Борис Барабанов
Музыкальный критик
Борис Барабанов
Музыкальный критик
1. Появятся новые музыкальные фестивали среднего формата. С тех пор как Пикник Афиши перестал быть маленьким мероприятием для своих и превратился в гигантскую машину, которая ориентируется на то, чтобы привлечь огромное количество людей, ниша так называемого бутикового фестиваля осталась открыта. В 2012 году она наверняка будет кем-то заполнена денег в Москве по-прежнему много, и уже видны соответствующие шаги со стороны Seasons или Strelka Sound. Или Усадьба-Джаз: это ведь тоже раньше было маленькое событие для эстетов, которое вдруг превратилось в аттракцион с кальянами и фастфудом, где играет и Краснознаменная дивизия моей бабушки, и Маркус Миллер.
2. Будут продолжать развиваться интересные городские программы за пределами Москвы вроде тех, что происходят в Перми и в Казани (где в прошлом году дали единственный в России концерт Public Image Limited). Что-то подобное грядет в Екатеринбурге. Впрочем, вряд ли и ли стоит ожидать, что на какой-то фестиваль за пределами Москвы приедут Radiohead да и вообще что приедут. Те, кто хотел на них посмотреть, давно сделали это за рубежом.
3. Молодые артисты и нишевые проекты выиграют на том, что будут дальше развиваться культурные общественные пространства и парки все захотят повторить пример Красного Октября или парка Горького. Артисты, которых ни одна большая радиостанция не ставит в эфир скажем, новые Motorama, или Pompeya, или Таня Зыкина, через кураторов всех этих новых структур получат возможность чаще выступать перед большой аудиторией. Раньше ведь на массовых праздниках было как: если хотели чего-то солидного и дорогого, звали Михайлова и Ваенгу, а если хотели модного приглашали Teslaboy. Но одних Teslaboy не хватает, они уже у всех в печенках сидят. Так что если молодые музыканты проявят немного смекалки и расторопности, то вполне смогут монетизировать свое искусство.
4. Самые заметные новые площадки будут заточены под большие концерты например, в феврале открывается гигантский клуб Stadium. Он наверняка изменит конъюнктуру местного рынка: насколько я знаю, там планируют делать билеты чуть дешевле, чем в среднем по Москве. Кроме того, ходят разговоры о том, что музыкальная площадка может появиться в кинотеатре Ударник. Реконструируется стадион Динамо, строится стадион на Ходынском поле это все тоже в перспективе большие концертные арены, хотя им еще далеко до финальной реализации. А маленькие клубные площадки будут появляться на окультуренных заводских территориях.
5. Хотя музыка как нормально работающая индустрия в Росии в 2012 году не появится то есть деньги в нее будут по-прежнему вливаться извне, заработанные не музыкой же, на местном концертном рынке уже есть некие знаковые финансовые показатели. Еще с 2011 года большие русские артисты стали брать огромные гонорары, сравнимые с западными артистами. Это, прежде всего, первый эшелон концертирующих рок-музыкантов: Гарик Сукачев, Земфира, Мумий Тролль. Гонорар в 100000 евро это уже нормальная цифра для целого ряда наших артистов. Логика здесь очень простая: если мы собираем больше народу, чем условные Franz Ferdinand, почему бы нам не брать столько же денег как минимум?
6. Суммы гонораров за корпоративные выступления могут продолжать расти в бесконечность. Года три назад новость о том, что один из русских олигархов заплатил Джорджу Майклу 3 миллиона долларов за концерт на своей вечеринке, все обсуждали как совершенно дикий прецедент. А сейчас вот Абрамович пригласил на свой Новый год Red Hot Chili Peppers за 7 миллионов. Как далеко все это может зайти посмотрим.
7. Я не верю в то, что интернет-радиостанции в России в ближайшее время обретут какой-то серьезный вес. Во-первых, в мире слишком много интернет-радиостанций, с которыми трудно конкурировать, а во-вторых, в России пока технически не реализована возможность слушать любое интернет-радио в любой машине. Из всего, что происходит с большими радиостанциями, как это ни смешно, любопытнее всего будет следить за радио Шансон. Бывшая станция для жуликов и воров от тюремного блатняка неожиданно повернула к поп-эстраде.
8. Вряд ли здесь появятся новые большие музыкальные СМИ. Граница между музыкальной журналистикой и блогописанием стерлась, стандарты качества нулевые, тех площадок, которые есть, вполне достаточно для нашего рынка.
9. Самые ожидаемые альбомы года, субъективный список: Лана Дель Рей, Мадонна, Земфира, Пол Маккартни, Леонард Коэн, Марк Ланеган, Адам Ламберт, Регина Спектор, First Aid Kit, Skrillex.
10. Самые ожидаемые московские концерты, субъективный список: Portishead, Black Sabbath, Бьорк, Garbage, Kasabian.
Источник: afisha.ru