Знаменитому «машинисту» Александру Кутикову исполняется 60 лет.

Знаменитому «машинисту» Александру Кутикову исполняется 60 лет.
Разбудите меня среди ночи и спросите — кто главный продюсер русского рока? — и я моментально отвечу: Александр Кутиков. Вы можете сыпать в ответ десятками достойных имен, но я буду тверд и непоколебим: без Кутикова русская рок-музыка была бы другой — если бы она вообще была. И сегодня, когда Александр Викторович справляет юбилей, очень хочется спеть ему достойный панегирик: и не только потому, что этот человек написал музыку к песням, которые четыре десятка лет распевает вся страна. Он еще и сумел сделать так, что эта страна вообще стала слушать рок-музыку.
Разбудите меня среди ночи и спросите — кто главный продюсер русского рока? — и я моментально отвечу: Александр Кутиков. Вы можете сыпать в ответ десятками достойных имен, но я буду тверд и непоколебим: без Кутикова русская рок-музыка была бы другой — если бы она вообще была. И сегодня, когда Александр Викторович справляет юбилей, очень хочется спеть ему достойный панегирик: и не только потому, что этот человек написал музыку к песням, которые четыре десятка лет распевает вся страна. Он еще и сумел сделать так, что эта страна вообще стала слушать рок-музыку.
Знаменитому «машинисту» Александру Кутикову исполняется 60 лет.

Разбудите меня среди ночи и спросите — кто главный продюсер рус
Берем воспоминания любого рокера (да и поп-музыканта, что греха таить) 80-х — я гарантирую, что рано или поздно там встретится фраза: «и вот мы пришли к Кутикову», или «а Кутиков помог нам записать нашу первую пластинку», или «а Кутиков услышал нас на концерте и пустил к себе на базу». На той самой «кутиковской студии», которая потом станет лейблом Sintez Records, именно оттуда и вышли записи «Браво», «Nautilus Pompilius», «Арии», даже Леонида Агутина и «Рондо». Кутикова можно было назвать продюсером в самом настоящем, правильном, неискаженном смысле этого слова: он строил студию, ловил звук и фиксировал его. Злые языки, которые твердят «а на западе-то в то время сводили и писали круче» могут попробовать сконструировать машину времени, мотнуться в начало 80-х и попробовать построить в Москве звукозаписывающую студию. Кутиков — смог.

Удивительное дело — в то время, как многие музыканты мечтали о том, как бы вот так взять да и найти возможность записаться профессионально, по-настоящему, Кутиков просто делал все для того, чтобы эту возможность реализовать. Не ждать милостей от судьбы, а сделать все самому. Остальное — всем известно: на студию к Кутикову мечали попасть все московские рокеры — это была, пожалуй, единственная возможность получить в 80-е качественную запись.

В «Машине времени» он всегда оставался главным экспериментатором: Маргулиса тянуло в блюз, Макаревича — в джаз, а то и в авторскую песню. Кутикову было всегда интересно сделать что-то неожиданное, что-то неоднозначное. От него ждали пауэр-зонгов а-ля «Поворот» или «Скачки», а он выпускает в 1990 году альбом «Танцы На Крыше», сделанный по всем музыкальным европейским канонам: с яркими клавишными партиями, с элегантным саксофоном Сергея Мазаева и чуть отстраненной гитарой Дмитрия Четвергова. Даже клип «Троянский Конь» казался уж очень «ненашенским» — настолько он был сделан по зарубежным канонам, без оглядки на зачаточное постсоветское клипмейкерство. Проведите эксперимент — отключите звук, чтобы не был слышен русский текст. И кто скажет, что это видео снято на песню главного русского рокера?

Александр Викторович и сегодня не перестает удивлять. Он мог бы уже давно почивать на лаврах — заслуг одной «Машины времени» хватает на весьма и весьма солидную биографию. Но и сегодня он полон настоящего юношеского задора и жажды эксперимента. Он пишет новые песни и записывает отличный сольник «Демоны Любви». Он возрождает «Нюанс» и начинает играть сольники — а запись его концерта во МХАТе, может быть, на сегодняшний день одно из лучших российских рок-видео: специальный анимационный видеоряд, потрясающая подборка песен, прекрасно сведенный звук… Кутиков по-прежнему остается перфекционистом: он или делает «на отлично» или не делает вообще.

Он и сегодня полно идей и планов, он пишет новые песни, играет концерты и выпускает пластинки. Музыкант, продюсер, звукорежисер — и замечательный человек. Звуки поздравляют Александра Викторовича с юбилеем — счастья и новых песен!

Источник: zvuki.ru

Добавить комментарий