Жизнь подтверждает древнюю мудрость: «Нет пророка в своём отечестве». Успех «Бурановских Бабушек» невольно заставляют вспомнить судьбу кубинского музыканта Франсиско Репиладо (Francisco Repilado), более известного как Компай Сегундо (Compay Segundo).
Жизнь подтверждает древнюю мудрость: «Нет пророка в своём отечестве». Успех «Бурановских Бабушек» невольно заставляют вспомнить судьбу кубинского музыканта Франсиско Репиладо (Francisco Repilado), более известного как Компай Сегундо (Compay Segundo).
Будучи одним из самых активных представителей так называемой «традиционной тровы» (trova — авторская песня) в 1930-40 годах, Компай Сегундо прожил долгие годы в практически полной безвестности. Он продолжал при этом петь и выступать, однако местные средства массовой информации и студии звукозаписи просто игнорировали его, считая его искусство безнадёжно устаревшим. Каким же было удивление всех, когда получив приглашение испанского продюсера, Компай сумел битком набить зал Карбонерия (Sala Carbonería) в Севилье, а его диски пошли нарасхват по всей Европе.
Его начали постоянно приглашать на гастроли, а песня «Чан-Чан» (Chan-Chan) стала не просто популярной, но даже эмблематичной. В то время ему было под 90 лет.
Поздно спохватившись, СМИ принялись судорожно навёрстывать упущенное: после полной безвестности, Компай занял первые места во всех рейтингах и чартах, всё общество окунулось в безудержную «компайзацию», его постоянно показывали по ТВ, передавали по радио, многие музыкальные коллективы включили его хиты в свои репертуары. Его популярность открыла двери к международному успеху целой плеяды традиционных музыкантов Кубы: Буэнависта Сошиал Клаб (Buenavista Social Club), Элиадес Очоа (Elíades Ochoa) и другие. Удачная смесь современного и традиционного — это навеянный постмодерном тренд современного искусства.
Тем не менее, случившееся выявило неспособность специализированной критики и средств массовой информации своевременно и правильно произвести оценку и продвижение местных талантов. Сам факт существования целого поколения, в своё время глубоко повлиявшего на облик национальной музыки, забытого специалистами и публикой, выявляет как минимум неправильное отношение к продвижению культурных ценностей. В погоне за лёгкой наживой студии звукозаписи, а за ними радио, телевидение, и все остальные СМИ больше работали не с лучшими, а с прибыльными.
Естественно, коль «Бабушки» напоминают случай Компай Сегундо, напрашиваются очевидные параллели, с естественным учётом факторов масштаба и культурных различий.
И главный вывод, тот же самый: налицо сбой в работе механизмов адекватного поиска талантов, их категоризации и продвижения. Именно когда эти механизмы плохо работают, и возникает возможность таких сюрпризов как «Бабушки», и правомерный вопрос: а почему мы вообще не знали о их существовании?
На лицо нехватка или отсутствие проектов, систематически и правильно выявляющих альтернативные таланты и доводящие их до широкой публики, исходя именно из соображений самобытности, оригинальности, качества, культурных центров. Возможно, в России существуют телеканалы, посвящённые группам, подобным «Бурановским Бабушкам», но я таких не знаю. И музыкальных телеканалов тоже не слишком много, а те, что есть, полны банальной попсой. В других странах, например, в Румынии пользуются успехом и радуют зрителей телеканалы, посвящённые традиционной музыке и культуре.
Россия — «тихая» страна в музыкальном смысле. Каждый держит свою музыку при себе, пряча её в наушники или в личные пространства, которые очень закрыты. Музыке приходится пробиваться исключительно через формальные и технические каналы, в отличие от других стран. Там её многоликое присутствие становится частью звукового фона каждого города, каждой улицы, и даже порой сосед позволяет себе буквально лупить ближнего по ушам реггетоном (reggaeton), сальсой (salsa), или последним хитом очередного идола эстрады. Я не говорю что это лучше или хуже, просто констатирую факт.
Следовательно, основную ответственность за продвижении культурных ценностей, в том числе и музыки, несут на своих плечах не только частные продюсеры, но и государственные учреждения культуры и средства массовой информации. И им следует держать ухо востро, чтобы радость открытия следующих бабушек или дедушек не была омрачена мыслью о том, что им очень долго, порой слишком долго, пришлось ждать своего признания.
Источник: rus.ruvr.ru