Выпускники сельской изостудии, которую создал в Шелаболихе преподаватель местной школы искусств и руководитель военно-патриотического клуба Валерий Булатов, выдерживают конкурсы в лучшие художественные вузы России, на факультеты дизайна. Хотя есть среди его учеников и политики, и фермеры, и бизнесмены. Много военных, причем служат они не где-нибудь, а в элитном СОБРе, а то и в ГРУ. Мальчишек из этого патриотического клуба охотно берут служить в спецназ и десант, они легко поступают в военные училища. Все, кто сталкивался по службе с этими парнями, признают — Булатов умеет воспитывать настоящих воинов, патриотов. При всем при том его воспитанники — совсем не солдафоны. Арсению Фирсову еще год предстоит учиться в школе, и «кем быть», он пока не решил. Боюсь, что выбор у парня будет непростой: он окончил художественное и музыкальное отделения местной школы искусств, прошел десантную подготовку в летнем лагере, прекрасно владеет приемами рукопашного боя. «Знание — сила» Валерий и сам по образованию искусствовед — окончил Уральский университет. Он вполне профессиональный художник, обладающий редким даром переносить на полотно всю свою любовь к негромкой красоте родной земли. Он пишет стихи и сочиняет сказки, дружит с художниками и поэтами, музыкантами и журналистами. На выставке, которую устроили в галерее «Кармин» в прошлом году, среди работ его учеников был представлен и портрет Булатова кисти его друга Леопольда Цесюлевича. Стоит ли удивляться, что к такому талантливому человеку тянутся дети? А вот почему ветераны спецслужб из клуба «Вега» признали своим сельского учителя, выбрали его в члены своего клуба? А легендарный Кадочников, тот, что возродил в России систему рукопашного боя, подарил Валерию книгу с восторженной надписью? Валерий — книжный человек. В детстве он перечитал все книги из трех ребрихинских библиотек — вплоть до скучнейших сочинений Писарева и Белинского. Ребенком он был довольно хилым, ослабленным — как многие послевоенные дети. Что совсем не помешало ему стать лидером у соседских пацанов — во-первых, он им самые интересные книжки пересказывал. Ну и за характер, наверное, уважали — стержень в этом вундеркинде всегда был просто стальной… Тяжелую атлетику и самбо этот чудо-мальчик осваивать начал тоже по книгам — когда решил, что пришла пора стать еще и сильным. Реальные тренировки начались только в армии. «Я пришел из сибирских лесов…» Первую секцию по тяжелой атлетике Валерий нечаянно организовал сразу после армии. Он никого не звал, просто тренировался сам в спортзале, а местная ребятня потянулась к спортивному приветливому парню. Умный директор школы, заметив эту детскую тягу, тут же позвал бывшего солдата к себе. Валерий потом поедет учиться в Свердловск, будет вполне успешно работать в отделе культуры, уже в Шелаболихе, и все-таки вернется в итоге в школу, к детям. Это было в конце 80-х, на волне тогдашнего подъема российского образования. Очень недолгого, к сожалению. Народ поверил тогда в возможность перемен, и в школу пришли талантливые, яркие люди «со стороны». Одно из самых ярких моих журналистских впечатлений — творческая дача в Зудилово, где собрали летом 93-го финалистов «Учителя года» Алтая. Если б не видела своими глазами, ни за что бы не поверила, что «педагоги» могут быть такими — раскованными, веселыми, с такой творческой фантазией. Там, на даче, мы и познакомились с Валерием. Он, правда, держался немножко особняком, но такой уж у него характер — Булатов всегда был сам по себе, ни на кого не похожий. — В АКИПКРО работал в то время Владислав Никитин, — вспоминает Валерий, — это был гениальный педагог. Он-то и открыл мне глаза, что детей надо не рисованию учить, а воспитывать в них личности. Валерий начал работать по системе знаменитого Неменского, но, по сути, уже создавал свой собственный метод. Основанный на интуиции и экспромте. Он всегда тонко чувствовал детей, их сиюминутный настрой, и урок выстраивал в зависимости от этого. Людмила Зозуля, первый координатор конкурса «Учитель года Алтая», вспоминает, как московские дети хвостами ходили по школе за учителем из какой-то там Шелаболихи и уговаривали его продолжить урок. А он всего лишь рассказал столичным подросткам о сибирской деревне, об устройстве русской избы. Зашел в класс, бросил на стол журнал и сообщил: «Я пришел из сибирских лесов, где общался с русалкой и лешим…». Стихотворение он сочинил ночью накануне конкурсного урока. У Булатова никогда не было проблем с дисциплиной на уроке, дети у него всегда работали с азартом, шли вслед за учителем, который сам был увлечен… И все-таки он ушел из школы — для его мятежной натуры это были слишком тесные рамки, слишком мало оставалось времени на общение с детьми. Да и не вписывался он со своими «крамольными» методами в привычную школьную картину… По следам снежного человека — Что я мог дать ребенку за 45 минут? Ну да, дети увлекались, могли часами ходить под впечатлением от урока. А дальше что? Так родилась идея изостудии, где занятия проходили каждый день, где учитель мог уделить внимание каждому по отдельности, помочь ему в решении сложных подростковых проблем, призвав на помощь психологию. Так возник клуб «Три Вэ», «Три вершины». Вершины духа, разума и тела, которых может достичь взрослеющий человек. И долг учителя, уверен Булатов, помочь ребенку в этом трудном восхождении. Подставить ладони, подсадить. Тогда же начались регулярные занятия и в военно-патриотическом клубе «Пересвет». Идея его создания родилась опять же из желания помочь, научить тому, что умел сам. Первым его «подопытным» стал собственный старший сын. Впрочем, младшему досталось еще больше. Руслан воинскую науку начал осваивать хотя бы в подростковом возрасте, а Денис, тот с младенчества по снегу босиком бегал, вслед за папой и братом. Сосед-милиционер чуть дело не завел по розыску снежного человека, когда зимой обнаружил у себя в огороде следы босых ног. Тут надо отдать должное маме Руслана и Дениса. Светлана с редким для нашей сестры терпением всегда относилась к своему сложносочиненному мужу — с его поглощенностью делом, равнодушием к деньгам. И сыновей она доверила отцу безоговорочно. Валерий признается, что «Пересвет» начался с того, что у старшего сына, Руслана, начались проблемы на улице. Он просто хотел, чтобы подросток освоил несколько несложных приемов самообороны, научился не давать себя в обиду. Но к нему тут же пришли другие пацаны, друзья Руслана: «Валерий Дмитрич, и нас тоже научите!». Конечно, система подготовки воинов родилась не сразу. В основу лег «русский стиль» Алексея Кадочникова. Как известно, русский рукопашный бой, уходящий корнями в историю Руси, вещь совсем не простая. Это вовсе не искусство мордобоя, не стенка на стенку, а серьезная наука, философия жизни. Меч Перуна В июле у ребят из «Пересвета» каждый год бывает полевой выход, они уходят километров за пятнадцать от Шелаболихи и останавливаются лагерем в очень красивом месте, недалеко от села Батурово. По традиции в ночь на Купалу, 7 июля, в лагере всегда много гостей, — приезжают не только родители «пересветовцев», но и выпускники прошлых лет. Так что через ритуальный огонь сигают и дети малые, и народ постарше. А дальше — прыжок в реку и пробежка по горячим углям. Со стороны на все это смотреть страшновато, но нельзя не видеть, что детки получают удовольствие, испытывая себя. Тем более что старшие ребята ни на минуту не выпускают из поля зрения малышей. Вообще, отношения между старшими ребятами и новичками в клубе складываются как в хорошей семье — тех, кто меньше и слабее, никогда не обидят, с пониманием отнесутся к капризам девчонок. Хотя барышни из «Пересвета» легко справляются в бою с двумя-тремя противниками и вообще тренируются наравне с пацанами: боевая акробатика, кувырки, перекаты, обливание ледяной водой в крещенские морозы. В ходе таких тренировок и открываются скрытые до поры возможности человека. Ночью эти невероятные дети носятся по лесу с бешеной скоростью, без страха налететь на дерево или свалиться в овраг: они не просто видят в темноте, они чувствуют лес в такие минуты как часть самих себя. Родители часто приводят к Булатову «проблемных» детей. Кто-то боится влияния улицы: мол, как бы бандитом не стал, парню энергию некуда девать. Другие хотят, чтобы из рыхлого, изнеженного мальчика с лишним весом сделали настоящего мужчину. Правда, Валерий принципиально против того, чтобы насильно заставлять ребенка заниматься: — Он все равно уйдет со временем, даже если увлечется поначалу. Я могу только помочь развить в нем то, что заложено природой и родителями. И все-таки берет самых сложных детей, потому что надеется — если родители его поддержат, результат все-таки будет. Но поддерживают далеко не всегда, а в последние годы и того реже. Так что Булатову не с детьми трудно, как он говорит, а с родителями, которым на этих детей наплевать. Искусствовед Галина Стюхина знает Валерия еще с его учительских времен: — У него всегда душа болела за детей, не мог же он не видеть, что творится в деревне, что люди умирают духовно. Вот в этой сложной социальной обстановке 90-х и возникла его уникальная система: он буквально вытаскивал детей из бездуховности бытия — с помощью музыки, литературы и, конечно, изобразительного искусства. Плюс физическое развитие, плюс связь с природой. Если ты маленький внутри… Многие мальчишки приходят в клуб к Булатову, чтобы попросту научиться приемам драки, чтобы все их боялись. А он учит пацанов не проявлять силу и агрессию: ведь обида, злоба — удел слабого. Сильный человек великодушен и добр. Местные «хозяева улицы» пытались в первые годы существования клуба поставить на место подопечных Булатова, и силы были явно не в пользу его мальчишек. Но, как мне объяснили, один из законов рукопашного боя гласит: если на тебя движется превосходящая сила, надо уйти в сторону и дать этой силе вылиться. При этом обратив ее против себя же самой. Честно говоря, я смутно представляю, как это выглядело на практике, но в том бою противник явно понял, что с «пересветовцами» ему не справиться, хотя не было с их стороны ни жестокости, ни кровавого мордобоя. Участники той решающей схватки, когда местный подрастающий народ признал авторитет клуба, давно уже выросли, но детских уроков не забывают — они им и в «мирной» жизни помогают справиться с трудностями, не ломиться напролом, например, уступить, переждать. А еще ученики Валерия знают, как много значит по жизни сила духа. Булатов — совсем не богатырь с виду, многие ученики выше него и мощнее. Между тем ни один из этих натренированных парней не смог до сих пор победить учителя в бою. — Потому что я — больше, — говорит он, — потому что в бою важнее сила духа, а вовсе не накачанные мускулы и даже не владение приемами. Если ты маленький внутри, никакая техника не поможет.Выпускники сельской изостудии, которую создал в Шелаболихе преподаватель местной школы искусств и руководитель военно-патриотического клуба Валерий Булатов, выдерживают конкурсы в лучшие художественные вузы России, на факультеты дизайна. Хотя есть среди его учеников и политики, и фермеры, и бизнесмены. Много военных, причем служат они не где-нибудь, а в элитном СОБРе, а то и в ГРУ. Мальчишек из этого патриотического клуба охотно берут служить в спецназ и десант, они легко поступают в военные училища. Все, кто сталкивался по службе с этими парнями, признают — Булатов умеет воспитывать настоящих воинов, патриотов. При всем при том его воспитанники — совсем не солдафоны. Арсению Фирсову еще год предстоит учиться в школе, и «кем быть», он пока не решил. Боюсь, что выбор у парня будет непростой: он окончил художественное и музыкальное отделения местной школы искусств, прошел десантную подготовку в летнем лагере, прекрасно владеет приемами рукопашного боя. «Знание — сила» Валерий и сам по образованию искусствовед — окончил Уральский университет. Он вполне профессиональный художник, обладающий редким даром переносить на полотно всю свою любовь к негромкой красоте родной земли. Он пишет стихи и сочиняет сказки, дружит с художниками и поэтами, музыкантами и журналистами. На выставке, которую устроили в галерее «Кармин» в прошлом году, среди работ его учеников был представлен и портрет Булатова кисти его друга Леопольда Цесюлевича. Стоит ли удивляться, что к такому талантливому человеку тянутся дети? А вот почему ветераны спецслужб из клуба «Вега» признали своим сельского учителя, выбрали его в члены своего клуба? А легендарный Кадочников, тот, что возродил в России систему рукопашного боя, подарил Валерию книгу с восторженной надписью? Валерий — книжный человек. В детстве он перечитал все книги из трех ребрихинских библиотек — вплоть до скучнейших сочинений Писарева и Белинского. Ребенком он был довольно хилым, ослабленным — как многие послевоенные дети. Что совсем не помешало ему стать лидером у соседских пацанов — во-первых, он им самые интересные книжки пересказывал. Ну и за характер, наверное, уважали — стержень в этом вундеркинде всегда был просто стальной… Тяжелую атлетику и самбо этот чудо-мальчик осваивать начал тоже по книгам — когда решил, что пришла пора стать еще и сильным. Реальные тренировки начались только в армии. «Я пришел из сибирских лесов…» Первую секцию по тяжелой атлетике Валерий нечаянно организовал сразу после армии. Он никого не звал, просто тренировался сам в спортзале, а местная ребятня потянулась к спортивному приветливому парню. Умный директор школы, заметив эту детскую тягу, тут же позвал бывшего солдата к себе. Валерий потом поедет учиться в Свердловск, будет вполне успешно работать в отделе культуры, уже в Шелаболихе, и все-таки вернется в итоге в школу, к детям. Это было в конце 80-х, на волне тогдашнего подъема российского образования. Очень недолгого, к сожалению. Народ поверил тогда в возможность перемен, и в школу пришли талантливые, яркие люди «со стороны». Одно из самых ярких моих журналистских впечатлений — творческая дача в Зудилово, где собрали летом 93-го финалистов «Учителя года» Алтая. Если б не видела своими глазами, ни за что бы не поверила, что «педагоги» могут быть такими — раскованными, веселыми, с такой творческой фантазией. Там, на даче, мы и познакомились с Валерием. Он, правда, держался немножко особняком, но такой уж у него характер — Булатов всегда был сам по себе, ни на кого не похожий. — В АКИПКРО работал в то время Владислав Никитин, — вспоминает Валерий, — это был гениальный педагог. Он-то и открыл мне глаза, что детей надо не рисованию учить, а воспитывать в них личности. Валерий начал работать по системе знаменитого Неменского, но, по сути, уже создавал свой собственный метод. Основанный на интуиции и экспромте. Он всегда тонко чувствовал детей, их сиюминутный настрой, и урок выстраивал в зависимости от этого. Людмила Зозуля, первый координатор конкурса «Учитель года Алтая», вспоминает, как московские дети хвостами ходили по школе за учителем из какой-то там Шелаболихи и уговаривали его продолжить урок. А он всего лишь рассказал столичным подросткам о сибирской деревне, об устройстве русской избы. Зашел в класс, бросил на стол журнал и сообщил: «Я пришел из сибирских лесов, где общался с русалкой и лешим…». Стихотворение он сочинил ночью накануне конкурсного урока. У Булатова никогда не было проблем с дисциплиной на уроке, дети у него всегда работали с азартом, шли вслед за учителем, который сам был увлечен… И все-таки он ушел из школы — для его мятежной натуры это были слишком тесные рамки, слишком мало оставалось времени на общение с детьми. Да и не вписывался он со своими «крамольными» методами в привычную школьную картину… По следам снежного человека — Что я мог дать ребенку за 45 минут? Ну да, дети увлекались, могли часами ходить под впечатлением от урока. А дальше что? Так родилась идея изостудии, где занятия проходили каждый день, где учитель мог уделить внимание каждому по отдельности, помочь ему в решении сложных подростковых проблем, призвав на помощь психологию. Так возник клуб «Три Вэ», «Три вершины». Вершины духа, разума и тела, которых может достичь взрослеющий человек. И долг учителя, уверен Булатов, помочь ребенку в этом трудном восхождении. Подставить ладони, подсадить. Тогда же начались регулярные занятия и в военно-патриотическом клубе «Пересвет». Идея его создания родилась опять же из желания помочь, научить тому, что умел сам. Первым его «подопытным» стал собственный старший сын. Впрочем, младшему досталось еще больше. Руслан воинскую науку начал осваивать хотя бы в подростковом возрасте, а Денис, тот с младенчества по снегу босиком бегал, вслед за папой и братом. Сосед-милиционер чуть дело не завел по розыску снежного человека, когда зимой обнаружил у себя в огороде следы босых ног. Тут надо отдать должное маме Руслана и Дениса. Светлана с редким для нашей сестры терпением всегда относилась к своему сложносочиненному мужу — с его поглощенностью делом, равнодушием к деньгам. И сыновей она доверила отцу безоговорочно. Валерий признается, что «Пересвет» начался с того, что у старшего сына, Руслана, начались проблемы на улице. Он просто хотел, чтобы подросток освоил несколько несложных приемов самообороны, научился не давать себя в обиду. Но к нему тут же пришли другие пацаны, друзья Руслана: «Валерий Дмитрич, и нас тоже научите!». Конечно, система подготовки воинов родилась не сразу. В основу лег «русский стиль» Алексея Кадочникова. Как известно, русский рукопашный бой, уходящий корнями в историю Руси, вещь совсем не простая. Это вовсе не искусство мордобоя, не стенка на стенку, а серьезная наука, философия жизни. Меч Перуна В июле у ребят из «Пересвета» каждый год бывает полевой выход, они уходят километров за пятнадцать от Шелаболихи и останавливаются лагерем в очень красивом месте, недалеко от села Батурово. По традиции в ночь на Купалу, 7 июля, в лагере всегда много гостей, — приезжают не только родители «пересветовцев», но и выпускники прошлых лет. Так что через ритуальный огонь сигают и дети малые, и народ постарше. А дальше — прыжок в реку и пробежка по горячим углям. Со стороны на все это смотреть страшновато, но нельзя не видеть, что детки получают удовольствие, испытывая себя. Тем более что старшие ребята ни на минуту не выпускают из поля зрения малышей. Вообще, отношения между старшими ребятами и новичками в клубе складываются как в хорошей семье — тех, кто меньше и слабее, никогда не обидят, с пониманием отнесутся к капризам девчонок. Хотя барышни из «Пересвета» легко справляются в бою с двумя-тремя противниками и вообще тренируются наравне с пацанами: боевая акробатика, кувырки, перекаты, обливание ледяной водой в крещенские морозы. В ходе таких тренировок и открываются скрытые до поры возможности человека. Ночью эти невероятные дети носятся по лесу с бешеной скоростью, без страха налететь на дерево или свалиться в овраг: они не просто видят в темноте, они чувствуют лес в такие минуты как часть самих себя. Родители часто приводят к Булатову «проблемных» детей. Кто-то боится влияния улицы: мол, как бы бандитом не стал, парню энергию некуда девать. Другие хотят, чтобы из рыхлого, изнеженного мальчика с лишним весом сделали настоящего мужчину. Правда, Валерий принципиально против того, чтобы насильно заставлять ребенка заниматься: — Он все равно уйдет со временем, даже если увлечется поначалу. Я могу только помочь развить в нем то, что заложено природой и родителями. И все-таки берет самых сложных детей, потому что надеется — если родители его поддержат, результат все-таки будет. Но поддерживают далеко не всегда, а в последние годы и того реже. Так что Булатову не с детьми трудно, как он говорит, а с родителями, которым на этих детей наплевать. Искусствовед Галина Стюхина знает Валерия еще с его учительских времен: — У него всегда душа болела за детей, не мог же он не видеть, что творится в деревне, что люди умирают духовно. Вот в этой сложной социальной обстановке 90-х и возникла его уникальная система: он буквально вытаскивал детей из бездуховности бытия — с помощью музыки, литературы и, конечно, изобразительного искусства. Плюс физическое развитие, плюс связь с природой. Если ты маленький внутри… Многие мальчишки приходят в клуб к Булатову, чтобы попросту научиться приемам драки, чтобы все их боялись. А он учит пацанов не проявлять силу и агрессию: ведь обида, злоба — удел слабого. Сильный человек великодушен и добр. Местные «хозяева улицы» пытались в первые годы существования клуба поставить на место подопечных Булатова, и силы были явно не в пользу его мальчишек. Но, как мне объяснили, один из законов рукопашного боя гласит: если на тебя движется превосходящая сила, надо уйти в сторону и дать этой силе вылиться. При этом обратив ее против себя же самой. Честно говоря, я смутно представляю, как это выглядело на практике, но в том бою противник явно понял, что с «пересветовцами» ему не справиться, хотя не было с их стороны ни жестокости, ни кровавого мордобоя. Участники той решающей схватки, когда местный подрастающий народ признал авторитет клуба, давно уже выросли, но детских уроков не забывают — они им и в «мирной» жизни помогают справиться с трудностями, не ломиться напролом, например, уступить, переждать. А еще ученики Валерия знают, как много значит по жизни сила духа. Булатов — совсем не богатырь с виду, многие ученики выше него и мощнее. Между тем ни один из этих натренированных парней не смог до сих пор победить учителя в бою. — Потому что я — больше, — говорит он, — потому что в бою важнее сила духа, а вовсе не накачанные мускулы и даже не владение приемами. Если ты маленький внутри, никакая техника не поможет.
Выпускники сельской изостудии, которую создал в Шелаболихе преподаватель местной школы искусств и руководитель военно-патриотического клуба Валерий Булатов, выдерживают конкурсы в лучшие художественные вузы России, на факультеты дизайна. Хотя есть среди его учеников и политики, и фермеры, и бизнесмены. Много военных, причем служат они не где-нибудь, а в элитном СОБРе, а то и в ГРУ. Мальчишек из этого патриотического клуба охотно берут служить в спецназ и десант, они легко поступают в военные училища. Все, кто сталкивался по службе с этими парнями, признают — Булатов умеет воспитывать настоящих воинов, патриотов. При всем при том его воспитанники — совсем не солдафоны. Арсению Фирсову еще год предстоит учиться в школе, и «кем быть», он пока не решил. Боюсь, что выбор у парня будет непростой: он окончил художественное и музыкальное отделения местной школы искусств, прошел десантную подготовку в летнем лагере, прекрасно владеет приемами рукопашного боя. «Знание — сила» Валерий и сам по образованию искусствовед — окончил Уральский университет. Он вполне профессиональный художник, обладающий редким даром переносить на полотно всю свою любовь к негромкой красоте родной земли. Он пишет стихи и сочиняет сказки, дружит с художниками и поэтами, музыкантами и журналистами. На выставке, которую устроили в галерее «Кармин» в прошлом году, среди работ его учеников был представлен и портрет Булатова кисти его друга Леопольда Цесюлевича. Стоит ли удивляться, что к такому талантливому человеку тянутся дети? А вот почему ветераны спецслужб из клуба «Вега» признали своим сельского учителя, выбрали его в члены своего клуба? А легендарный Кадочников, тот, что возродил в России систему рукопашного боя, подарил Валерию книгу с восторженной надписью? Валерий — книжный человек. В детстве он перечитал все книги из трех ребрихинских библиотек — вплоть до скучнейших сочинений Писарева и Белинского. Ребенком он был довольно хилым, ослабленным — как многие послевоенные дети. Что совсем не помешало ему стать лидером у соседских пацанов — во-первых, он им самые интересные книжки пересказывал. Ну и за характер, наверное, уважали — стержень в этом вундеркинде всегда был просто стальной… Тяжелую атлетику и самбо этот чудо-мальчик осваивать начал тоже по книгам — когда решил, что пришла пора стать еще и сильным. Реальные тренировки начались только в армии. «Я пришел из сибирских лесов…» Первую секцию по тяжелой атлетике Валерий нечаянно организовал сразу после армии. Он никого не звал, просто тренировался сам в спортзале, а местная ребятня потянулась к спортивному приветливому парню. Умный директор школы, заметив эту детскую тягу, тут же позвал бывшего солдата к себе. Валерий потом поедет учиться в Свердловск, будет вполне успешно работать в отделе культуры, уже в Шелаболихе, и все-таки вернется в итоге в школу, к детям. Это было в конце 80-х, на волне тогдашнего подъема российского образования. Очень недолгого, к сожалению. Народ поверил тогда в возможность перемен, и в школу пришли талантливые, яркие люди «со стороны». Одно из самых ярких моих журналистских впечатлений — творческая дача в Зудилово, где собрали летом 93-го финалистов «Учителя года» Алтая. Если б не видела своими глазами, ни за что бы не поверила, что «педагоги» могут быть такими — раскованными, веселыми, с такой творческой фантазией. Там, на даче, мы и познакомились с Валерием. Он, правда, держался немножко особняком, но такой уж у него характер — Булатов всегда был сам по себе, ни на кого не похожий. — В АКИПКРО работал в то время Владислав Никитин, — вспоминает Валерий, — это был гениальный педагог. Он-то и открыл мне глаза, что детей надо не рисованию учить, а воспитывать в них личности. Валерий начал работать по системе знаменитого Неменского, но, по сути, уже создавал свой собственный метод. Основанный на интуиции и экспромте. Он всегда тонко чувствовал детей, их сиюминутный настрой, и урок выстраивал в зависимости от этого. Людмила Зозуля, первый координатор конкурса «Учитель года Алтая», вспоминает, как московские дети хвостами ходили по школе за учителем из какой-то там Шелаболихи и уговаривали его продолжить урок. А он всего лишь рассказал столичным подросткам о сибирской деревне, об устройстве русской избы. Зашел в класс, бросил на стол журнал и сообщил: «Я пришел из сибирских лесов, где общался с русалкой и лешим…». Стихотворение он сочинил ночью накануне конкурсного урока. У Булатова никогда не было проблем с дисциплиной на уроке, дети у него всегда работали с азартом, шли вслед за учителем, который сам был увлечен… И все-таки он ушел из школы — для его мятежной натуры это были слишком тесные рамки, слишком мало оставалось времени на общение с детьми. Да и не вписывался он со своими «крамольными» методами в привычную школьную картину… По следам снежного человека — Что я мог дать ребенку за 45 минут? Ну да, дети увлекались, могли часами ходить под впечатлением от урока. А дальше что? Так родилась идея изостудии, где занятия проходили каждый день, где учитель мог уделить внимание каждому по отдельности, помочь ему в решении сложных подростковых проблем, призвав на помощь психологию. Так возник клуб «Три Вэ», «Три вершины». Вершины духа, разума и тела, которых может достичь взрослеющий человек. И долг учителя, уверен Булатов, помочь ребенку в этом трудном восхождении. Подставить ладони, подсадить. Тогда же начались регулярные занятия и в военно-патриотическом клубе «Пересвет». Идея его создания родилась опять же из желания помочь, научить тому, что умел сам. Первым его «подопытным» стал собственный старший сын. Впрочем, младшему досталось еще больше. Руслан воинскую науку начал осваивать хотя бы в подростковом возрасте, а Денис, тот с младенчества по снегу босиком бегал, вслед за папой и братом. Сосед-милиционер чуть дело не завел по розыску снежного человека, когда зимой обнаружил у себя в огороде следы босых ног. Тут надо отдать должное маме Руслана и Дениса. Светлана с редким для нашей сестры терпением всегда относилась к своему сложносочиненному мужу — с его поглощенностью делом, равнодушием к деньгам. И сыновей она доверила отцу безоговорочно. Валерий признается, что «Пересвет» начался с того, что у старшего сына, Руслана, начались проблемы на улице. Он просто хотел, чтобы подросток освоил несколько несложных приемов самообороны, научился не давать себя в обиду. Но к нему тут же пришли другие пацаны, друзья Руслана: «Валерий Дмитрич, и нас тоже научите!». Конечно, система подготовки воинов родилась не сразу. В основу лег «русский стиль» Алексея Кадочникова. Как известно, русский рукопашный бой, уходящий корнями в историю Руси, вещь совсем не простая. Это вовсе не искусство мордобоя, не стенка на стенку, а серьезная наука, философия жизни. Меч Перуна В июле у ребят из «Пересвета» каждый год бывает полевой выход, они уходят километров за пятнадцать от Шелаболихи и останавливаются лагерем в очень красивом месте, недалеко от села Батурово. По традиции в ночь на Купалу, 7 июля, в лагере всегда много гостей, — приезжают не только родители «пересветовцев», но и выпускники прошлых лет. Так что через ритуальный огонь сигают и дети малые, и народ постарше. А дальше — прыжок в реку и пробежка по горячим углям. Со стороны на все это смотреть страшновато, но нельзя не видеть, что детки получают удовольствие, испытывая себя. Тем более что старшие ребята ни на минуту не выпускают из поля зрения малышей. Вообще, отношения между старшими ребятами и новичками в клубе складываются как в хорошей семье — тех, кто меньше и слабее, никогда не обидят, с пониманием отнесутся к капризам девчонок. Хотя барышни из «Пересвета» легко справляются в бою с двумя-тремя противниками и вообще тренируются наравне с пацанами: боевая акробатика, кувырки, перекаты, обливание ледяной водой в крещенские морозы. В ходе таких тренировок и открываются скрытые до поры возможности человека. Ночью эти невероятные дети носятся по лесу с бешеной скоростью, без страха налететь на дерево или свалиться в овраг: они не просто видят в темноте, они чувствуют лес в такие минуты как часть самих себя. Родители часто приводят к Булатову «проблемных» детей. Кто-то боится влияния улицы: мол, как бы бандитом не стал, парню энергию некуда девать. Другие хотят, чтобы из рыхлого, изнеженного мальчика с лишним весом сделали настоящего мужчину. Правда, Валерий принципиально против того, чтобы насильно заставлять ребенка заниматься: — Он все равно уйдет со временем, даже если увлечется поначалу. Я могу только помочь развить в нем то, что заложено природой и родителями. И все-таки берет самых сложных детей, потому что надеется — если родители его поддержат, результат все-таки будет. Но поддерживают далеко не всегда, а в последние годы и того реже. Так что Булатову не с детьми трудно, как он говорит, а с родителями, которым на этих детей наплевать. Искусствовед Галина Стюхина знает Валерия еще с его учительских времен: — У него всегда душа болела за детей, не мог же он не видеть, что творится в деревне, что люди умирают духовно. Вот в этой сложной социальной обстановке 90-х и возникла его уникальная система: он буквально вытаскивал детей из бездуховности бытия — с помощью музыки, литературы и, конечно, изобразительного искусства. Плюс физическое развитие, плюс связь с природой. Если ты маленький внутри… Многие мальчишки приходят в клуб к Булатову, чтобы попросту научиться приемам драки, чтобы все их боялись. А он учит пацанов не проявлять силу и агрессию: ведь обида, злоба — удел слабого. Сильный человек великодушен и добр. Местные «хозяева улицы» пытались в первые годы существования клуба поставить на место подопечных Булатова, и силы были явно не в пользу его мальчишек. Но, как мне объяснили, один из законов рукопашного боя гласит: если на тебя движется превосходящая сила, надо уйти в сторону и дать этой силе вылиться. При этом обратив ее против себя же самой. Честно говоря, я смутно представляю, как это выглядело на практике, но в том бою противник явно понял, что с «пересветовцами» ему не справиться, хотя не было с их стороны ни жестокости, ни кровавого мордобоя. Участники той решающей схватки, когда местный подрастающий народ признал авторитет клуба, давно уже выросли, но детских уроков не забывают — они им и в «мирной» жизни помогают справиться с трудностями, не ломиться напролом, например, уступить, переждать. А еще ученики Валерия знают, как много значит по жизни сила духа. Булатов — совсем не богатырь с виду, многие ученики выше него и мощнее. Между тем ни один из этих натренированных парней не смог до сих пор победить учителя в бою. — Потому что я — больше, — говорит он, — потому что в бою важнее сила духа, а вовсе не накачанные мускулы и даже не владение приемами. Если ты маленький внутри, никакая техника не поможет.
Источник: brl.mk.ru