Спасибо, что… мертвый. Кем хотел быть Высоцкий, но не смог («Рабочий путь», Смоленск)

Спасибо, что… мертвый. Кем хотел быть Высоцкий, но не смог (
Цинизм напористой пиар — акции, развернутой Константином Эрнстом вокруг фильма Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой», ужасает. Поэтом и после его смерти продолжают торговать, причем весьма успешно. Совершенно очевидно, что продюсерам картины было недостаточно ожидаемого интереса зрителей к фигуре «шансонье всея Руси», пиарщики решили всеми возможными способами подстегнуть ажиотажный спрос публики на Высоцкого.

Цинизм напористой пиар — акции, развернутой Константином Эрнстом вокруг фильма Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой», ужасает. Поэтом и после его смерти продолжают торговать, причем весьма успешно. Совершенно очевидно, что продюсерам картины было недостаточно ожидаемого интереса зрителей к фигуре «шансонье всея Руси», пиарщики решили всеми возможными способами подстегнуть ажиотажный спрос публики на Высоцкого.

Спасибо, что… мертвый. Кем хотел быть Высоцкий, но не смог (

Издательство «Амфора» выпускает десятитомник «Собрание сочинений Владимира Высоцкого в 10 томах» с CD-приложением, ТВ ежедневно бомбардирует аудиторию животрепещущими подробностями о съемках фильма и программами о последних днях жизни Гражданина и Поэта… От этой мышиной возни начинает тошнить не только имеющих устойчивый иммунитет к «большим стиркам» и не прислушивающимся к тому, что «пусть говорят!» с экрана поклонников творчества Владимира Семеновича, но даже тех, кто был не прочь покопаться в грязном белье русского Сержа Гейнзбура. Но, тем не менее, эффект достигнут — эту картину посмотрят ВСЕ. И даже те, кому Высоцкий по барабану.

Говорить о художественных достоинствах психологического, по сути, экшн-детектива о событиях в Бухаре, произошедших за год до смерти барда, достаточно сложно. Их мало. Также нет смысла восхищаться новыми технологиями, которые применены авторами проекта, которые стремились создать максимально приближенный к реальности образ Высоцкого — об этом уже писано-переписано. Не будем и гадать о том, кто послужил «основой», на которую была наложена компьютерная «калька», Безруков или Вдовиченков. Скорее всего, последний — Буслову близка органика именно этого актера, сыгравшего главную роль в «Бумере» и «Бумере-2».

Зацикливаться на «слухах в виде версий» бессмысленно, все равно Никита Высоцкий считает, что оглашение имени человека, воплотившего на экране образ его отца, помешает целостности восприятия картины. Важно другое. Сама фабула проекта подталкивает к осознанию главной мысли: КАК символ эпохи становится продуктом, который выгодно продавать даже тем, кому он дорог. Наживаться на невероятной популярности поэта, спекулируя на чувствах простых людей, не имеющих ни малейшего представления о закулисной игре вокруг имени их кумира, которого сама жизнь (а кому не хочется жить хорошо?) подталкивает к «левым» концертам.

Вот, пожалуй, основная линия фильма, рассказывающая о понятных современниках материях — как под грузом бабла гибнет Личность. Высоцкий, превращаясь в товар, перестает быть творцом. Он больше не Поэт. Он — загнанная, обреченная лошадь, мечтающая уколоться и забыться, чтобы выжить в поединке со смертью, в котором победителей не бывает.

Очень многим, посмотревшим «Высоцкого», крайне не понравилось, что их идол показан слабым, уставшим от жизни человеком, к тому же измученным пристрастием к морфину. Они-то привыкли видеть в нем экранного Жеглова — бесшабашного, жесткого, прямолинейного! Им, не знающим о «Гамлете» и «Пугачеве» с Таганки, не понять, что Высоцкий играл Жеглова, отнюдь не натягивая на него свою поведенческую, психологическую «схему». Он всего лишь играл того, кем хотел быть, но не смог.

К счастью, ему удалось другое — спроецировать всю свою духовную (но не физическую!) мощь в оживших в хрипе строках, оставшись в Вечности. И в памяти людской — по данным опросов, проведенных ВЦИОМ в прошлом году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина. Но для этого необходимо перестать быть объектом спекуляции. Доказать самим фактом своего существования, что ты — матерый серый хищник, а не собака, с рождения привыкшая к ошейнику и поводку.

Изначально проект планировали назвать «Черный человек», затем концепция изменилась. Но антитеза очевидна — противостояние Поэта и «черного человека в костюме сером» — вездесущего гэбиста, которого играет Андрей Смоляков, хоть у Буслова извечная борьба свободы и власти оборачивается фарсом. Гэбист неожиданно вспоминает о том, что он тоже был рожден волком, и принимает сторону тех, кто находится по ту сторону красных флажков. Что ж, красивая вышла сказка, да финал ее все равно печален. Мысль о месте художника в мире, где все продается и покупается, не отпускает. В мире, где ни церковь, ни кабак, ничего не свято, по— прежнему все не так. Все не так, ребята…

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий