Из подполья в легенду

Из подполья в легенду
Фильм начинается с экскурсии по «Музею музыкальной культуры», и в первых же кадрах возникает скромный документ, висящий на стене. Это специальное постановление для дискотек, клубов и прочих развлекательных учреждений с черным списком групп и исполнителей, чью музыку транслировать нельзя было.

Фильм начинается с экскурсии по «Музею музыкальной культуры», и в первых же кадрах возникает скромный документ, висящий на стене. Это специальное постановление для дискотек, клубов и прочих развлекательных учреждений с черным списком групп и исполнителей, чью музыку транслировать нельзя было.

Из подполья в легенду

Здесь западные звезды — от Майкла Джексона до Хулио Иглесиаса, и в конце — какая-то группа «Таймашин». На западе такой группы не существовало. А тот факт, что мало кто знал о московской группе «Машина времени», — в списке была именно она, — объяснялся просто: она считалась антисоветской.

Впрочем, режиссер картины «Таймашин. Рождение легенды» Максим Капитановский утверждает, что его работа — это вовсе не бенефис легендарной группы. Скорее, попытка найти социально-психологические корни русского рока:

«В группы объединялись совсем юные мальчики из разных слоев общества: один — сын профессора, второй — дворника, а третий — вообще неизвестно кто. Они объединялись по интересам, проводили вместе десятки часов в неделю, репетировали, и некоторые потом выходили на большую сцену. Фильм, — сказал режиссер, — о том, как люди в связи с этим менялись, сами делали гитары, звукосниматели из телефонных трубок, струны из корда, предназначенного для авиамоделей…»

Максим Капитановский знает, о чем рассказывает. Ведь он сам был некоторое время барабанщиком в «Машине времени», а потом еще несколько лет звукорежиссером группы, которую создал Андрей Макаревич. В 1969 году студент архитектурного вуза Андрей Макаревич услышал записи группы «Битлз» и …»пропал» для архитектуры. Он собрал друзей — таких же, как и сам он, поклонников «Битлз». Начали с повторения британских песен по-русски, потом у Макаревича появились свои тексты и музыка.

Сегодня для легендарной команды открыты лучшие концертные залы и музыкальные студии, а первые пятнадцать лет своего существования у музыкантов не было даже возможности издать пластинку, не говоря уже о публичных выступлениях. Тем не менее у «Машины времени» была бешеная популярность: так же, как песни знаменитого барда Владимира Высоцкого, композиции рок-группы расходились по стране тысячами любительских магнитофонных записей.

Между прочим, такой успех сам Андрей Макаревич объясняет вовсе не протестными настроениями, которыми окрашены были песни «Машины времени». «Протестами мы вообще никогда занимались», — утверждает музыкант.

«Я глубоко убежден, что в самом звуке электрогитары есть неразгаданная тайна. Битловский звук свел весь мир с ума. Конечно, участники „Битлз“ были фантастическими вокалистами, но при этом в звучании электрогитары, баса и барабанов есть что-то абсолютно шаманское, — сказал он. — Я это до сих пор ощущаю очень хорошо и испытываю потребность в извлечении этого звука».

Рождение русского рока на волне битломании — это тема большого киноцикла, который снимает Максим Капитановский. Лента о «Машине времени» — только часть задуманной пятисерийной истории:

«Придумано это было с несколько наивной целью: доказать, что „Битлз“ немножечко изменили нашу культурную жизнь. Цикл из пяти фильмов — битломания в Советском Союзе, подпольные группы, ответ государства на возникновение подпольных групп, дефицит различный и ресторанная музыка. Из этих фильмов удалось реализовать два. Про битломанию — „Во всем прошу винить „Битлз“. И про ресторанных музыкантов 1970-80-х годов: фильм называется „Не стреляйте в музыкантов“. Ресторан в те времена — это было единственное место, где можно было играть то, что ты хочешь“.

Итак, «Таймашин. Рождение легенды» — третий фильм из задуманной серии, который дополняет панораму неофициальной жизни СССР.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий