Вперед, за «Синей птицей»!
К успешно развивающейся русскоязычной школе в Женеве, созданной «под крылом» Института европейских языков и культур, тянется длинная вереница детей и родителей, сообщает «Наша газета.ch».
Вперед, за «Синей птицей»!
К успешно развивающейся русскоязычной школе в Женеве, созданной «под крылом» Института европейских языков и культур, тянется длинная вереница детей и родителей, сообщает «Наша газета.ch».
Хорошо известен ставший уже хрестоматийным эпизод основания Московского Художественного театра: решение о его создании приняли за беседой в ресторане «Славянский базар» два великих человека — Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко, напоминает издание и поясняет, почему приводит именно этот пример.
Все дело в том, что решение это было историческим: до образования МХАТ подобного театра в Москве не было. Так же не было до появления «Синей птицы» и подобной русской школы в Женеве, без ложной скромности утверждают ее создатели.
На этом аналогии не заканчиваются: проект «Синяя птица» тоже родился в ресторане. Правда, роль «Славянского базара» исполнил гораздо более скромный ресторан на 4-м этаже супермаркета «Manor», беседу за столиком которого вели три дамы, приятные во всех отношениях: Елена Газанова, Елена Хазанова и Ксения Котова-Боше, пишет газета.
«Синяя птица», от первого до последнего «перышка», создана и развивается благодаря женским усилиям, женской фантазии и непреодолимому желанию сделать так, чтобы дети и внуки не забывали русский язык и впитали хоть сколько-нибудь той культуры, на которой выросли их мамы и бабушки.
Вот такую нелегкую задачу взвалили на свои хрупкие, но выносливые плечи героини публикации, ни одна из которых не обладала доселе практическим опытом организации детских школ и управления ими, отмечает издание.
На первый логичный вопрос — что послужило толчком для создания «Синей птицы»? — газета попросила ответить директора программ женевского Института европейских языков и культур Елену Газанову.
«Идея уже давно витала в женевском воздухе, по крайней мне, со мной ее многие обсуждали. Почему именно со мной? Видимо, учитывая мой пятилетний (2003-2008 гг.) опыт работы директором моего первого проекта с МГУ, Международного центра МГУ в Женеве. Но это были только разговоры», — сообщила Елена Газанова.
«Для перехода же к делу нужна была конкретная идея. И вот однажды идея пришла ко мне в виде необыкновенной женщины, обладающей множеством талантов, один из которых — любовь к детям, та редкая светлая любовь, от которой детские таланты раскрываются сами собой, как цветы», — рассказала Елена.
Зовут эту женщину Татьяна Флейшман. Татьяна предложила не просто учить детей русскому языку, а ставить на этом языке пьесы, петь песни, сочинять стихи. Вот тогда-то идея обрела для Елены черты поэтической реальности, без которой все проекты навсегда остаются проектами. Так что можно сказать, что за столиком ресторана было четверо, пишет газета.
У Елены был довольно четкий план, поскольку она уже работала в проекте университетского уровня, и, по ее мнению, школа от этого только выиграла.
Ксения Котова-Боше, в свою очередь, уточнила, что организаторы, вероятно, просто не осознавали объема предстоящей работы.
«Сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что было проделано очень много… Да, был четкий план действий, иначе просто невозможно разработать подобный проект. Но вот масштабы этого плана постоянно менялись и адаптировались к ситуации», — сказала Ксения.
«Конечно, Елена Газанова оказала нам неоценимую помощь благодаря своему большому опыту работы в образовательной сфере. Зато мы с Ксенией, мамы маленьких двуязычных детей, лучше знали, что им интересно и как лучше организовать их учебу. Кроме того, у нас уже был опыт детской группы „Чебурашка“, — добавила Елена Хазанова.
«Каждый внес свой вклад в проект школы, внимательно прислушиваясь к мнению остальных. У каждого была и есть своя роль. Нам очень повезло, что мы встретились. Все стало возможно только благодаря нашей совместной работе. Мы разделяем обязанности, но все важные решения принимаются совместно», — сказала Ксения Котова-Боше.
«И не надо забывать о наших учителях, потому что школа — это оркестр, и удачной она может быть только, если в ней собраны таланты, которые умеют слушать друг друга и играть так, чтобы „публика“ — наши дети — чувствовали гармонию», — уточнила Елена Хазанова.
Организаторы школы рассказали о ее образовательных целях и отличиях от других русскоязычных учебных заведений Швейцарии и Европы.
«Основная цель — дать детям возможность и желание говорить на литературном русском языке, и мы надеемся этого достигнуть благодаря исключительному педагогическому составу, который сложился уже за первый год работы, и широкому выбору предметов», — сообщила Ксения Котова-Боше.
«Помимо обучения грамоте и чтению мы предлагаем множество других предметов, развивающих русскую речь и мышление на русском языке», — добавила она.
Основное достижение и отличие школы от других образовательных программ, считает Ксения, заключается в том, что дети приходят в нее с удовольствием.
«Им интересно! Они ждут уроков, встречи с друзьями, с преподавателями. Школа „Синяя птица“ для них — это целый мир, круг друзей, встречи с которыми они ждут, это первые победы, первые открытия… часть их жизни и детства», — убеждена Ксения.
«Конечно, школа у нас необычная. Во-первых, создана она не с целью получения прибыли. По структуре это некоммерческая ассоциация, где все, что „зарабатывается“, тратится на учебный процесс. Поэтому мы трое, действительно, получаем от нее скорее удовольствие», — рассказала, в свою очередь, Елена Газанова.
«А во-вторых, мы стараемся раскрыть таланты каждого (нет бесталанных людей!). Когда я говорю „каждого“, я имею в виду и детей, и преподавателей, которые получают удовольствие друг от друга и от школы, что видно невооруженным глазом. Знаете, я, когда очень устаю, просто прихожу в класс к малышам посидеть, отдохнуть, даже попеть с вместе с ними — это как живой воды испить», — поделилась Елена с изданием.
При этом основной принцип у школы очень серьезный — университетский, т.е. дети в школе обязательно должны чему-то научиться. Педагоги довольно строго следят за их посещаемостью, за их успехами, хотя при этом стараются никого не пугать экзаменами — вместо этого устраивают концерты, конкурсы, викторины и обязательно награждают победителей, пишет газета.
Отбор педагогов проводится тщательно, обращается внимание на их стаж и опыт работы с детьми. Но не менее важно, чтобы педагог любил детей, чтобы умел интересно подать свой предмет детям, отмечает издание.
Все преподаватели школы — университетского уровня. Кроме того, практически у каждого преподавателя есть свои дети или внуки, которые учатся в школе, поэтому атмосфера здесь очень теплая, почти домашняя, пишет швейцарская «Наша газета.ch».
Выставка в Хьюстоне
Виктория Коваленчикова, художница из Белоруссии, не так давно открыла собственную галерею в Амстердаме. В галерее выставлены в основном большие холсты, выполненные в многослойной, иногда почти прозрачной цветовой гамме, на которых эмоции, движение, свет и палитра притягивают и удерживают на себе внимание зрителя, сообщает газета «Наш Техас».
Виктория — одна из тез художников бывшего Советского Союза, кто предпочитает жить за границей. Как и у многих других современных российских художников, ее работы выдают очень солидный, профессиональный уровень мастера, отмечает издание.
С 1996 по 2002 годы Виктория училась в Белорусской Национальной академии художеств в Минске. В результате она не только демонстрирует полное мастерство художника-профессионала, но и выработала свой собственный стиль и видение, что для ее возраста (33 года) довольно большая редкость.
Современное направление в живописи характеризуется новой формой фигуративных работ, которые интегрируют с элементами абстракционизма. Работы Виктории именно такого направления.
Виктория рассказывает об истоках своего творчества так: «Во время путешествий я поняла, что у каждого города есть своя душа, проявляющаяся через его здания, изгибы улиц и пространство площадей, которые подобны дневникам человеческой жизни. Своими работами я пытаюсь выстроить мост, соединяющий город с его жителями».
«Вообще я думаю, что живопись — это то, что пытается передать кинематограф при помощи кадров, снятых замедленной съемкой. Я хочу сказать, что картины — это не застывшие изображения, выхваченные из реального времени. Они развиваются во времени как бы по кругу. Я стремлюсь достичь растянутого момента, формирующегося из серии собранных обстоятельств и коллективной памяти. Живопись для меня — это попытка постичь жизнь в целом, не забывая о деталях», — говорит Виктория.
«Я всегда чувствовала, что искусство должно говорить нам что-то о нас самих. Возможно, нашей перспективы и не достаточно, но во всем есть нечто, не поддающееся расшифровке. Будучи автономными личностями, мы можем ощущать себя и казаться частью чего-то, неспособные воспринимать другого человека, место или нашу жизнь как движение в пределах большего движения. В конечном счете, мы как концентрические круги, вращающиеся вокруг других, создавая хронику истории», — цитирует художницу газета.
К сожалению, на выставке, открывшейся в Русском культурном центре «Наш Техас», посетители не увидят прекрасных городских пейзажей Виктории Коваленчиковой. Трудности транспортировки позволили доставить в Хьюстон лишь часть ее работ, констатирует издание.
Зато здесь широко представлены натюрморты художницы. Но и натюрморты, как, например, «Агония» или диптих «Зеркало»», буквально притягивают к себе взгляд зрителя. Картины интересны насыщенностью цветов, широким мазком, передающим экспрессию на холсте, отмечает газета. Использование смешанной техники, многослойность нанесения краски создает объем, делает работы трехмерными.
В работах Коваленчиковой всегда открывается что-то новое, будь то баланс или же логичность каждой из них, и это новое никаким образом не становится навязчивым или назойливым. Такое сочетание встречается у художников далеко не часто.
Поэтому совсем не удивительно, что у Виктории Коваленчиковой уже сложившаяся международная репутация в высшей степени самобытного художника. Помимо ее родного Минска у нее были выставки в США, Германии, Италии, Бельгии и, конечно, в Нидерландах, сообщает газета «Наш Техас» и выражает надежду, что ее первая выставка в Хьюстоне будет иметь свое продолжение.
Волшебные плоды пандануса
Вышла в свет новая книга хорошо известных в любознательной русскоязычной диаспоре Сиднея авторов И. Рычаговой и Л. Натапова. На сей раз их давняя любовь к окружающей природе привлекает внимание читателей к австралийским растениям, которые с давних времен употребляются коренным населением в пищу, сообщает газета «Единение».
А начиналось это так. Походы авторов в сиднейский Royal Botanical Garden помогли им ближе узнать особенности местной флоры, а знакомство и дружба с работающими там аборигенами позволили получить ценный фактический материал.
Дополнив полученными таким образом сведения данными из книг по ботанике, авторы создали увлекательную и полезную книгу под названием «Волшебные плоды пандануса».
Несмотря на скромный объем, книга обильно насыщена сведениями из истории края, описанием многих растений с акцентом на их удивительные полезные свойства, затрагивает актуальные проблемы экологии, обращает внимание на трудности жизни аборигенов в губительный для них индустриальный период, пишет издание. Книга также прекрасно иллюстрирована многочисленными фотографиями.
В кратком начальном разделе на историческом фоне со времен Джеймса Кука и Артура Филлипа авторам удалось показать мирный характер отношений британских первопоселенцев с коренными жителями Австралии.
Главная часть книги — описание растений, обладающих питательными и целебными свойствами, призывает к более активному и разумному использованию богатого спектра растений Австралии.
Книга наводит на мысль о необходимости создания систематики австралийских питательных растений, которых в Австралии не менее тысячи, и составлении специального атласа и определителя видов.
Впечатление же от прочитанного остается очень приятное, ибо книга еще раз напоминает нам о светлом и чистом мире, в котором мы живем, заключает австралийская газета «Единение».
Источник: rus.ruvr.ru