Она родилась в мире, в котором никогда не звонил телефон, потому что его еще не было. Может быть, это тоже сыграло свою роль. Жанне Кальман (Jeanne Calment), скончавшейся в 1997 году в возрасте 122 лет, до сих пор принадлежит официальный рекорд долголетия. Она с легкостью побила прогнозы тех, кто пытался оценить предел продолжительности человеческой жизни. Демографы, данные которых постоянно опровергал рост количества людей, доживавших до ста лет, а потом и больше (свыше 110 лет), стали осторожнее. Настолько, что сейчас они уже задаются вопросом о том, существует ли максимальный предел человеческой жизни.
Она родилась в мире, в котором никогда не звонил телефон, потому что его еще не было. Может быть, это тоже сыграло свою роль. Жанне Кальман (Jeanne Calment), скончавшейся в 1997 году в возрасте 122 лет, до сих пор принадлежит официальный рекорд долголетия. Она с легкостью побила прогнозы тех, кто пытался оценить предел продолжительности человеческой жизни. Демографы, данные которых постоянно опровергал рост количества людей, доживавших до ста лет, а потом и больше (свыше 110 лет), стали осторожнее. Настолько, что сейчас они уже задаются вопросом о том, существует ли максимальный предел человеческой жизни.
Она родилась в мире, в котором никогда не звонил телефон, потому что его еще не было. Может быть, это тоже сыгра
Старейшая из европейцев, Мари-Тереза Барде (Marie-Thérèse Bardet), француженка, как и Жанна Кальман, скончалась в начале июня, сразу после своего 114-летнего дня рождения. Сейчас официальный рекорд долголетия принадлежит американке Бесс Купер (Besse Cooper), которой в августе должно исполниться 116 лет. По крайней мере, по данным ЗАГС, поскольку подсчет людей, которым сейчас больше 110 лет, оказался непростой задачей. Во многих регионах мира у них просто нет документов. Кроме того, после некоторого возраста люди из кокетства склонны скорее прибавлять себе лишние годы, чем пытаться молодиться.
Даже пытаясь оценить продолжительность жизни наших предков, исследователи ссылаются на письменные источники. «Оценка возраста умершего на основании скелета взрослого человека остается серьезной проблемой, — объясняет Женевьева Перреар (Geneviève Perreard), палеоантрополог из Женевского университета. — А с возрастом это становится все сложнее». Тем не менее, похоже, что еще с незапамятных времен некоторые отдельные личности жили больше 60 и даже 80 лет. «Вольтер умер в 1778 году в возрасте 83 лет», — приводит пример Жиль Пизон (Gilles Pison) из Французского национального института демографических исследований. Мы также считаем, что многие греческие философы достигли весьма почтенного возраста, более 90 и даже 100 лет. Если ссылаться на Библию, то никто не может соперничать с 969-летним Мафусаилом. Однако ученые предпочитают все же ссылаться на более обыденные документы, например, на церковные реестры. Но это позволяет им углубиться не дальше XV или XVI веков, подчеркивает Женевьева Перреар.
Основываясь на моделях изменения населения, можно все же вычислить, что в доисторические времена ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляла где-то около 25 лет. «В противном случае человеческий род мог бы не сохраниться», — объясняет Жиль Пизон. Средняя продолжительность жизни, которую сильно опустила вниз высокая детская смертность, все же, вероятнее всего, находилась на уровне, сравнимом с данными XVIII века. «Необходимо различать додженнерианское население (по фамилии Дженнера, изобретателя вакцины от оспы), и все остальное», — отмечает Женевьева Перреар. Появление вакцин в конце XVIII века, а также развитие медицины, гигиены и общее улучшение жизненных условий привело к резкому снижению детской, а затем и взрослой смертности, что, в свою очередь, повлекло за собой значительный рост ожидаемой продолжительности жизни при рождении в последние 200 лет. «Она выросла практически в три раза и в 2012 году достигла среднемирового уровня в 69 лет», — подчеркивает Жиль Пизон. Рекорд на сегодняшний день (с 1983 года) принадлежит японцам, у которых ожидаемая продолжительность жизни составляет 83,5 года, на втором месте швейцарцы (82,4 года).
Демографы ставили пределы, которые преодолевались, один за другим. «Может быть, вообще ошибочно считать, что в генах человеческого рода записан какой-то жизненный потолок, — комментирует Жиль Пизон. — Два века назад считали, что он находится где-то на уровне 100 лет. Когда Жанна Кальман приближалась к 115 годам, мы сказали себе, что это, наверное, предел, а она прожила еще 7 лет…» Вдохновившись, несомненно, своими великими коллегами, Аристотель уже в свое время задавался этим вопросом в своем трактате «О долготе и краткости жизни»: «Почему некоторые живут долго, а другие — намного меньше?»
В этих древних изысканиях на смену алхимикам пришли апологеты антивозрастной медицины. Они считают, что лучше бороться со старением, рассматривая его как одно общее заболевание, а не пытаться лечить по отдельности все болезни, которые с этим связаны. Они говорят, что хотят прежде всего добиться увеличения продолжительности жизни в добром здравии, а не просто дополнительных лет жизни. Франсуа Эрманн (François Herrmann) из отделения внутренних заболеваний, реабилитации и гериатрии Университетской больницы г. Женевы, относится к этому скептически. «На сегодняшний момент механизмы старения еще недостаточно хорошо изучены, — говорит он. — Чтобы воздействовать на них, необходимо лучше их понимать». Эпидемиолог напоминает, что существует множество разных теорий. «Возможно, не существует одного-единственного гена, отвечающего за старение, хотя мы надеялись на это на протяжении некоторого времени, — добавляет он. — Это процесс, зависящий от многих факторов». По данным исследований истинных близнецов, индивидуальное долгожительство частично определяется нашими генами, а частично — нашим окружением и повседневной гигиеной.
Заниматься спортом, но не слишком усердствовать, избегать токсинов, жить в регионе, для которого нехарактерны экстремальные температуры… В любом случае, для того, чтобы прожить дольше, нужно быть женщиной. Хотя, возможно, при рождении и существует некоторая уязвимость, заложенная на биологическом уровне, разрыв между полами сейчас сокращается в большинстве стран с высокой ожидаемой продолжительностью жизни. Так же стираются и различия, связанные с рисками, вниманием к собственному здоровью или тяжелым трудом Питание, похоже, тоже играет важную роль.
«Мы часто слышим о диете Крита или Окинавы», — говорит Франсуа Эрманн. Кроме отсутствия суровой зимы, питание населения самой южной японской префектуры было раньше более бедным, чем у остальных. У многих видов, в частности, у мышей, наблюдалось, что ограничение калорий на 30% значительно увеличивало продолжительность жизни в неволе. Однако эти исследования спорны. А среди людей проводились лишь краткосрочные наблюдения, уточняет Франсуа Эрманн. Тем не менее, он добавляет, что наш род развивался в условиях нужды, а не изобилия.
Уровень образования и экономическое положение индивидов также оказывает влияние на их долголетие, даже если доступ к лечению является более-менее равноправным, как в скандинавских социал-демократических странах. «Статистические данные показывают, что если вы пересекаете Лондон с запада на восток, ожидаемая продолжительность жизни сокращается на год с каждой станцией метро», — приводит пример эпидемиолог.
Тем не менее, Мари-Тереза Барде выросла в приюте, а Жанна Кальман съедала килограмм шоколада в неделю. Что повлияло на то, что они пережили более разумных или лучше устроенных сверстников? Секрет прапрабабушек.
Источник: rus.ruvr.ru