Шахназаров — художник и управленец

Шахназаров — художник и управленец
Карен Шахназаров прославился в 30 лет, сняв картину «Мы из джаза», которая немедленно стала культовой. Собственно, это был его второй фильм. Первый практически провалился.

Карен Шахназаров прославился в 30 лет, сняв картину «Мы из джаза», которая немедленно стала культовой. Собственно, это был его второй фильм. Первый практически провалился.

Шахназаров — художник и управленец

Сейчас Шахназаров вспоминает об этом с улыбкой, но тридцать лет назад пришлось непросто. Молодой режиссер понимал: «Мы из джаза» — единственная возможность реабилитироваться, заявить о себе. И он заявил — трогательной и лиричной музыкальной комедией о парнях, мечтающих создать собственный джаз-бенд в Советской России 20-х годов. Лента сразу побила рекорды посещаемости и стала для многих зрителей визитной карточкой режиссера.

Сам Шахназаров считает, что фильм дал ему почувствовать вкус победы, необходимый для того, чтобы сражаться дальше. «Режиссура — постоянная борьба, — уверен он. — Самая большая проблема этой профессии — то, что в ней нет середины. Либо ты должен снимать или сниматься, если ты актер. Либо ты не снимаешь, не снимаешься — и, значит, ничего не получилось! Это профессия с принципиальными полюсами. И в ней всегда так было, это ее природа. Тут вопрос в выборе: не хочешь — не иди, а уж если пошел — не жалуйся, сражайся!»

За лентой «Мы из джаза» последовали новые работы, в том числе фильм «Курьер», упрочивший славу режиссера и открывший его по-новому. «Курьер» — это портрет молодежи 80-х, жесткий, не скрывающий таких негативных моментов, как разболтанность, безответственность, присущая возрасту. Но портрет создан с явной симпатией к поколению, с пониманием его проблем — и картина моментально разошлась на цитаты, которые порою можно услышать и сейчас…

«Я не строю иллюзий относительно кинематографического успеха, — любит повторять Шахназаров. — Это классическую литературу — стихи, романы — люди читают годами, а век фильма недолог. Чудо, если фильм, пользующийся успехом сегодня, вспомнят через 15-20 лет». Выходит, чудеса возможны: ранние ленты Шахназарова зрители с удовольствием пересматривают до сих пор.

В 1998 году Карен Шахназаров принял предложение возглавить «Мосфильм» — и поклонники мастера загрустили: организаторская и даже хозяйственная работа, причем такого масштаба! До творчества ли тут? Но режиссерский багаж мастера продолжал пополняться: сейчас в его послужном списке уже 14 картин. И две из них — «Исчезнувшая империя» и «Палата №6» — удостоены высшей российской кинематографической награды, премии «Золотой орел».

Но вернемся к «Мосфильму». «Начинать руководство концерном, технически несостоятельным, к концу 90-х практически развалившимся, было невероятно сложно, — вспоминает Шахназаров, — но мы прорвались. Элемент какого-то ужаса у меня был в первый день, когда я понял, что „Мосфильм“ — это не то, что все знают, а трубы, крыши, электрика, подвалы, которые были затоплены водой.

Оставалось десять сантиметров, и если бы вода поднялась чуть выше, то вырубилась бы вся электрика на студии. Тогда был момент шока. Но, с другой стороны, я очень рад, что в моей жизни есть такой опыт… Мы не получали никаких средств от государства. Все, что мы делали, делалось не на деньги налогоплательщиков. Это было тяжело, но это было интересно».

Сейчас «Мосфильм» по праву считается одной из лучших киностудий мира: великолепные мастерские, съемочные площадки и павильоны, мощный парк автотехники — и более ста выпускаемых картин в год. Кстати, все свои фильмы Карен Шахназаров снял именно здесь. Шахназаров гордится нынешним состоянием «Мосфильма». Но тревожится по поводу будущего российского кинематографа, хотя и верит в его потенциал и самобытность.

«Самое главное — нужно почувствовать свою традицию, надо быть самим собой. Не получится у нас, как у американцев: для этого надо американцами родиться, вырасти там. И как у индийцев не получится, и как у французов… Но Россия все-таки страна необыкновенно богатая талантами, традициями. При всех проблемах у нас много традиций. Вырастут, придут новые поколения — и будет у них место, где снимать, где работать», — сказал режиссер.

К 60-летнему юбилею Карен Шахназаров выпустил новый фильм — мистический боевик «Белый тигр» о противостоянии советского солдата и фашистского танка-фантома в годы Второй мировой войны. Для режиссера это абсолютно новая тема — картин о войне он раньше никогда не снимал.

— Бой с фантомом в фильме Шахназарова

Впрочем, такой неожиданный поворот — это как раз по-шахназаровски. Ни зрители, ни критики, ни даже сам режиссер никогда не знают, каким будет его следующий фильм — в каком жанре, о чем? Кто бы мог предположить, что вскоре после картины «Цареубийца» — мистико-психологической драмы — последует бытовая мелодрама «Американская дочь», во многом автобиографическая работа.

После фильма «День полнолуния», увлекающего зрителя в странное путешествие во времени с героями разных эпох, появится «Исчезнувшая империя» — вполне реалистическая история о поколении 70-х годов. «Я не могу однозначно сказать, почему сделал ту или иную картину, — признается Карен Шахназаров. — Не могу никогда однозначно рассказать свой замысел и не считаю это нужным делать. Мне очень важно нащупать материал, который мне страстно хочется сделать».

«Страстно хочется сделать» — это, видимо, и есть главный творческий принцип Карена Шахназарова.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий