепса тоже было понятно, что это классная музыка, просто еемало кто слышит. Лена Ваенга изэтой троицы позже всех появилась. А дальше просто ихпоклонники понимали, что ихмузыку они могут найти вбольшом количестве на радио Шансон, а слушатели Шансона стали ходить на концерты этих артистов. То есть все друг другу помогли. Сказать, что мыиграемих, потому что они дают нам рейтинг, нельзя. В отношении этих артистов мы не конъюнктурщики. Мыскорее конъюнктурим, беря вэфир какие-то треки Басты.

Выступление Елены Ваенги на церемонии Шансон года-2011 в Кремле, лауреатом которой (наряду с еще примерно 25 музыкантами) она в прошлом году стала

Кажется, сейчас более-менее все согласны стем, что радио вближайшее время исчерпает себя как медиа. Что выобэтом думаете?

Я плохо себя чувствую в жанре прогнозов. Намой взгляд, радио никогда неуйдет. Возможно, оно будет менять формы подачи сигнала, искать новые возможности донесения этого сигнала доаудитории. Но как жанр, как кнопочка, которую тынажимаешь, аона дает тебе необходимую информацию, оно, конечноже, останется. Грядет эра подкастов, когда тысам себе диджей, часть аудитории туда отвалится, новсе равно будет достаточно большой массив людей, которым нужна будет радиостанция, ежечасные сообщения опогоде как минимум.

Это понятно, но в чем будет функция именно музыкального радио? Например, врядли кто-то станет искать новые группы спомощью радио, когда можно обратиться кинтернету.

Радио сегментируется впоследнее время. Мы переходим вэпоху жесткого форматирования, когда люди говорят: Яхочу слушать радиостанцию, где только песни про любовь под гитару. Или: Ялюблю только грустные песни, спетые женщинами, ставьте мнеих. Все будет зависеть оттого, что хочет аудитория. Вданный момент есть спрос нашансон, ноненадо быть семи пядей волбу, чтобы понимать, что вкакой-то момент большая волна схлынет. Но шансон в своей смысловой и ритмической основе корневая для нашей страны песня. Пока живы русские люди, пока существует преемственность, все будет. Наконцертах шансона несидят только великовозрастные тетеньки идяденьки, молодые люди тоже приходят. Через 10, 20 лет они будут взрослыми, уних будут семьи, дети. Спрос наэти песни будет всегда. Потому что шансон это локальная история, она исключительно для людей, которые живут внашей стране. Для России шансон это наше все. Он будет всегда. Возьмем начало 90-х тогда как раз появились Шуфутинский, Успенская, Лесоповал. Их не очень часто показывали по телевизору, но как они гастролировали! У Шуфутинского было потри стадиона вдень! Смотрим еще дальше, 30 лет назад Высоцкий, Визбор, авторская песня, Окуджава. Впринципе, тоже самое. Яговорю опреемственности. Меняется время, меняется саунд, меняются технические требования, новоснове своей это музыка смысловая, это песни, которые близки большинству. Можно спорить овкусовых, художественных категориях, но это направление не исчезнет.

Для России шансон это наше все. Он будет всегда

Ивсе-таки янепонимаю, почему человек, который захочет послушать шансон, станет включать радио. Почему оннестанет искать какие-то знакомые песни винтернете то, что ему уже нравится?

Надо понимать, что радио это прежде всего развлечение. И сколько бы человек ни качал музыку, это не заменит ему того, что может предложить радиостанция. Радиостанция предлагает тебе людей, которые стобой общаются, радиостанция предлагает тебе программы, которые тыслушаешь, откуда тычерпаешь вдохновение, эмоции, впечатления, информацию. Это невозможно заменить. Вообще, мне кажется, это новое поколение, которое лазает винтернете ивыискивает музыку, оно вкакой-то момент сойдет нанет. Людиже ленивые страшно по природе своей. Зачем ябуду куда-то лезть, искать артистов, когда ямогу просто нажать накнопку. Просто все будет очень сегментированно.

Где-то вовторой половине нулевых Шансон стал сильно меняться. С условного блатняка выперешли накакие-то лирические, какбы возвышенные вещи. Насколько это было реакцией насоциальные изменения встране, или это было волевое решение редакции?

Очень хорошо сказал Шуфутинский: укаждого свое определение шансона. Особенно вРоссии. Останови человека наулице, спроси, что такое шансон укаждого будет свой ответ, икаждый будет прав. Радио Шансон делится своим представлением о том, что это такое. Тот же Шуфутинский сказал, что шансон по-русски всвоей основе это отражение жизни. Шансон очень остро реагирует нато, что происходит вобществе. Так ирадио для меня это немузыкальная радиостанция, амузыкально-общественная. Помимо красивых песен олюбви, этого тренда, сформулированного Стасом Михайловым иЕленой Ваенгой, тут много чего есть. Мало кто знает, например, что Михайлов достаточно сильный социальный поэт, унего много песен вкакой-то степени пророческих, основанных на истории. Или взять тогоже Сергея Трофимова: онмне рассказывал, что очень долго писал песню Боги мои боги, потому что три года собирал литературу, и только после этого смог написать песню про разные религиозные направления иконфессии. Шансон отражает какие-то основные настроения в обществе. В лихие 90-е годы тренды были понятно какие. Мытолько вышли изкоммунизма, стали переходить вкапиталистическое общество сновыми понятиями все это было очень болезненно, был страшный криминал, зачем глаза на это закрывать? Шансон реагировал и были песни криминального содержания. И конечно, когда мы открылись в 2000 году, эта волна хлынула в эфир. Мы с этим шлейфом до сих пор живем и всегда будем жить, наверное. Но мы просто пожинали плоды того, что было в90-е годы. Другой вопрос, что надо было аккуратнее подходить кхудожественному выбору. 24часа всутки, 7дней внеделю, 365 дней вгоду сложно было наполнить радио только одними бриллиантами конечно, мы совершили какие-то ошибки взросления. В2004-м, когда яуже пришел впрограммную дирекцию, уже все начало меняться. Было понятно, что малиновые пиджаки сзолотыми пуговицами позавчерашний день, и люди уже недумают отом, как имдожить доследующего месяца инепопасть под рэкет. Пришли другие ценности, напервый план вышли общечеловеческие вещи, окоторых мымало задумывались в90-е годы семья, друзья, любовь. И появился целый ряд артистов. Не только Стас Михайлов просто он пошел дальше всех. Андрей Бандера, Рада Рай продюсерские проекты, нацеленные на новых слушателей. Более мелодичная, эстрадная волна шансона. Нам вообще в тот момент очень нравилось это слово эстрада: ведь если вспомнить советскую эстраду 70-х 80-х годов, то это как раз были очень мелодичные песни, написанные величайшими поэтами икомпозиторами. То есть смысловую задачу выполняла эстрада а поп-музыка ушла вболее модную танцевальную тему. А потом хорошая эстрада в необходимом объеме перестала производиться и мы эту тему подхватили. Это была на самом деле очень сложная задача. Достаточная большая часть нашей аудитории любила и любит песни андеграудного толка. Я это по-прежнему называю андеграундом, потому что ряд песен мыпросто немогли взять вэфир полексическим соображениям. Даже нененормативная лексика там была, апросто своеобразная. Например, Окурочек Алешковского, какие-то песни Лесоповала или Новикова ушли вночной эфир. Кстати, мыэто разделение досих пор сохраняем. Теже треки Аркадия Северного, Алеши Дмитриевича, какие-то би-сайды унас больше вночном эфире звучат.

Песня артиста Жеки (автора незабвенного хита Григория Лепса Рюмка водки на столе) Между небом и землей один из главных хитов Шансона в прошлом году, продержавшийся в хит-параде радиостанции почти 40 недель

Поповоду шлейфа: мне кажется, выдосих пор сним боретесь. Многими Шансон воспринимается как радио для таксистов иохранников, при этом вывовсех интервью стараетесь говорить, что вас теперь слушают успешные бизнесмены именеджеры. Это правда?

Насамом деле, мывкакой-то момент перестали этим заниматься. Да, мыбили себя вгрудь, говорили: Ребята! Унас все давно изменилось. Но потом мы поняли, что доказывать, что тыневерблюд, совершенно бессмысленно. Ксожалению, русский народ любит вешать ярлыки. Ядосих пор сталкиваюсь стем, что люди один раз включили наше радио в2000 году и уверены втом, чтото же самое там звучит до сих пор. Убеждать ихвобратном, заставлять ихнасильно настраиваться наШансон бессмысленно. Увешать всю страну баннерами типа Послушайте Шансон, онтеперь другой, бессмысленно. Мыисрекламодателями сталкивались, которые неохотно шли нанашу волну, потому что были уверены, что это нельзя слушать ниженщинам, нидетям, апотом, когда начинали с нами работать, становились фанатами радиостанции. Только миссионерская деятельность, только рассказ отом, каким мывидим шансон сегодня, каким оннам кажется правильным иинтересным. Переубеждать аудиторию, проводить массовые рекламные кампании, ребрендинг мыэтого неделали инебудем делать. Достаточно один раз прийти нанаш ежегодный концерт вКремль, посмотреть его, ивсе станет понятно. Если вам кажется это низким покакой-то художественной части пожалуйста, это ваше право. Ксчастью, вэтом смысле мыживем всвободной стране. Когда нам говорят: Аувас есть вэфире блатные песни! … А что выпонимаете под блатными песнями? Это же песни, посути, запрещенные. Но если мыговорим отой криминальной составляющей, которая вних есть, никогда нарадио Шансон незвучала песня спризывом ктому, чтобы пойти украсть, убить. Это все песни покаянные, люди раскаиваются втом, что они сделали. Не дай бог вжизни совершить эти ошибки вот чему эти песни учат. Любая музыка это ритм прежде всего. Гармонии, которые влияют нанас как наорганизм, мы же ходячий набор химических элементов. До того как я пришел на Шансон, работал ссовершенно другой музыкой. Смузыкой современной, иностранной. Первые полгода работы здесь мне было после эфиров физически тяжело. Непотому, что яненавидел шансон, вот просто плохо себя чувствовал, и все. Потом ясам понял, почему. Я сначала семь лет с одной музыкой работал и слушал ее по пять-шесть часов в день а потом стал иметь дело с совсем другим музыкальным массивом, тоже по пять часов в сутки. Аэтоже все звуковые колебания, они влияют нанаш организм, как погода, как что угодно. Организм перестраивается. Возможно, есть люди, которым ритмически этот ляминор, грустный, оннеочень нравится. Нониктоже неотрицает, что миллионы людей вэтой стране эту музыку воспринимают.

Десять лет назад уШансона была уникальная черта: очень много песен вротации, внесколько раз больше, чем обычно. Я послушал ваш эфир, там та же история увас вообще неповторяются песни. Обычно нарадио хит звучит два-три раза вдень, аувас вдень шесть песен Стаса Михайлова, ивсе разные. Почему так?

Вкакой-то момент мыизобрели формулу, которой, как мне кажется, пользуется еще иНаше радио. Смешанный тип, очень хитрая система, когда ротационность есть и баланс сохраняется засчет того, что треки неприедаются. 70 процентов эфира строится натом, что выговорите, берутся несколько песен одного исполнителя, иодна песня идет раз втри-четыре дня, чаще тыеенеуслышишь. Это удобно, потому что заставляет слушателя долго непереключать, тебя незадалбывают одними итемиже песнями. Слава богу, унас артисты, укоторых много песен. Утогоже Шуфутинского 25 альбомов. Там есть что играть. У Новикова порядка 30 дисков. А, скажем, ранние альбомы Круга, Кучина они все золотые, там каждая песня хит. Это принципиальное отличие шансона отпоп-музыки. Это долгоиграющая музыка. Диски Круга как хорошо вконце 90-х продавались, так идосих пор продаются. Высоцкий как продавался тогда, так продается исейчас. Ияуверен, что Михайлов будет еще достаточно долго продаваться. Апоп-музыка строится насиюминутности.

Диски Круга как продавались, так и продаются. Высоцкий как продавался, так и продается. И Михайлов будет еще долго продаваться. А поп-музыка строится на сиюминутности

Насколько часто увас нарадиостанции появляются новые исполнители?

Редко. Насамом деле, это проблема. Янадеюсь, что новое десятилетие приоткроет дверцу для каких-то новых талантов. Да и в нулевых их могло быть и побольше. Но это же сложно шансон воснове своей есть либо смешение талантливого авторства сталантливым исполнением (например, Трофимов или Михайлов), либо настолько талантливое, проникновеннейшее исполнение, когда веришь артисту, как самому себе. Это случай Успенской и Шуфутинского. Проблема исавторами, исисполнителями сейчас налицо вшансоне. Повторов очень много, очень много подражателей, тотже Стас Михайлов породил новую волну эстрадного лирического шансона.

Помимо радиостанции еще существует интернет-телеканал Шансон-ТВ его передачи выглядят примерно так

Меня еще стилистический диапазон удивил. Буквально задва часа яуспел услышать группу Жуки, Ирину Богушевскую иЧижа, это все несовсем шансон в традиционном смысле. Почему выихставите?

Это было всегда. Когда Шансон только появился, основной плейлист был даже более разнообразным, чем сейчас. Несмотря нато, что мырасширили стилистические границы, мывсе равно стремимся кузкоформатности. Нам казалось, что шансон музыка для взрослых, основной костяк аудитории люди, которые себя осмыслили вэтой жизни, уних есть семьи, они работают. Иеймогут быть интересны как раз смысловые песни. Мне кажется, что иуШевчука, иуГарика Сукачева есть много песен, которые нам близки. Конечно, мынеиграем песню Чижа Фантом, нодругие можем. Мыподходим кпесне как кштучному товару. УСергея Чигракова есть Наполе танки грохотали, есть Прогулки поОдессе, мыихвозьмем, ноэто неозначает, что мывозьмем всего Чижа. УГарика Сукачева есть потрясающие песни, онвообще для меня скорее шансонье, такой наш Том Уэйтс, нежели рок-звезда. Нопесню Эрегированный, конечно, мынебудем играть. Мыставим песни, которые нам близки. Песни, которые люди поют. Вообще, если говорить концептуально, сегодня Шансон хит-парад того, что поют вкараоке.

Радио напротяжении своего существования играло какую-то роль вмузыкальной индустрии искало новых артистов, давало им шанс и так далее. Изтого, что вырассказываете, уменя сложилось впечатление, что шансон закрытая история вэтом смысле. Такли это?

Унас есть какое-то сотрудничество срекорд-лейблами. Просто немножко изменилась стратегия бизнеса. Сегодня лейблы нерождают столько артистов, сколько, скажем, десять лет назад. Раньше лейблы больше предлагали контента радиостанциям, и мы выбирали уже посвоему усмотрению. Сегодня иначе. Артист может появится нарадио, апотом уже заинтересовать лейбл, скорее так. Вслучае сШансоном такое бывало сначала Андрей Бандера появился унас вэфире, уже потом Квадро-диск выпустил его альбом. При этом я регулярно отряда компаний получаю какие-то песни, альбомы, нотакого эффекта, какой был раньше, уже нет. Сложно смузыкой, сложно сталантами, новыми именами. То, что компаниям кажется интересным, нам совершенно таковым некажется.

Лейблы просто потеряли вес, наверное. Таже Ваенга возникла практически изниоткуда.

Компакт-диски уходят. Уходит прошлая эра. Меняются формы, меняются принципы продвижения, людям ненужны альбомы, имнужны песни. Посмотрите, что сейчас вайподе среднестатистического слушателя. Дачего только там нет! Там может быть одна песня Стаса Михайлова, альбом Бритни Спирс, последний сингл Леди Гаги, Rammstein, песня какого-нибудь барда, классическая музыка. Слушатель сегодня вэтом смысле непредсказуем. Хвала тем людям, которые чувствуют волну. Мытоже стараемся еенепотерять. Почему мыберем каких-то нетипичных исполнителей, туже Иру Богушевскую? Унее есть, намой взгляд, выдающиеся песни, которые надо показывать. Как радиостанция, которая занимается демонстрация взрослой, серьезной смысловой музыки, схорошей мелодией, схорошими стихами, мыстараемся это делать.

Людям ненужны альбомы, имнужны песни. Посмотрите, что сейчас вайподе среднестатистического слушателя. Там может быть одна песня Стаса Михайлова, альбом Бритни Спирс, последний сингл Леди Гаги, Rammstein, песня какого-нибудь барда, классическая музыка

Мне сложно поверить, что высам любите один только шансон. Что выслушаете дома?

Большую часть времени, конечно, вмашине яслушаю радиостанцию это моя работа. И могу сказать, что получаю удовольствие. А когда не получаю, стараюсь все-таки разобраться впричинах, почему мне ненравится. Что касается личных предпочтений, ясбольшим удовольствием сейчас послушал альбом Ленни Кравица Black and White America. Ясчитаю, это один изсильнейших дисков Кравица. Янезнаю, что он пил, читал, употреблял, елвовремя записи этого альбома, нотам каждая песня шедевр. Я, насамом деле, очень люблю фанк, люблю мелодичный рок, являюсь давним фанатом Jamiroquai, судовольствием сходил наихконцерт. Да вообще много разной музыки. Приобрел судовольствием Greatest Hits группы Queen. Яслушаю классическую музыку, радио Классик уменя настроено вмашине. Это натеслучаи, когда надо немножко отойти, как с сорбетом: отбить вкус, чтобы снова понять, что тыешь. Чуть-чуть дать себе послушать другую музыку. Когда тыслушаешь много разной музыки, тебе проще понимать, вкакой системе координат тынаходишься. Но я до сих пор поражаюсь тому, насколько унас люди лишены музыкального вкуса, когда слушаюто, что присылается нам нарадиостанцию. Надо этот вкус прививать. Вот во Франции такого нет когда яприезжаю вПариж ислушаю тамошние радиостанции, японимаю, что они вообще никак несегментированы воснове своей. На радио после Гайдна может пойти новая песня Дэвида Эспозито, после него может заиграть Ленни Кравиц, ивсе подобрано совкусом, все органично. Корганике надо стремиться, кгармонии, кмузыкальному качеству. Шансону этого нехватает, иэто тоже одна иззадач, которую мыдосих пор решаем. Слава богу, уже лучше. Тотже Шуфутинский записывает песни потри-четыре месяца, онтрудится над каждым звуком, над каждым шорохом. Это может показаться странным для такого уровня мастера, ноонпо-настоящему заморочен. Ябы всем нам пожелал, ислушателям, инам самим, больше качественной музыки. Слушателя невозможно обмануть. Его невозможно заставить что-то слушать. Люди, насамом деле, все понимают.

Источник: afisha.ru

Добавить комментарий