Шемякин: «У нас колоссальное наследие, но мы им не пользуемся» («Nashagazeta.ch», Швейцария)

Шемякин: «Не считаю себя неповторимым, наоборот, всю жизнь учусь»

В женевском Международном центре МГУ им. Ломоносова 14 июня открылась выставка эскизов выдающегося художника современности Михаила Шемякина к балетам по сказкам Гофмана, пишет швейцарская «Наша газета».

Шемякин: «Не считаю себя неповторимым, наоборот, всю жизнь учусь»

В женевском Международном центре МГУ им. Ломоносова 14 июня открылась выставка эскизов выдающегося художника современности Михаила Шемякина к балетам по сказкам Гофмана, пишет швейцарская «Наша газета».

Незадолго до приезда в Женеву для участия в проходящих здесь на этой неделе Днях России, Михаил Шемякин сказал: «70 лет отрыва русских художников от международной арены создали мнение у западных интеллектуалов, что Россия безнадежно отстала от всех течений, от того, что сегодня делается. И вот мне хотелось бы показать, что в России есть множество интереснейших художников, которых нужно показывать. Если мы будем что-то представлять на серьезном уровне. А не на том, на котором сейчас часто представляют Россию какие-то русские центры. Эти бесконечные матрешки, танцы оп-ля, оп-ля. Икра и водка. А хотелось бы показать, что мы действительно что-то умеем. И лицом в грязь не ударим. Благодаря таким людям, как Анатолий Карпов, который и задумал этот проект, в Швейцарию мы будем привозить настоящую русскую культуру».

Вместе с тем он затруднился сформулировать, что такое современное российское изобразительное искусство. «Это очень широкий вопрос. Так сложилось, что большая часть моей жизни прошла вне России. Но я много изучал старое русское искусство и слежу, конечно, за тем, что происходит сейчас. С телеканалом „Культура“ мы создали 21 серию цикла „Воображаемый музей Шемякина“, в котором как раз и прослеживалась общность идей… Вообще в России сложилась ситуация, как у Высоцкого: „Мне вчера дали свободу, что я с ней делать буду?“ К сожалению, за пределами России российское искусство считается сегодня провинциальным, вторичным. Увы, наша академическая школа, главная наша сила, наша гордость в прошлом, ослабевает, старые профессора умирают. А молодое поколение делает все с оглядкой на Запад. В эпоху соцреализма было много прекрасных мастеров, но есть у русских такая черта — стирать традиции, считать, что все, что было раньше — плохо. Это губит сегодня и изобразительное искусство. У нас колоссальное наследие, но мы им не пользуемся», — сетует художник.

На просьбу журналистов на пресс-конференции в Женеве поболее рассказать о своем творчестве Шемякин поведал: «Я работаю в разных стилях. Но в 1967 году, вместе с известным искусствоведом Владимиром Ивановым, 30 лет преподавшим в Мюнхене, а теперь ставшим священником, мы придумали такое понятие — „метафизический синтетизм“. На слух это звучит очень заумно, но на самом деле точно отражает то, чем мы интересовались и продолжаем интересоваться: изучением религиозных ритуалов — африканских, азиатских и прочих — и вычленением из них того, что нужно.

Еще я много лет работаю с фарфором, сотрудничаю со знаменитым Ломоносовским заводом, мы делаем там серию тарелок под названием «Полеты во сне и наяву», и другую — «Капли»: я наблюдаю, как капли падают, например, на раковину, а потом изображаю это.

В сентябре в России откроется выставка моих рисунков в стиле дзен — обожаю японское искусство! Параллельно я готовлю для Русского музея большую выставку «Тротуары Парижа», или «Фотоморфозы» — я работаю над ней уже 12 лет! Снимаю в Париже мусор под ногами, собачьи подтеки — ведь одна собака может пописать талантливо, а другая нет. Потом мои снимки проходят специальное сканирование и получается нечто, что, надеюсь, заставит посетителей предстоящей выставки внимательнее смотреть себе под ноги.

Работаю в театре — со Славой Полуниным, с театром «Дерево» и его руководителем Антоном Адасинским, сыгравшим роль Мефистофеля в «Фаусте» Сокурова. Устраиваю перформансы на площади Св. Марка в Венеции, последним было шествие карликов и великанов. Готовлю черно-белый фильм «Гофманиада». Оформил — 42 рисунка — книгу о моем друге Владимире Высоцком. Параллельно работаю с Союзмультфильмом над фильмом по сказкам Гофмана».

«Я вовсе не считаю себя единственным и неповторимым, наоборот, я всю жизнь учусь — в молодости 10 лет провел в этнографических музеях, изучая древнее искусство. Но я не подражаю, а все время показываю, откуда происходит то или иное в моем искусстве. У меня же самого учеников не много, зато много подражателей, мы даже готовим книгу „Фальшивый Шемякин“, — добавил он.

Женевская выставка Шемякина посвящена балету, хотя, как признался художник, этот вид искусства до определенного момента не любил.

«Я работал над оформлением обожаемой мною оперы „Любовь к трем апельсинам“ Прокофьева. И вот однажды вечером, перед сном, посмотрел по телевидению отвратительный американский фильм „Щелкунчик“, подумал, какое счастье, что я не работаю с балетом, и заснул. Но был разбужен звонком Валерий Гергиева, заявившим, что я должен немедленно бросить „Апельсины“ и заняться „Щелкунчиком“. Я человек и так не мягкий, а тем более, если меня ночью разбудить. И я сказал: Никогда!

Но Гергиев человек настойчивый, и его обеспокоенность судьбой этого уникального музыкального произведения, записанного в «рождественские», меня проняла. Я взял партитуру, нашел пометки Чайковского и Петипа, в которых четко обозначалось, например, «нападение снежной бури. Попытка убить Машу и Щелкунчика». А в советском музыковедении «Вальс снежинок» воспевался как «гимн красоте и юности». Вот такое полное непонимание. В общем, мы решили вывести эту мощную трагическую симфонию из состояния детского утренника и сделать такой балет, который можно показывать круглый год. И у нас получилось.

Ну, а потом я влюбился в балет, работать с которым оказалось гораздо сложнее, чем с оперой — ведь сцена должна постоянно оставаться пустой! Но я люблю преодолевать препятствия», — рассказал он.

Как признался Шемякин, людей, в той или иной степени повлиявших на него, очень много. При этом в его сентенциях звучит явное противопоставление поколений, времен и некоторое недоверие современной поросли художников.

«Среди людей, повлиявших на меня, назову Евгения Семешина, Леонарда Баскина, Михаила Шварцмана, Якова Семеновича Друскина, моего настоящего наставника. Среди музыкантов — Сергея Слонимского, Бориса Тищенко. У нас было очень интересный мир. Нам было сложно, но „им“ сейчас — пусто. Зато есть свобода: за те книги, которые я сегодня спокойно покупаю, в свое время дали бы семь лет», — говорит он.

На вопрос о своем предназначении Шемякин ответил: «Я как-то об этом специально не задумывался, но когда получаю письма, автор которых говорит, что мои работы спасли его от смерти, начинаю относиться к себе с легким почтением. Наверное, как и любой человек, я для чего-то рожден. В нашем роду — а у меня 12 тысяч родственников — все воины. Отец до конца жизни со мной не разговаривал, потому что я выбрал иной путь. Всю жизнь я рисую. Наверное, для этого и родился».

Детский фестиваль русской культуры на Бродвее

На Бродвее прошел шестой Детский фестиваль русской культуры (6th Annual Children’s Festival of Russian Culture), организованный некоммерческой организацией Russian American Cultural Heritage Center (RACH-C), сообщает «Русский базар».

Данный фестиваль является одним из главных событий в культурной жизни американского мегаполиса. Мероприятие приветствовали мэр Майкл Блумберг и генеральный консул Российской Федерации в Нью-Йорке Андрей Юшманов. Причем последний открывал фестиваль лично.

Многочисленных зрителей, собравшихся в роскошном здании манхэттенского центра Symphony Space, ждали выступления лучших детских коллективов Нью-Йорка. Национальные танцы, фольклорные песни, классические русские костюмы, уникальные сувениры — все это могли услышать, увидеть и приобрести гости фестиваля.

Сотрудники RACH-C и президент организации Ольга Зацепина уже много лет знакомят жителей Соединённых Штатов с русской культурой. Причём к русским традициям приобщаются не только «наши» иммигранты, которые долго живут или родились в Америке, но и англоязычные жители. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с каждым годом Детский фестиваль русской культуры, а также другие мероприятия RACH-C пользуется все большей популярностью, заключает портал.

Советское ретро популярно в Торонто

Базирующийся в Торонто портал «Русский Экспресс» взял интервью у лидера музыкальной группы «Ретро», снискавшей популярность у местной публики, бывшим выпускником Алма-атинской государственной консерватории Альбертом Абрамовичем.

«В основе успеха коллектива прежде всего люди, его составляющие. Нам удалось объединить музыкантов-профессионалов, каждый из которых сам по себе является исполнителем высокого класса. Это певец, заслуженный артист республики Казахстан Марат Максутов, пианист и аранжировщик Игорь Василевский, флейтист и композитор Дмитрий Варелас, саксофонист Аркадий Тульчинский, бас-гитарист Арчи Рогатский, ударник Ал Фитлеберг», — знакомит он читателя со своей группой.

«Не менее важно то направление в музыке, которое определяет лицо ансамбля. Мы называемся эстрадно-джазовой группой „Ретро“, и само это имя во многом диктует нам репертуар. Это старые добрые мелодии, которые, как говорится, ложатся на душу нашим слушателям. Они узнаваемы, с ними связаны воспоминания о молодости, о кумирах целого поколения», — продолжает он.

В пример он привел состоявшийся в прошедшем месяце их концерт «Любовь моя — мелодия!», который прошел в Бернард Бетел центре. Он был посвящен творчеству великого певца Муслима Магомаева. Слушатели словно перенеслись в то время, когда любимец публики блистал в концертных залах и на «Голубых огоньках».

Предпочтение в основном отдается отечественной музыке, но не только. «Как можно играть джаз без прикосновения к творчеству великих американцев?» — риторически вопрошает лидер группы.

Залогом успеха Абрамович считает профессионализм музыкантов, а также то, что концерты исполняются вживую. «Никаких фонограмм! Считаем унизительным для себя обманывать зрителей, пришедших на „живой“ концерт. Мы оправдываем их ожидания, и лучшим подтверждением этого являются даже не аплодисменты, которые смолкают лишь во время исполнения очередной композиции, а то, что в зале зачастую не хватает мест. Во время последнего концерта, например, пришлось „реквизировать“ диваны из других помещений Бетел центра».

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий