В Государственном Литературном музее открылась персональная выставка художника, скульптора и издателя Николая Дронникова. Специально для этой экспозиции он привез свои работы из Парижа. Дронникова называют «самым французским из русских и самым русским из французских художников».
В отличие от петербургской выставки Дронникова в Музее Пушкина, где представлены лучшие живописные работы художника, московская экспозиция рассказывает о Дронникове-летописце.
В Государственном Литературном музее открылась персональная выставка художника, скульптора и издателя Николая Дронникова. Специально для этой экспозиции он привез свои работы из Парижа. Дронникова называют «самым французским из русских и самым русским из французских художников».
В отличие от петербургской выставки Дронникова в Музее Пушкина, где представлены лучшие живописные работы художника, московская экспозиция рассказывает о Дронникове-летописце.
Живя во Франции с 1972 года, художник тесно связан с русской эмиграцией и стремится запечатлеть ее жизнь в картинах и книгах. Его уникальные графические портреты написаны с натуры во время бесед, концертов, словом, в момент творческого вдохновения.
Вот похудевший, с острым подбородком Андрей Тарковский во время последнего интервью. Рядом сосредоточенный Высоцкий с гитарой. В портретной галерее Дронникова — известные представители русского зарубежья, с которыми он был знаком лично.
Среди них Булат Окуджава и Александр Галич, Сергей Лифарь и Иосиф Бродский, Аркадий Столыпин и Никита Струве. И, конечно, Андрей Синявский и Александр Солженицын, разделившие, по словам художника, на два лагеря русскую эмиграцию.
В своей автобиографии Николай Дронников написал: «Я отшельник. Мой идеал — художник Возрождения». Таким жаждущим творческой свободы отшельником он почувствовал себя в Советском Союзе конца 60-х. По признанию художника, к решению покинуть Союз его подтолкнул великий Марк Шагал, с которым он встретился во время поездки в Париж в 1968 году:
«У меня была такая проблема: примкнуть к подпольным художникам или нет? И я поехал за советом к нему. Когда мы разговаривали, я его спросил: „Как вы относитесь к подпольной живописи?“ И он мне говорит: „В моей истории подпольных художников не было. Подпольная литература была, а подпольных художников я не знаю“. Он сказал мне, что в подполье искусство развиваться не может».
Эти слова Марка Шагала фактически решили судьбу Николая Дронникова. С 1972 года он живет и работает в Париже. Куратор выставки Елена Погорельская рассказала, что познакомилась с художником совершенно случайно — знакомый искусствовед попросил ее захватить одну из работ Дронникова из Парижа для киевской выставки:
«Я пришла к нему домой и в какой-то момент потеряла дар речи, когда я увидела мастерскую художника, домашний музей, шпалерную развеску портретов выдающихся деятелей, часть из которых здесь представлена. И сразу захотелось сделать эту выставку. Николай любезно согласился привезти свои работы, и большую часть того, что вы видели на стенах, он оставляет нам после выставки».
На выставке в Литературном музее можно увидеть не только картины, но и книги по искусству и истории России, а также открытки, которые Николай Дронников напечатал в домашней типографии тиражами не более 25 экземпляров. Среди них стихотворения и дневники его друга, поэта-сюрреалиста Геннадия Айги, сборник стихов художников Гончаровой и Ларионова.
«Русский Париж Дронникова» представлен и в пейзажах — вид на Монмартр от дома Ивана Тургенева, монастырь Бюси-ан-От, где умер Иван Шмелев. Все, что делает Дронников, наполнено памятью, размышлениями. По сути, это портрет русской культуры на фоне культуры мировой.
Источник: rus.ruvr.ru