«Бурановские Бабушки»: синдром Компай Сегундо

«Бурановские Бабушки»: синдром Компай Сегундо
Жизнь подтверждает древнюю мудрость: «Нет пророка в своём отечестве». Успех «Бурановских Бабушек» невольно заставляют вспомнить судьбу кубинского музыканта Франсиско Репиладо (Francisco Repilado), более известного как Компай Сегундо (Compay Segundo).

Жизнь подтверждает древнюю мудрость: «Нет пророка в своём отечестве». Успех «Бурановских Бабушек» невольно заставляют вспомнить судьбу кубинского музыканта Франсиско Репиладо (Francisco Repilado), более известного как Компай Сегундо (Compay Segundo).

«Бурановские Бабушки»: синдром Компай Сегундо

Будучи одним из самых активных представителей так называемой «традиционной тровы» (trova — авторская песня) в 1930-40 годах, Компай Сегундо прожил долгие годы в практически полной безвестности. Он продолжал при этом петь и выступать, однако местные средства массовой информации и студии звукозаписи просто игнорировали его, считая его искусство безнадёжно устаревшим. Каким же было удивление всех, когда получив приглашение испанского продюсера, Компай сумел битком набить зал Карбонерия (Sala Carbonería) в Севилье, а его диски пошли нарасхват по всей Европе.

Его начали постоянно приглашать на гастроли, а песня «Чан-Чан» (Chan-Chan) стала не просто популярной, но даже эмблематичной. В то время ему было под 90 лет.

Поздно спохватившись, СМИ принялись судорожно навёрстывать упущенное: после полной безвестности, Компай занял первые места во всех рейтингах и чартах, всё общество окунулось в безудержную «компайзацию», его постоянно показывали по ТВ, передавали по радио, многие музыкальные коллективы включили его хиты в свои репертуары. Его популярность открыла двери к международному успеху целой плеяды традиционных музыкантов Кубы: Буэнависта Сошиал Клаб (Buenavista Social Club), Элиадес Очоа (Elíades Ochoa) и другие. Удачная смесь современного и традиционного — это навеянный постмодерном тренд современного искусства.

Тем не менее, случившееся выявило неспособность специализированной критики и средств массовой информации своевременно и правильно произвести оценку и продвижение местных талантов. Сам факт существования целого поколения, в своё время глубоко повлиявшего на облик национальной музыки, забытого специалистами и публикой, выявляет как минимум неправильное отношение к продвижению культурных ценностей. В погоне за лёгкой наживой студии звукозаписи, а за ними радио, телевидение, и все остальные СМИ больше работали не с лучшими, а с прибыльными.

Естественно, коль «Бабушки» напоминают случай Компай Сегундо, напрашиваются очевидные параллели, с естественным учётом факторов масштаба и культурных различий.

И главный вывод, тот же самый: налицо сбой в работе механизмов адекватного поиска талантов, их категоризации и продвижения. Именно когда эти механизмы плохо работают, и возникает возможность таких сюрпризов как «Бабушки», и правомерный вопрос: а почему мы вообще не знали о их существовании?

На лицо нехватка или отсутствие проектов, систематически и правильно выявляющих альтернативные таланты и доводящие их до широкой публики, исходя именно из соображений самобытности, оригинальности, качества, культурных центров. Возможно, в России существуют телеканалы, посвящённые группам, подобным «Бурановским Бабушкам», но я таких не знаю. И музыкальных телеканалов тоже не слишком много, а те, что есть, полны банальной попсой. В других странах, например, в Румынии пользуются успехом и радуют зрителей телеканалы, посвящённые традиционной музыке и культуре.

Россия — «тихая» страна в музыкальном смысле. Каждый держит свою музыку при себе, пряча её в наушники или в личные пространства, которые очень закрыты. Музыке приходится пробиваться исключительно через формальные и технические каналы, в отличие от других стран. Там её многоликое присутствие становится частью звукового фона каждого города, каждой улицы, и даже порой сосед позволяет себе буквально лупить ближнего по ушам реггетоном (reggaeton), сальсой (salsa), или последним хитом очередного идола эстрады. Я не говорю что это лучше или хуже, просто констатирую факт.

Следовательно, основную ответственность за продвижении культурных ценностей, в том числе и музыки, несут на своих плечах не только частные продюсеры, но и государственные учреждения культуры и средства массовой информации. И им следует держать ухо востро, чтобы радость открытия следующих бабушек или дедушек не была омрачена мыслью о том, что им очень долго, порой слишком долго, пришлось ждать своего признания.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий