Питер Хук: «По ощущениям песни Joy Division — как новые»

Питер Хук: «По ощущениям песни Joy Division — как новые»
Фотография: Дэвид Салтан/peterhook.co.uk

Питер Хук человек многопрофильный: он много ездил по миру как диджей, а сейчас регулярно выступает в этом качестве в собственном манчестерском клубе FAC251

Кажется, первой песней с вашим участием, которую я услышал, стала What Do You Want from Me группы Monaco.

Странновато для начала!

Фотография: Дэвид Салтан/peterhook.co.uk

Питер Хук человек многопрофильный: он много ездил по миру как диджей, а сейчас регулярно выступает в этом качестве в собственном манчестерском клубе FAC251

Кажется, первой песней с вашим участием, которую я услышал, стала What Do You Want from Me группы Monaco.

Странновато для начала!

Питер Хук: «По ощущениям песни Joy Division — как новые»

Это да, но я тогда был маленьким, это не мой выбор был. Я вот к чему: у вас было много групп, очень разных. Почему бы не собрать заново одну из них? Revenge или тех же Monaco? Зачем вам еще одна новая группа?

Но группа-то на самом деле не новая, не так ли? Она играет только музыку Joy Division.

Ну в каком-то смысле все же новая.

Ну уж если вы такой въедливый, не забывайте, что барабанщик и клавишник там как раз из Monaco. Когда мы недавно играли Closer в Италии, Поттси (фронтмен Monaco Дэвид Поттс. Прим. ред.) присоединился к нам в качестве гитариста. Очень странно я себя чувствовал мы почти что и стали Monaco. Вообще, для меня это важно двигаться дальше. Наверное, вы на это скажете, что исполнение старой музыки вроде противоречит этому тезису, да? Но… Я бы не… Гм. На самом деле, я об этом не задумывался. Пожалуй, устроить какой-нибудь реюнион это было бы все равно что вернуться к New Order. А зачем? Ты же должен сам себе объяснять причины, почему ты чем-то занимаешься.

Честно говоря, в случае The Light этот вопрос тоже возникает. Я вас всегда считал настоящим прогрессистом, а эта группа первая из ваших, которая напрашивается на ярлык ретро. Зачем она вам?

Вопрос, конечно, интересный. Дело вот в чем: наша история в Joy Division вышла очень короткой а потом в New Order мы целенаправленно от нее отмежевывались. И вышло так, что те несколько десятков песен, которые мы в Joy Division написали, почти не исполнялись. Последние тридцать лет их, считайте, не было в моей жизни, я их игнорировал. А когда к ним вернулся ну это просто как откровение было.

Не вполне понятно, можно ли песни Joy Division в исполнении The Light называть кавер-версиями. Вот их исполнение последней вещи группы Atmosphere поет при этом певица Роуэтта, а Хук играет на басу

В каком смысле?

В том, что я как будто вернул себе то, что некогда было моим и в чем был я сам. Это фантастическое ощущение. С New Order было иначе: вот ты играешь Blue Monday, и она надоела тебе до смерти, потому что ты делаешь это уже тридцать лет. А тут по ощущениям эти песни как новые, честно говоря. Такое чествование этой музыки. Ну и тут еще вот какое дело: создавать новую музыку сегодня совсем не то же самое, что создавать ее десять или пятнадцать лет назад. Странная штука: вам нужно как будто бы нарочито набивать себе цену, причем несоразмерно вознаграждению. Ведь хочется, чтобы вам заплатили. А вы делаете новую музыку но вам за это не платят! (Смеется.) Необычная ситуация для музыканта. И, пожалуй что, для журналиста тоже, потому что вы больше не можете продавать свой труд все же появляется в интернете, правда?

Вот поэтому и пользуются спросом журналы вроде Mojo, пишущие только про старую музыку.

Если бы не было интереса к старой музыке, люди бы и на концерты не ходили. Вот группа Joy Division не приезжала ведь в Москву? А тут у тебя возможность услышать эти песни живьем в исполнении одного из членов группы. Задайте публике вопрос вы хотите услышать старые вещи или новые? Наверное, кто-то ответит, что новые. Но большинство будут, конечно, за старенькое. Вот для них мы сейчас и работаем. В Англии это целая рыночная ниша а у вас?

О да, огромный рынок. Люди, сочинившие в 80-х один хит, на стадионах выступают.

Вот потому мне это и интересно. Мой менеджер и глава моего лейбла Тони Уилсон все время говорил мне: Самая важная песня, которую ты когда-либо сделаешь, твоя следующая. А не та, которую ты уже сделал. Только движение вперед. Но дело в том, что у всей нынешней музыки синдром The Rolling Stones: люди не особо интересуются новыми песнями.

Но вот вы, Питер Хук, лично вы все еще интересуетесь новой музыкой?

Да, конечно! Я, когда диджею, ставлю кучу новой музыки! В моем манчестерском клубе (FAC251. Прим. ред.) аудитория от 18 до 25, так что нужно хватать только самое-пресамое горяченькое. Эти ребята не будут слушать наше старое дерьмо!

За свою жизнь Хук переиграл в массе групп, причем нередко состоял в нескольких одновременно. Проект Monaco возник вскоре после распада проекта Revenge и просуществовал до конца двухтысячных

Этот ваш клуб такое продолжение идей Hacienda? Или как?

У меня есть приятель, с которым я сотрудничал, когда выступал как диджей последние шесть лет. У него около 20 клубов по всей стране и ни один из них не закрылся, чем он страшно гордится. Так вот он считает, что наследие Hacienda и Factory Records может быть использовано для того, чтобы основать клуб, в котором поддерживают новую музыку но в то же время и ставят старую. Смысл в том, что ты используешь прошлое, чтобы создавать будущее. Забавная штука: Hacienda была очень радикальной по духу, очень свободной потому что финансировалась она при помощи Joy Division и New Order. Но этот-то новый клуб не финансируется никем! (Смеется.) Нам необходимо зарабатывать. То есть получается смесь творческого полета и прагматики а во времена Hacienda за всю прагматику отвечали две вышеупомянутые группы.

Вопрос, который меня очень занимает. Лирика Яна Кертиса она же очень личная. Когда вы все это поете, вы помещаете себя на его место или пытаетесь все сами пережить? Это же очень сложно должно быть.

Да уж, тут вы прямо в точку! Сначала я был просто в ужасе. Я вообще-то басист, и все, что я хотел делать в The Light, это играть на басу. Вообще же это все начиналось с пары концертов в Манчестере по случаю тридцатилетней годовщины гибели Кертиса и уж тогда я точно не имел в виду, что с этой программой аж до Москвы доеду. И я обратился к нескольким своим старым друзьям. Попросил их спеть за Яна. Но в интернете поднялся такой шум, было столько ругани, негатива, что они просто слились. Так что я остался без вокалиста а прослушивать никого не хотел. Ну и мне стали талдычить: А почему бы тебе этим не заняться? Ты пел в Monaco, пел в Revenge давай. И я такой: вот дерьмо-то, я ж на басу хотел играть! В итоге я придумал классный ход: ввести в состав моего сына, который сейчас ровно в том возрасте, в котором был я, когда написал весь материал Joy Division. А я вот пою. И я не пытаюсь подражать Яну, просто стараюсь сделать все как можно лучше, исходя из своих способностей. Должен сказать, что благодаря этому я стал ценить Яна по-новому, видеть его в совершенно новом свете простите за случайный каламбур. То есть я знал, что он был отменным поэтом. Но я действительно не осознавал, что он был чертовски фантастическим поэтом, пока сам не спел все это. Нервов, конечно, было загублено немало. Сны мне снились странные я же еще и книгу про Joy Division писал, только что закончил. Но в итоге я доволен.

The Light в концертном варианте плюс одна из самых общеизвестных басовых партий, придуманных Хуком

Название The Light имеет какое-то отношение к тому, что Joy Division считается очень мрачной группой? Это осознанная игра на контрасте?

Нет-нет. Просто мне было очень тяжело, когда распались New Order. А потом было тяжело, когда распались Freebass. И потом однажды мне показалось, будто я увидел свет. (Долго смеется.) И подумал: я буду боссом. Соберу группу, которая будет делать ровно то, что я им говорю, вместо того чтобы основывать все на равноправном сотрудничестве. Отсюда и название. Я увидел свет!

Вы сейчас вообще не разговариваете с Самнером и Моррисом?

Нет, совсем нет. До этого далеко, по правде говоря. Тот факт, что они собрались заново, начали играть как New Order без меня… Мне кажется, это был очень коварный поступок, после него между нами уже такие барьеры, что не преодолеть. Ну они, конечно, не согласны: считают, что то, что они сделали, очевидно, оправданно. В общем, отношения у нас сейчас такие, что хуже не бывает.

Вы смотрели ролики с их выступлениями, их концертный DVD? Вам вообще интересно?

Ну да, с какой-то извращенной точки зрения интересно. Но пока что мне удается себя удерживать. Вообще, хорошенькое дельце: в моей собственной группе на басу играет мой сын, а в другой моей группе на басу играет кто-то другой. Наверняка я единственный басист в мире, басовые партии которого в двух разных группах играют два разных человека! Какая-то полная нелепица, по правде говоря.

Песня с альбома New Order Technique, который сам Хук считает одной из главных вершин группы

Давайте как раз поговорим о вас как о человеке с бас-гитарой. Вы же чуть ли не самый популярный представитель своей профессии по крайней мере если посчитать людей, которые пытаются вам подражать.

Ха, это правда, следует признать.

Вы чувствуете, когда вас копируют? Сразу человека можете вывести на чистую воду?

(Смеется.) О да, еще как. Для меня это, конечно же, комплимент. Позвольте все же заметить, что моя манера довольно-таки уникальна. И в группе мне позволялось, скажем так, играть главную роль. Многие мелодии в New Order, да и в Joy Division, возникали из партии баса что довольно необычно. Я очень счастлив и горд но иногда то, что тебя имитирует такое количество парней, может и усмирять гордыню. То, как они это делают, потрясает даже в совместную песню The Chemical Brothers и Бернарда они вставили бас, похожий на мой, в проигрыш притом что работали-то они с Бернардом, а не со мной! Ну, впрочем, я это тоже принял как комплимент.

Возвращение к временам Joy Division, должно быть, заставляет вас чаще вспоминать Тони Уилсона (продюсера Joy Division и создателя лейбла Factory и клуба Hacienda. Прим. ред.). Вы о нем довольно сильно высказывались в свое время особенно в момент выхода Круглосуточных тусовщиков. Но после его смерти вы продолжали поддерживать различные его начинания. Вы как-то поменяли свой взгляд на участие Уилсона в вашей карьере?

Тони совершенно такой же, как и мы все. Мы все ссорились, вообще все время.

Но про других вы такого не говорили. Было такое ощущение, что он немножечко козел отпущения. Ваши же слова про Круглосуточных тусовщиков, простите, если неточная цитата: Стив Куган отлично подходит на эту роль второй главный п…дюк Манчестера играет главного п…дюка Манчестера.

Ха-ха-ха! Не-не, там был второй главный мк Манчестера, который играет первого главного мка Манчестера. Ну, Стив и вправду мк, он сам первый это признает. Да ну, Тони хорошо меня знал. И, храни его Господь, будь он здесь он, наверное, поддержал бы меня. По-моему, у меня получилась отличная шутка! Он мог бы написать эту фразу на значке и носить его с гордостью. (Смеется.) У всех разное чувство юмора, парниша.

Еще одна песня Joy Division, на сей раз в оригинальном варианте. Видеоряд взят из фильма Антона Корбайна Контроль

Про Joy Division же много снимали в последние годы кто из актеров лучше всего изобразил вас на экране?

Юноша из Контроля (Джо Андерсон. Прим. ред.). Ему очень хорошо удалось меня показать. Интересно, что Антону Корбайну, который знает всех нас очень-очень хорошо, было, очевидно, куда проще подобраться ближе к реальным людям, чем Майклу Уинтерботтому (который, по правде, нас совсем не знает). Антон настоящий перфекционист. В общем, неудивительно, что он правильно все передал. Уинтерботтом почему-то смотрел на все как на комедию, для него это был немножечко фарс. А Антон знал, как все было на самом деле, и хотел это показать.

Обязательный вопрос про политику. Нынешняя ситуация в Соединенном Королевстве похожа на ту, в которой вы начинали: новые тори, рецессия. У вас есть дежавю по этому поводу?

Это правда. И дежавю тоже есть. И вот чему меня все это научило: за тридцать лет в группе я не очень-то много узнал о политике. (Смеется.) Но когда я вижу, что происходит, например, в России так у вас ведь то же самое, да и по всему миру. В каком-то смысле у нас было два чудесных периода восьмидесятые и девяностые. Гедонизм, прекрасные излишества особенно с нашей точки зрения. Возможно, за это мы сейчас и расплачиваемся. Но мир сложный, и надо стараться. Я не большой политик, но я верю в политику личности: делай другим то, что хочешь пожелать себе. И тебе воздастся. Ну и все такое.

Питер Хук вместе с группой The Light исполнят целиком первый альбом Joy Division Unknown Pleasures в ближайшую пятницу, 2 марта, в московском клубе Milk и в субботу, 3 марта, в петербургском клубе Космонавт

Источник: afisha.ru

Добавить комментарий