«Белый альбом»-2012

Елена Фанайлова: Свобода в кафе «Март». «Белый альбом»-2012. Об альбоме рок-композиций, впрочем, более разнообразном, чем рок (это один из самых эклектичных альбомов, которые мне удалось послушать за последнее время), об альбоме, который собирался Василием Шумовым, Артемием Троицким и Александром Липницким в поддержку протестного движения, в поддержку группы «Pussy Riot», в поддержку задержанных на Болотной площади, мы сегодня будем разговаривать. И даже исполнять некоторые композиции из этого альбома.
Елена Фанайлова: Свобода в кафе «Март». «Белый альбом»-2012. Об альбоме рок-композиций, впрочем, более разнообразном, чем рок (это один из самых эклектичных альбомов, которые мне удалось послушать за последнее время), об альбоме, который собирался Василием Шумовым, Артемием Троицким и Александром Липницким в поддержку протестного движения, в поддержку группы «Pussy Riot», в поддержку задержанных на Болотной площади, мы сегодня будем разговаривать. И даже исполнять некоторые композиции из этого альбома.

Елена Ф
За нашим столом — Василий Шумов, группа «Центр»; Александр Липницкий, продюсер, музыкант, сооснователь «Звуков МУ», он сегодня в роли музыканта группы «Гроздья виноградовы». Его соавтор — художник Герман Виноградов за столом, музыканты из группы «Художник» Володя Афонский и Иван Килар; Сергей Попов, который представляет группу «Алиби»; музыканты из группы «Штабеля» и ИБВЖ (И Богатая Внутренняя Жизнь) будут к нам присоединяться. Алексей Сочнев, редактор сайта «PublicPost», который производит информационную поддержку альбома, где все почти 350 записей выложены в виде шести альбомов.

Это проект политический или музыкальный?

Василий Шумов: Я думаю, это и то, и другое. Я считаю, что это проект современной актуальной музыки, а современная актуальная музыка включает в себя политические измерения.

Александр Липницкий: Для меня, как автора первоначальной идеи, это была чисто политическая акция в поддержку протестного движения со стороны музыкантов. Я подумал: что-то мы отстаем, сначала писатели пошли на свою прогулку, потом художники. Я позвонил Артему Троицкому, а он оказался как раз на «ОккупайБаррикадная», и озвучил эту идею. Вася Шумов, главный организатор проекта, уже на другое утро стал реализовывать проект. И это дело пошло, как лавина.

Елена Фанайлова: Сергей, вы сказали, что вы делали в Дубне концерт в поддержку группы «Pussy Riot»?

Сергей Попов: Да, мы делали небольшой концерт в поддержку группы «Pussy Riot». Выступали три группы — группа «Алиби», группа «ПорноФильмы» и группа «Цемент». Вечер закончился скандированием «Свободу „Pussy Riot“!» музыкантов и зрителей.

Елена Фанайлова: А люди из правоохранительных органов не любопытствовали?

Сергей Попов: Ходила женщина в мундире с какой-то папкой и что-то записывала. Но никаких последствий мы пока не почувствовали.

Елена Фанайлова: Леша, что за интерес сайту PublicPost поддерживать такой проект? Что вы за люди в белых майках, которые решили поддержать музыкантов?

Алексей Сочнев: Наш сайт занимается блогосферой, и конечно, мы читаем блог Василия Шумова, где он объявил о том, что подобный альбом будет выходить. И мы заинтересовались. Первоначально мы обратились к Василию с вопросом: а можно ли хотя бы 5-6 треков разместить, чтобы написать про эту инициативу? Василий сказал: «А не хотите, чтобы весь альбом вышел у вас? Вы потянете?». Мы сказали: «Конечно, потянем». Почему бы не поддержать хорошую инициативу. Кто будет выступать против честных выборов, против свободы политзаключенным?.. Любой, я думаю, демократически ориентированный сайт поддержал бы подобную инициативу.

Елена Фанайлова: К музыкантам из группы «Художник» обращаюсь. Ваш вклад человеческий, музыкантский, художнический.

Владимир Афонский: Для меня это проект-высказывание. Возможно, он не станет явлением, но он уже стал знаком. Мне кажется, он стал знаком того, что мы есть и мы будем. Помимо того, что я музыкант, я еще работаю в журнале «Большой город». И по роду работы мне приходилось быть на всех протестных митингах этой зимы и этой весны. И если как журналист я обязан быть объективным, то как музыкант я могу себе позволить определенную долю субъективности.

Елена Фанайлова: Мы послушаем. Но только перед этим Иван что-нибудь скажет?

Иван Килар: А я обычно пою.

Владимир Афонский: Мы споем песню «Шаг». Мы прошлой весной сняли на нее клип. Ночью пошли на Красную площадь, включили гитары и спели там, и сняли все это на видео. Этот клип лежит в Интернете. И тогда я не думал, что общество сделает шаги по направлению к собственной свободе. И меня это радует.

«Шаг за шагом, еще один шаг.

Я пляшу на месте, наблюдая, как

Год за годом с полотка течет вода.

И я пляшу на месте, ниоткуда в никуда.

Моя жена — Кремлевская стена —

Глуха, блудлива, острозуба и глупа.

За ней сменяются только имена.

И я пляшу на месте, ниоткуда в никуда.

Я пляшу на месте, ниоткуда в никуда.

И как бы погано мне ни было с утра,

Здесь нет костров, но есть сухая трава,

И тысячи таких же ниоткуда в никуда.

Я не сдаюсь. Вот мой редут, вот мой пульс».

Елена Фанайлова: Василий, когда я сказала, что альбом эклектичный, я имела в виду хотя бы вот что. Там есть песни разного периода. Я понимаю, как там оказался «Несчастный случай», «Шла Саша по шоссе» — потому что Кортнев пел эту песню на Сахарова. Как там оказались ВДВшники — потому что эти люди выступали в Интернете. Как там оказался Обломов, Собчак, Парфенов — потому что это телепроект. Эти песни, эти треки были созданы в основном до начала протестного движения или, наоборот, протестное движение их породило?

Василий Шумов: Напомню, что это, скорее, гражданская акция, нежели музыкальный проект, как продюсерский проект, музыкальные номера. Мы приглашали ребят поддержать протестное движение, поддержать резолюции митингов на Болотной и Сахарова. И все, кто откликнулся, прислали треки, какие у них есть. Допустим, у нас есть инструментальные композиции, в которых вообще слов нет. У нас есть совершенно навороченная, авангардная «электроника» современная. Но авторы этой навороченной «электроники» поддерживают протестное движение, и они в двух-трех предложениях объясняют, почему они хотят быть на «Белом альбоме». У многих людей была своя мотивация. Но я бы подытожил, что просто людей достало все, эта власть людей достала.

Елена Фанайлова: У вас и шансон есть на этом альбоме. Когда я пыталась прослушать этот огромный массив, я вспомнила слова Шумова, что этот альбом — это все протестное движение, от имперцев до ЛГБТ.

Александр Липницкий: Ну, нациков у нас все же нет. А Василий Шумов меня просто за руки удержал. Я хотел позвонить и Кобзону, и Алле Пугачевой с предложением дать свои песни на «Белый альбом».

Елена Фанайлова: Вот это было бы круто.

Александр Липницкий: А разве какой-нибудь гражданин какого-нибудь государства против честных выборов, или за то, что девчонки, спевшие свою песню, без суда сидят четыре месяца в тюрьме?.. Все нормальные люди. Поэтому я жалею, что Вася меня остановил.

Василий Шумов: За сменяемость власти. За Конституцию.

Александр Липницкий: Все заинтересованы, в том числе и деятели так называемой попсы. Но я хочу заметить, как складывались знаковые моменты «Белого альбома». В эфире моей программы на радиостанции был Юра Шевчук, это было буквально на третий-четвертый день после Васиной идеи «Белого альбома». И я его спросил об этом, а он сходу сказал: «У меня есть песня про свободу. Мне кажется, она вам очень подойдет». И после того, как я сказал, что у нас есть песня о свободе группы «ДДТ», Вася сказал: «Вот теперь эта песня может многое вокруг себя организовать».

Елена Фанайлова: «Свобода» Шевчука — это некоторая романтическая свобода. Наверное, это одна из самых романтических песен или композиций в альбоме. Еще, может быть, композиция Кутикова тоже достаточно романтичная. А у группы «Хроноп» свобода — это «старая баба об одной ноге». Там есть и вполне критические, и иронические описания свободы. Сергей, какова ваша свобода? И может быть, вы нам свою песню покажете?

Сергей Попов: Ту песню, которую я собираюсь петь, я написал после думских выборов специально к президентским. И если хотя бы несколько человек, благодаря этой песне, не голосовали за Путина, я буду очень рад.

Но когда-нибудь ты уйдешь.

Мы сотрем с неба грязь и ложь.

Солнце встанет белым-бело

Твоей серой душе назло.

И проводит тебя до ворот

Твой великий и добрый народ.

Возьми тапочки, не скучай.

Мы сказали тебе «Прощай!».

Твои министры

Пьют из канистры.

В канистре не видно дна.

Твои холопы

Порвали ж…

За миски и ордена.

Твои держиморды

Нам давят аорту

Подкованным сапогом.

Твой телевизор

В стразах и ризах,

А пахнет всегда дерьмом.

Твои миллионы

На наши гонд…ы

Меняем один к одному.

Твоим «нашистам»

И прочим чекистам

Справим тюрьму и суму.

Твои обещанья

Встречает молчанье.

Кого ты зовешь в астрал?

Четыре срока —

Побойся бога!

Как ты заколебал…

Но когда-нибудь ты уйдешь.

Мы сотрем с неба грязь и ложь.

Солнце встанет белым-бело

Твоей серой душе назло.

И проводит тебя до ворот

Твой великий и добрый народ.

Возьми тапочки, не скучай.

Мы сказали тебе «Прощай!».

Прощай! Вова, прощай!.

Елена Фанайлова: Я заметила, что Путин — один из главных героев «Белого альбома». Там есть героини — «Pussy Riot», которым посвящено около шести песен, но главный герой — конечно, Владимир Владимирович Путин. И он, скорее, является фигурой комической. Например, такое славное кантри: «Эй, мистер Путин, в моем пиве — таракан». Или: «Путин летит над Землей, Путин во всем молодец, строгий во всем и прекрасный». Я бы сказала, что скоморошеские традиции русского рока вполне на «Белом альбоме» представлены.

Леша, у вас есть какие-то любимые композиции на этом альбоме?

Алексей Сочнев: Практически все композиции мне полюбились, потому что мне, может быть, единственному, кроме Василия, пришлось их все послушать. Здесь говорили о композициях без слов. А когда много слов и очень много политики, а она там практически везде… Очень приятно слушать инструментальные композиции, джазовые. Один композитор прислал, как он играет на пианино какую-то композицию — тоже очень интересно. Я для себя открыл массу новых групп. Если говорить о комическом, там есть песня, где молодой человек поет: «Мой папа — Путин». Но я не знаю, что конкретно выделить. Было бы глупо кого-то обижать. Это некая мозаика. Какое наше общество — такой и «Белый альбом».

И продолжая разговор по поводу поп-исполнителей. К нам приходили письма, где спрашивали: «Почему так мало поп-певцов? Неужели все боятся и никто не хочет поддерживать?!». На альбоме есть, на мой взгляд, очень перспективная и популярная певица в Интернете — это Даша Люкс, очень неплохая вещь. Подобных композиций у поп-певцов я не слышал уже много лет. Там не про любовь-морковь. «Наша страна» — песня очень интересная. Она мне запомнилась, просто в голове сидит. И конечно, хит «Белого альбома», по мнению нашей редакции, по мнению главного редактора Наргиз Асадовой, — это песня «Автозак», группа «НеВры». Она могла бы стать гимном всего «белоленточного» движения. «Самый модный транспорт сейчас — автозак». То есть все выбирают автозак.

Елена Фанайлова: Возвращаясь к теме юмора, сатиры, пародии и скоморошества, я бы сказала, что на альбоме есть несколько вполне абсурдистских композиций. Я с радостью передаю слово Липницкому и Герману Виноградову, точнее сказать, я хочу, чтобы вы, наконец, взяли в руки инструменты и представили нам свой музыкальный вклад в дело «Белого альбома».

Александр Липницкий: Я представлю Германа, который в Москве на протяжении десятилетий является одним из самых активных мастеров перформанса, концептуального творчества.

Елена Фанайлова: Герман — культовая фигура для арт-сообщества Москвы. И сегодня он в белых одеждах.

Александр Липницкий: Участие таких персонажей дает «Белому альбому», я считаю, очень интересный угол зрения. Абсурдность ситуации — когда в XXI веке нас возвращают в 30-ые годы прошлого века. Конечно, концептуалисты не могут остаться в стороне.

Герман Виноградов: Я вчера услышал высказывание композитора Тарнопольского о том, что авангард протестен просто по природе своей.

Елена Фанайлова: Вы этот текст услышали на Радио Свобода, я думаю.

Герман Виноградов: Да. Поэтому не будучи политизированным изначально, я принимал участие в разных выставках, в том числе «Осторожно, религия!» и нескольких других. И результатом были первые попытки общества эту свободу и понятие толерантности развить каким-то образом. Этот опыт мне многое дал, косвенно на меня, как на художника, все это оказывало влияние. И у меня естественным образом стали рождаться песни. У меня не было задачи написать протестную песню, но атмосфера общества такая, что почему-то мне показалось, что актуален сейчас Мусоргский, «Борис Годунов» и «Хованщина». И последний из альбомов, который сейчас в стадии написания, так и называется «Хованщина», ну и «Борис Годунов» тоже. Две песни присутствуют на «Белом альбоме». Одна — от группы «Родная», одна — «Гроздья виноградовы», «Да-да! Ку-ку! Бе-бе!». Я сделаю попурри.

«Путин гавкнул — народ безмолвствует

Я сегодня сам не свой.

Прихожу к себе.

Что я вижу — Боже мой!

Да-да! Ку-ку! Бе-бе!

Но недолго я растерянным стоял,

Очень ловко себя за уши я взял.

И подпрыгнув через голову вперед

Дал тогда Да-да! Ку-ку! Бе-бе! я задний ход».

Путин гавкнул — народ безмолвствует».

Герман Виноградов: Конечно, мне абсолютно небезразлична была судьба девушек «Pussy Riot», поскольку часть из них — это мои друзья. И даже дочка Гера играла с моей дочкой Василисой, и Геру назвали даже в честь меня в каком-то смысле. Свободу «Pussy Riot»!

Елена Фанайлова: К нам присоединились музыканты группы «Штабеля» Дмитрий и Андрей. И Андрей из группы «ИБВЖ» («И богатая внутренняя жизнь»).

Я бы хотела сказать о «Белом альбоме» как о «Белом альбоме» — об альбоме «The Beatles» 68-го года. «Белый альбом» — это самый известный альбом группы «The Beatles», самый продаваемый…

Александр Липницкий: Сомневаюсь. А «Sgt. Pepper’s…»?

Елена Фанайлова: По крайней мере, этот знаменитый «двойник» в последние годы возглавляет разные серьезные международные списки лидеров музыкального влияния, он обозначил серьезную политическую составляющую рок-музыки. И он самый, если можно так сказать, эклектичный во всем творчестве «The Beatles», там масса всяких музыкальных стилей. Отчасти ваш «Белый альбом» цитирует эту эклектику. Альбом действительно знаковый. Василий, у вас были какие-то амбиции соответствовать этому проекту «The Beatles»? И как вы себя мыслили в этом контексте?

Василий Шумов: Абсолютно никаких амбиций не было. Просто когда я размышлял по поводу того, что можно сделать, как акции музыкантов, в поддержку протестного движения, на меня снизошла концепция «Белого альбома». Потому что белый цвет — это цвет оппозиционного движения — белые ленточки, «Белый круг» был на Садовом кольце. То есть все, что связано с белым цветом, — это цветовая идентификация современного протестного движения. Что касается «The Beatles», то это мой любимый альбом у них. У каждого человека спрашиваешь: «Какой твой любимый альбом „The Beatles“? Очень приятно. Значит, мы вместе». Это во-первых. Во-вторых, альбом, действительно, совершенно эклектичный — чего там только нет! Там есть авангард, нарезанная, коллажная из магнитофонной пленки песня «Revolution 9», а на другом конце — совершенные шедевры, типа песни Харрисона «While My Guitar Gently Weeps», моя одна из самых любимых у «The Beatles» вообще. А также там есть песня «Back in the USSR», куда мы, в принципе, сейчас и попали, песня «Revolution», а слово «революция» не чуждо русскому человеку, и есть песня «Blackbird», которая хотя и про птичку, но потом Маккартни объяснил, что эта песня в поддержку гражданского активиста Анджелы Дэвис.

Алексей Сочнев: Все песни на перечисленные темы есть и в нашем «Белом альбоме», причем резаные магнитные ленты тоже есть — это Вова Синий из Челябинска. Они были известны тем, что нарезали и делали подобные песни. Про революцию тоже есть. Про поддержку «Pussy Riot», как девушек, которые представляют феминистское движение, тоже есть.

Василий Шумов: В резолюциях митингов на Болотной и Сахарова были и политзаключенные. Это не только в отношении девочек из группы «Pussy Riot», а вообще всех политзаключенных. Сейчас в Питере идет процесс — фабрикация дела против 12 «другороссов». Я был недавно на гастролях в Питере, встречался с Андреем Дмитриевым, который один из этих 12-ти, и он мне рассказал, что происходит, дал материалы дела, его адвокат предоставил, чтобы просто ознакомиться. Там идет фабрикация дела по политическим причинам, чтобы наказать оппозиционеров, которые наиболее радикальные в Питере. Так что это не только в поддержку «Pussy Riot», но и в поддержку этих 12 «другороссов» в Питере.

Елена Фанайлова: А Сергей Попов рассказал, что он поддерживает и как активист, и как музыкант одного из молодых людей, он ученый из Дубны, он поехал 6 мая на Болотную, и оказался задержанным. Сейчас там тоже идет такое дело.

Я хочу попросить Василия выступить в роли не только продюсера, но и музыканта.

Василий Шумов: На «Белом альбоме» наша песня, группы «Центр», называется «Танец пуделя». И два слова перед этой песней. Наверное, у нас есть люди, которые живут только ради своей шкуры. Кстати, пенсионеры у нас — на мой взгляд, самая реакционная прослойка. Ему 100 рублей добавили к пенсии, и он за Путина голосует обеими руками.

Елена Фанайлова: Василий, я протестую! Не все пенсионеры такие. На Болотной я видела таких пенсионеров, что всем молодым дадут фору!

Василий Шумов: По крайней мере, такой менталитет есть у наших людей: мне хорошо, а все остальное пусть горит синим пламенем.

«Мне хорошо, хорошо, хорошо,

Я езжу в отпуск в Италию

мы с женой там арендуем машину

я хочу, чтобы об этом знали вы

я хочу, чтобы об этом все знали

мне хорошо, хорошо, хорошо,

я не революционер

и никогда им не был

так берите с меня пример

дети, берите с меня пример

мне хорошо, хорошо, хорошо,

ну сколько нам можно борьбы

я существую нейтрально

как вдоль дороги столбы

как у кладбища столбы

я существую эксклюзивно

мне хорошо, хорошо, хорошо,

для меня это главное

и не мне отвечать за то

почему творится противоправное

почему конституция у нас нарушается

это вопрос не ко мне

мне хорошо, хорошо, хорошо,

я не раскален добела

и особо не парюсь

что на несогласных фабрикуются дела

что на оппозицию фабрикуются дела

что у людей обыски происходят

это вопросы не ко мне

мне хорошо, хорошо, хорошо,

и не надо разводить страсти

что у меня есть пунктик

я люблю быть поближе к власти

поближе к финансированию от власти

мне хорошо, хорошо, хорошо,

так хорошо, хоть ты тресни

люблю дачу, рыбалку, туризм

и пою на корпоративах песни

я хорошо зарабатываю на корпоративах».

Василий Шумов: Это фрагмент песни, она очень длинная. А кто хочет — может послушать, на «Белом альбоме» она выложена полностью.

Елена Фанайлова: Мы с Липницким утверждаем, что это не про пенсионеров.

Александр Липницкий: Очень часто художник или поэт не может интерпретировать свое творчество. Эта песня вовсе не про российских несчастных пенсионеров.

Василий Шумов: Она началась как комментарий к шкурникам-музыкантам, которые пристроились при власти, которые лабают на закрытых «корпоративах», и им хорошо. Вы их не встретите ни на Болотной, ни на Сахарова, их нет на «Белом альбоме». Они сидят и помалкивают, как будто ничего не происходит. Афиши висят по городу, а их нет. Вот им хорошо, потому что они где-то ездят, их возят, им дают какие-то деньжата — все, им хорошо. Но при более расширенном взгляде я туда еще бы добавил часть пенсионеров, которым за 100 рублей к пенсии — и они будут за Путина глотку рвать. Его не интересует, что будет с его сыном, внуками, ему главное в данный момент — 100 рублей дали. Это то же самое, как ходят на Поклонную по 500 рублей «Почта России». Они за эти 500 рублей готовы на все.

Елена Фанайлова: Шумов, мы с Липницким все-таки хотим защитить пенсионеров с другими взглядами.

Василий Шумов: Не все. Вот вы — порядочные пенсионеры, я надеюсь.

Александр Липницкий: А я защищаю твою песню, которая гораздо шире по смыслу.

Василий Шумов: Не все у нас такие пенсионеры, но их много.

Елена Фанайлова: Давайте мы группе «Штабеля» дадим слово. Дима и Андрей, расскажите о мотивах вашего участия в «Белом альбоме».

Дмитрий: На «Белый альбом» мы отправили свою песню, которая называется «Хороший товар». Это относится к тому, что можно людей купить за какие-то деньги, направить на митинги, на которые никто не ходит, воспользоваться их свободой, приобретая ее за материальные ценности какие-то. Наша песня поется про торговлю людьми, но все это подразумевает не прямолинейную торговлю органами, трансплантантами, а именно то, что человек покупается за деньги, его голос, его поездка куда-то, его мнение, его сущность.

«Хороший товар поступил на прилавки

В виде людей, поиграй с ними в прятки.

Не ради потехи, а ради забавы

Купить человека теперь так актуально.

— Скажите, а у вас продается что-нибудь особенное?

— Да, конечно, пройдемте со мной, вот, смотрите…

— Но это же люди?!

— А что вы хотели, в наше время все продается!

Будете брать? Будете брать? Будете брать?

Тела продаются на склонах обочин,

Бывают живые, бываю не очень.

Товар дефицит, нуждается в спросе.

Купить человека теперь нету вопросов.

— Скажите, а у вас продаются живые люди?

— Нет, остались только убитые раком подростки.

— Убитые раком мне не подходят. Я хотела салат,

хотя, может, сгодятся на фарш…

Будете брать? Будете брать? Будете брать?

Хороший товар поступил на прилавки.

Новый товар поступил на прилавки.

Свежий товар поступил на прилавки.

Редкий товар поступил на прилавки».

Елена Фанайлова: А вы — панки?

— Да, мы — панки.

— Мы культурные панки.

Елена Фанайлова: Андрей, группа «ИБВЖ», расскажите о своем проекте.

Андрей: Давайте я лучше расскажу о песне. Здесь проводились прямые аналогии с «Белым альбомом» «The Beatles» и с песней «Back in the USSR». А наша песня называется «Все на своих местах», которая присутствует на «Белом альбоме. Где описываются какие-то ключевые, знаковые события, характерные для Советского Союза, для режима „застоя“, а может быть, даже и раньше режима „застоя“. Все постепенно возвращается в советские рамки. Последнее, что я слышал, по-моему, введение уголовного преследования за клевету — прямая аналогия с СССР.

«Кремлевская стена, виды из окна

Партийные заседания, дружные голосования

Темные очки, проблесковые маячки

Выделенная полоса, специальные пропуска

Все на своих местах

Официальный прием и кредитный заем

Теплые места, старые друзья

Концерты к Дню милиции, разгоны оппозиции

Придворные политики, угодливые аналитики

Все на своих местах

Справедливые прокуроры и тайные надзоры

Жизненные неурядицы, но это все скоро наладится

Преданные сторонники, идейные поклонники

Всепонимающая интеллигенция и секретная корреспонденция

Все на своих местах

Кремлевская стена, сплошная полоса

Темные очки, проблесковые маячки

Неподкупная полиция, специальная юрисдикция

Позитивные тенденции и VIP-преференции

Все на своих местах».

Елена Фанайлова: В 80-ые годы у рок-н-ролла был один враг — это советская власть. Я очень упрощаю ситуацию, но, допустим, это так. Я слушала «Белый альбом», и мне казалось, что у современных музыкантов врагов довольно много, что они как-то размножились. Это и перечисленные в тексте Андрея персонажи, и перечисленные в песне Василия персонажи и персоналии, и так далее. То есть, помимо власти, это еще и мир капитала — через весь «Белый альбом» эта линия проходит. В общем, много разных врагов. Рассматривая ретроспективно историю, рок-н-ролл сыграл свою революционную роль перед 91-ым годом. Насколько вы чувствуете в себе революционный потенциал сейчас? И можно ли одним лозунгом «Путин, уходи!» или отставкой Путина изменить ситуацию в стране?

Василий Шумов: Я был недавно на одной радиостанции в ночном эфире. Пришел с гитарой и исполнял свои песни. Я хотел познакомить слушателей со своими новыми композициями, которые на алкогольную тематику, как форма протеста «Ударим на террор жуликов и воров „белой горячкой“!». Есть такая старая, советская схема. Песни про выпивку, про алкоголь и все, что с этим связано, внутренний мир алкоголика. Но звонящие на радио требовали песен протеста. И я точно могу сказать, в чем потенциал: люди хотят песен протеста. Это востребовано, это то, что сейчас ожидается, по крайней мере, те, кто звонил в эту радиопередачу, они ждут от меня. У меня большой репертуар, начиная с 80-х годов, есть и лирические песни, есть песни абстрактные, авангард, концептуальные. Но сейчас люди хотят песен протеста.

Елена Фанайлова: Давайте молодых товарищей послушаем. Кто ваши враги? Кто ваши друзья?

Дмитрий: Мне кажется, что врагов достаточно, и у каждого социального слоя определенные враги более конкретизированы. У молодежи одни враги, у людей, занимающихся бизнесом, другие враги. Кого в чем ущемляют, тот больше и не нравится, против того они и протестуют.

Алексей Сочнев: Конкретно у нашего сайта врагов, наверное, нет… пока. Вот вы говорили про лозунг «Путин, уходи!». Тут очень легко представить. У нас есть вертикаль власти, которая выстроена под определенного человека, он ее выстраивал так, как ему удобно жить, удобно жить его семье, его окружению. А все нижестоящие начальники всегда повторяют мир своего босса, только в мини-варианте. И эта пирамида выстраивается вниз. Если Путин сменится, то и этой вертикали уже не будет, будет какая-то другая система, в которой будет комфортнее жить человеку обычному, не приобщенному к «общаку» людей рядом с Путиным. То есть все упирается в вертикаль. И все враги, которых перечислили ребята, они все в этой вертикали выстроены одним человеком под его мировоззрение.

Андрей: Вопрос, наверное, не столько даже в вертикали, сколько в ментальности этой вертикали. Эта вертикаль пробуждает все самые низкие человеческие качества — жлобство, попытка «срубить бабла». И эта вертикаль работает только потому, что существует менталитет именно такой. У нас есть песня «Путин живет в твоей голове», эта строчка — это припев, а вся песня полностью состоит из цитаты девушки Светы из Иваново. То есть это рэп, а в припеве идет: «Путин живет в твоей голове».

Александр Липницкий: Я бы не сказал, что во властной вертикали все люди одинаковые. Мы имеем пример человека, которого сейчас немножко забыли за последними протестными акциями, но это «дело Ходорковского», который первым понял: чтобы его дети и внуки в этой стране жили спокойно и могли бы вырасти честными людьми, надо менять правила игры. Он первым взбунтовался. И я считаю, что за поддержкой политзаключенных он фигура номер один, потому что он вышел, что называется, из стаи. Очень важно — человек.

Елена Фанайлова: А можно ли сказать, что музыканты сейчас стали частью гражданского общества, что они себя осознают как некоторая граждански ответственная группа людей?

Александр Липницкий: Я считаю, что это неправильная постановка вопроса. Музыканты всегда были частью гражданского общества, просто проект «Белый альбом» в какой-то степени их объединил. Лидеры рок-движения 80-х годов — Юрий Шевчук, группа «ДДТ», Борзыкин, группа «Телевизор», группа «Центр», группа «Звуки Му» — мы всегда были частью гражданского общества. Не говоря уже о «Кино». Я не хотел давать архивные материалы для «Первого» канала, который делал фильм к 50-летию Виктора Цоя. Потому что я считаю, что таким людям, как Константин Эрнст, примазываться к таким людям, как Виктор Цой, просто нельзя.

Елена Фанайлова: Может быть, мы устроим, наконец, jam session? Будет посвящаться «Белому альбому».

Василий Шумов: Мы уже говорили, на «Белом альбоме» «The Beatles» есть несколько песен, которые релевантны к нашей сегодняшней жизни. И там есть песня «Revolution», причем в двух вариантах. Одна — в авангардном, а другая — в более акустическом. Ну а мы сейчас сделаем как бы «jam» на основе акустической версии песни «The Beatles» «Revolution». И я хочу подчеркнуть, что у «The Beatles» альбом называется «The Beatles» — официальное название альбома. «Белый альбом» — это уже разговорное название, потому что у него обложка белая.

Елена Фанайлова: А я хочу напомнить, что эта обложка была концептуальной, сделана в свое время одним из самых известных художников современного искусства. То есть присутствие Германа Виноградова, как одного из лидеров современного искусства, более чем оправдано на «Белом альбоме»-2012.

Музыканты поют:

«You say you want a revolution

Well, you know

We all want to change the world

You tell me that it’s evolution

Well, you know

We all want to change the world

But when you talk about destruction

Don’t you know that you can count me out

Don’t you know it’s gonna be all right

all right, all right».

Источник: svobodanews.ru

Добавить комментарий