«Трагедия Монтевидео Мару» или «G\’day» с чистым австралийским акцентом («Окно в Россию»)

«Трагедия Монтевидео Мару» или «G\'day» с чистым австралийским акцентом (
Взглянуть на чужую страну через призму истории и, полюбив ее всем сердцем, почувствовать себя по-настоящему счастливым человеком. На такое, согласитесь, способен не каждый. Наталия Шиндлер небезосновательно считает Австралию самой лучшей страной в мире. Об автралийце как о мультикультурной национальности и страшнейшей трагедии в Австралии во Второй мировой войне — в проекте «Окно в Россию».

Взглянуть на чужую страну через призму истории и, полюбив ее всем сердцем, почувствовать себя по-настоящему счастливым человеком. На такое, согласитесь, способен не каждый. Наталия Шиндлер небезосновательно считает Австралию самой лучшей страной в мире. Об автралийце как о мультикультурной национальности и страшнейшей трагедии в Австралии во Второй мировой войне — в проекте «Окно в Россию».

«Трагедия Монтевидео Мару» или «G\'day» с чистым австралийским акцентом (

Profile: Наталия Шиндлер, основатель туристической компании Sunshine Australia Tours, в Австралии с 2001 года.

— Наталия, как давно Вы в Австралии и как решились на переезд?

— Пятнадцать лет назад, по счастливой случайности, в Киеве я встретила своего мужа — австралийца, диктора радио и телевидения, продюсера документального кино, Джона Шиндлера. Он приехал на Украину по приглашению Чернобыльского детского фонда на переговоры о съемках документального фильма.

Киев очень красивый город, да и знакомство получилось достаточно забавным и романтичным. А познакомились мы на главпочтамте, в Интернет-кафе. Я сидела за соседним компьютером, и Джон попросил меня помочь с e-mail, я попыталась, но не смогла, тем не менее, Джон пригласил меня на кофе в Макдоналдс. Я тогда подумала, что все иностранцы любят Макдоналдс, а оказывается, они думают, что все русские любят это место, поэтому меня туда и позвал. Когда мы с Джоном сидели и разговаривали, неожиданно под ним сломался стул, и он упал под стол прямо к моим ногам. И, что нехарактерно для австралийцев, никуда не побежал жаловаться, а просто засмеялся. Мне запомнился момент как мы ходили на Андреевский спуск за сувенирами, вместе выбирали подарки для его дочерей и мамы: Павлово-Посадскую шаль, Палехскую шкатулку, Оренбургский платок.

После двух лет переписки и нескольких визитов Джона в Россию, я решилась на переезд. И вот уже 12 лет я живу на побережье Тихого океана в Брисбене, столице штата Квинслэнд. Так как родилась я в Петропавловске-Камчатском, тоже на побережье Тихого океана, правда в Северном полушарии, в семье капитана дальнего плавания и ученого-ихтиолога, для меня Тихий океан является чем-то родным.

— Расскажите как проходила адаптация, чем стали заниматься, были проблемы с языком?

— Английский я учила в школе и институте. Я прекрасно понимала, что говорит мне мой муж с его безупречной дикцией и произношением, за его плечами большой опыт работы на радио и телевидении. Но общение с его дочерьми, родственниками, друзьями вначале было для меня большим испытанием, а они, естественно, смотрели на меня с недоверием, достойна ли я их отца, друга и брата. Да, это, пожалуй, была главная проблема, наладить хорошие отношения с семьей Джона. В основном мой настрой на новую жизнь был очень позитивным, я понимала, что нужно работать и параллельно учить язык. Так, через четыре месяца после переезда, я оказалась по собственному желанию в одной легендарной авиакомпании в качестве работника системы catering — упаковывала три месяца тележки с едой. После такого экстрим-опыта мне захотелось чистой офисной работы. И я, окончив курсы Real Estate Agent, несколько лет проработала в агентстве недвижимости Raine & Horne в замечательном коллективе, с шефом и сотрудниками которого до сих пор нахожусь в тесных дружеских контактах.

Но в дальнейшем совмещать работу в недвижимости с семейным продюсерским бизнесом стало трудно, и я предпочла помогать мужу. Джон за эти годы снял несколько документальных фильмов.

Тематика его фильмов — Вторая мировая война в Тихоокеанском регионе. Как известно, десятки тысяч австралийцев в Новой Гвинее, Сингапуре и Малайзии попали в японский плен в 1941-1942 годах. Почти все его документальные фильмы — это драмы о страданиях в плену, о военных операциях групп спецназначения в тылу японцев. Истории строятся на интервью австралийских ветеранов, участников войны. Можно долго рассказывать об этом, я лично знакома со многими ветеранами-героями, каждая история уникальна.

Хотя, конечно, ни один фильм не обходится без каких-либо курьезов. Так, когда снимали фрагмент для Монтевидео Мару, а это была тяжелая сцена — расстрел в джунглях австралийских военнопленных японскими захватчиками — мы с Джоном приехали на съемочную площадку. Все актеры: и австралийцы, и японцы были уже одеты и загримированы, и ждали команды режиссера. В это время японский актер докуривал свою сигарету, держа в руке пистолет. Это было действительно жутко, но тут японец, увидев нас, широко улыбнулся и сказал «G\’day» с чистым австралийским акцентом. Сразу стало легче.

Благодаря Джону и его документальному фильму «Трагедия Монтевидео Мару» австралийцы узнали о самой большой трагедии в океане в истории Австралии. Тогда американская подводная лодка «Sturgeon» (Осетр) потопила японское торгово-пассажирское судно Монтевидео Мару с 1.2 тысяч австралийскими заключенными. Недавно в Канберре в Национальном военном мемориале был открыт памятник погибшим на Монтевидео Мару, на церемонию съехались родственники — племянники, дети, братья и сестры. Принимая участие в его проектах, я выполняла различные работы: от организации питания на съемочной площадке до операторской работы. Это очень интересная работа и в настоящее время мы работаем над новыми проектами.

— В Брисбене Вы открыли свое туристическое агентство. Сложно было поднимать свой бизнес, как пришли к этой идее?

— Мне всегда хотелось заниматься чем-то, что бы связывало меня с любимой Родиной, чтобы была возможность встречаться и общаться с русскоговорящими соотечественниками. Друзья мужа часто просили меня устроить им поездку в загадочную Россию. Так, четыре года назад, у меня возникла идея принимать русских туристов здесь, в Австралии, и показывать им все самое интересное. Страна Австралия с ее доступной системой открытия и ведения бизнеса, понятной системой налогообложения и абсолютным отсутствием коррупции создает благоприятный климат для проявления предпринимательского таланта или жилки. И, не удержавшись от соблазна попробовать себя в качестве босса своей собственной компании, я открыла компанию внутренний туроператор Sunshine Australia Tours. Уже четыре года я имею возможность обслуживать не только наших туристов, но и туристов из США, Европы, Украины. А сколько за эти годы было интересных встреч с замечательными людьми: работниками искусства, юристами, преподавателями, врачами, бизнесменами и просто студентами! Со многими я до сих пор в переписке.

Примерно полгода назад я примкнула к волонтерскому движению Brisbane Greeters и провожу бесплатные пешеходные экскурсии по Брисбену. Мэрия города привлекает нас гидов-волонтеров к различным городским программам. Например, к проведению экскурсии в открывающемся после реставрации Брисбенском Сити-холле, всевозможные обзорные экскурсии для иностранных студентов, приехавших получать образование в Брисбенских университетах, экскурсии для участников международных форумов. Также планируется, что в 2014 году мы будем обслуживать участников Саммита G20, который пройдет в Брисбене.

— В связи со своей профессиональной деятельностью Вы много путешествуете, расскажите, какая она, Австралия, на самом деле? Что соответствует картинке в СМИ, а что нет?

— Австралия — это самая лучшая страна в мире! Кто-то усмехнется и не поверит, но, только полюбив страну, в которой живешь, свой город, деревню, человек может почувствовать себя по-настоящему счастливым. Это моё умозаключение. Даже работая в недвижимости и ежедневно проезжая по Брисбену сотню километров, я не любила город так, как сейчас, когда «по долгу службы» узнала историю Австралии и Брисбена и по-другому взглянула на эту страну, страну тружеников-эмигрантов, кто каторжным трудом в этом тяжелом для европейца климате, с нуля построил процветающую страну. Теперь я могу с гордостью сказать, я австралийка и понимаю, что это значит. Австралия, как и Россия, огромная страна и здесь можно увидеть любые ландшафты — от красной безжизненной пустыни в центре материка до бурной растительности в зелени тропического дождевого леса. А еще здесь синие Тихий и Атлантический океаны, белоснежные пляжи архипелага Whitsundays и золотой песок the Gold Coast. Такая палитра художника получилась.

Дикая природа под охраной, домашние животные без присмотра по улицам не бегают. Возможно, я шокирую ваших читателей, если скажу, что собак и кошек, бегающих по улице без присмотра, немедленно отлавливает специальная служба мэрии и их помещают на две недели в приемник. Если на животном есть ошейник, его хозяин заплатит до 500 долларов за возвращение животного, включая содержание в приемнике и штраф за ненадлежащий уход. Если животное бесхозное, и никто его не взял себе — его усыпляют. Безопасность детей и пешеходов здесь на главном месте.

Города от маленьких провинциальных до крупных мегаполисов Сиднея и Брисбена поражают своей чистотой и ухоженностью. Здесь культ газонов и цветников, разбитых перед домами. В Брисбене субтропический климат и город напоминает ботанический сад, в любое время года здесь цветут деревья и декоративные кустарники.

Вождение машины очень комфортно, дороги в отличном состоянии вне зависимости от местности и прекрасно размечены, водители дают друг другу дорогу и обязательно поблагодарят, помахав рукой. За десяток метров снижают скорость перед пешеходным переходом и немедленно останавливаются, даже если пешеход еще и не вступил на переход. Как таковой дорожной полиции в Австралии не существует. Здесь не останавливают водителей, только в редких, случаях чтобы сделать тест на алкоголь, и на скоростном шоссе, если превышение скорости значительное, а в основном много видеокамер. В полиции работают очень вежливые, в основном молодые, ребята. Здесь, в жарком климате, иногда их встретишь на велосипедах, в шортах и футболке. Австралийцы любят и уважают свою полицию.

Они любят свой особый стиль жизни на открытом воздухе: с барбекю, играми в крикет и бейсбол, семейными выездами на пикник.

Австралийцы обожают путешествовать. Настоящий австралиец в своей жизни обязательно должен сделать три вещи: побывать на родине предков в Великобритании, объехать свою страну на полном приводе и увидеть священную гору Улуру. По данным Государственного Департамента Туризма более 8 миллионов австралийцев ежегодно вылетают на отдых в различные страны мира — это третья часть 22-х миллионного населения страны.

Австралия расположена в Южно-Тихоокеанском регионе и политически и экономически играет здесь заметную, если не одну из главенствующих ролей.

— С конца 1960-х гг. в Австралии развивается движение за возрождение культурной самобытности коренного населения. Вы знакомите своих туристов с культурой аборигенов, каково их положение в современном обществе?

— Государство уделяет большое внимание заботе о коренном населении, которое составляет всего 1% от общего или примерно 200 тысяч человек. В основном аборигены проживают в удаленных от восточного побережья районах, т.н. Outback, где они владеют огромными территориями земли, после того как в 1992 году Высший суд Австралии отменил закон «О terra nullius» — понятии о ничейной до прихода белых поселенцев земле. Аборигены — законные граждане страны и пользуются всеми правами жителей Австралии, но наряду с этим они получают еще и бесплатное образование, медицинское обслуживание и другие социальные льготы. Культура аборигенов самобытна — это и наскальная живопись, которой более 30 тыс. лет и оригинальная живопись «точек и кружочков», их устное народное творчество и легенды, все это очень интересно туристам из России и они обязательно посещают Парки Аборигенов, например Тупикай в Кернсе. Я сама с удовольствием посетила этот парк несколько раз, настолько там интересно и весело, местные танцоры обязательно вовлекут в зажигательную пляску, а лицо раскрасят белой и черной краской. Без смеха и улыбок, а также оригинальных сувениров ручной работы еще ни один турист не ушел.

Вообще, культура Австралии — это смесь культурных колониальных традиций. Так, на культуру, которую принесли с собой первые поселенцы англо-саксы впоследствии наложились лучшие традиции итальянцев, немцев, французов и народов азиатских стран, а Россия подарила Австралии классический балет (балет Дягилева). Получилась мультикультурная национальность — австралиец.

— Население Австралии достаточно разношерстное. Как австралийцы воспринимают эмигрантов?

— Добрых австралийцев раздражают нелегальные мигранты, приплывающие в Австралию на лодках и получающие легализацию «без очереди». Но даже и в этом случае многие из потомков каторжан шутят — «наши предки тоже приплыли сюда морем». В основном отношение к вновь прибывшим легальным эмигрантам благожелательное. Здесь рады специалистам и молодежи, население-то маленькое.

— Для многих Австралия — страна, с радостью и беспрепятственно принимающая эмигрантов из неазиатских и африканских стран. Все мы помним известное заявление австралийского премьера по поводу мусульман… Да и фильм Romper Stomper с Расселом Кроу в России достаточно известен…

— В Австралии по закону «Об иммиграции» существует квота на прием мигрантов — в этом году это 190 тысяч человек. Сюда входят все виды эмиграции — профессиональная, семейная и т.п. Я не знаю ни о каких преференциях в отношении «неазиатских и африканских стран». Привилегия распространяется на страны, население которых или его часть страдает от геноцида, как, например, христианское население Судана и т.д.

— Вы поддерживаете отношения с нашими соотечественниками? Что собой представляет русская община сейчас? Я слышала, что эмигранты времен холодной войны (четвертая волна эмиграции 70-х — 80-х гг.) не очень-то жалуют «новоприбывших».

— В Брисбене очень мало русских по сравнению с Мельбурном и Сиднеем. О брисбенской общине я знаю немного — здесь есть небольшой русский клуб, где собираются пожилые русские, потомки белой Харбинской эмиграции и последующие «волны». В Брисбене две русские православные церкви — церковь Святого Николая — первая в Австралии. В Брисбене есть несколько мест, связанных с Россией — это памятник К. Э. Циолковскому, копия калужского, у брисбенского планетария, мемориальная доска о гастролях Большого театра, здесь выступала и жила балерина Анна Павлова, а балерины Дягилевского балета основали в Брисбене балетную школу. В Брисбен на Фестиваль искусств ежегодно приезжает балетная труппа Имперский балет Гедиминаса Таранды, и проводится Кинофестиваль Русских фильмов, самый большой в мире по количеству демонстрируемых фильмов. Мы смотрим премьеры русских фильмов задолго до их официального показа в России.

— Ностальгия бывает по России, как спасаетесь?

— Ежедневно смотрю русские новости «Сегодня» канала НТВ по национальному SBS каналу, созданному специально для иммигрантов и транслирующему новости из более чем 30 стран мира. Общаюсь по скайпу с друзьями, смотрю спектакли российских театров в Интернете. Готовлю оливье и пельмени, покупаю в русском магазине бородинский хлеб, а в основном нет времени ностальгировать.

— Что бы Вы посоветовали нашим соотечественникам, которые задумались о переезде в Австралию?

— Вначале приехать в Австралию туристом и проверить свое желание переехать, а потом поучиться на языковых курсах от 2 до 12 месяцев. За это время можно выучить язык и определиться со своим выбором. Наша компания занимается обучением и поможет советом всем желающим.

В рамках проекта «Окно в Россию» на сайте «Голоса России» публикуются истории из жизни за пределами Родины бывших и нынешних граждан СССР и РФ, а также иностранцев, проживавших в России и изучающих русский язык.

Уехавшие за рубеж россияне часто подробно описывают свои будни в блогах и на страничках соцсетей. Здесь можно узнать то, что не прочтешь ни в каких официальных СМИ, ведь то, что очевидно, что называется из окна, с места событий, редко совпадает с картинкой, представленной в больших масс-медиа.

«Голос России» решил узнать у своих многочисленных «френдов» в соцсетях, живущих в самых разных уголках мира, об отношении к русскоязычной диаспоре, феномене русских за границей, о «русской ностальгии» и о многом-многом другом.

Если вам тоже есть чем поделиться с нами, рассказать, каково это — быть «нашим человеком» за рубежом, пишите нам по адресу home@ruvr.ru или на наш аккаунт в Facebook.

Беседовала Алина Прокофьева

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий