Песни о чем-то большем

Песни о чем-то большем
В прокат выходят «Отверженные» — масштабная и прочувствованная экранизация легендарного мюзикла, в котором бывший каторжник решает стать честным человеком, а парижские студенты строят баррикады в надежды на перемены к лучшей жизни. Вслед за театральной постановкой фильм напоминает о том, что мюзикл — это не только беззаботное развлечение, но и действенный способ при помощи песни донести до зрителя по-настоящему важные и серьёзные мысли, обратить внимание общественности на те или иные проблемы. Киноридус вспомнил еще несколько кинокартин, в которых музыкальный жанр смело сочетается с социальным высказыванием.
В прокат выходят «Отверженные» — масштабная и прочувствованная экранизация легендарного мюзикла, в котором бывший каторжник решает стать честным человеком, а парижские студенты строят баррикады в надежды на перемены к лучшей жизни. Вслед за театральной постановкой фильм напоминает о том, что мюзикл — это не только беззаботное развлечение, но и действенный способ при помощи песни донести до зрителя по-настоящему важные и серьёзные мысли, обратить внимание общественности на те или иные проблемы. Киноридус вспомнил еще несколько кинокартин, в которых музыкальный жанр смело сочетается с социальным высказыванием.
Песни о чем-то большем

В прокат выходят «Отверженные» — масштабная и прочувствованная экранизация легендарного мюзикла, в котором бывший к
Это сейчас, быть может, США кажутся страной, где всем нациям рады, но полвека назад проблема этнических столкновений стояла там чрезвычайно остро. Нью-Йорком, конечно, хотели править потомки белых эмигрантов, которые вовсе не собирались мириться с нашествием «неместных», в данном случае — пуэрториканцев. Авторы мюзикла показали противостояние двух уличных банд, взяв за основу бессмертную шекспировскую трагедию о Ромео и Джульетте, остающуюся актуальной во все времена. Тони и Мария погибли, но память о их любви заставила многих пересмотреть свои взгляды на болезненный «национальный вопрос». Так что сегодняшняя Америка обязана «Вестсайдской истории» не только за отличную музыку.

Лучшая песня: «America». Кинопризнание: десять «Оскаров», в том числе и за лучший фильм года.

Приход к власти нацизма — точно не тема для веселья, и кабаре здесь — это как пир во время чумы. Музыкальные номера не двигают сюжет, а скорее его оттеняют: пока на улице мир видоизменяется до неузнаваемости, внутри клуба «Кит-Кат» всё как прежде — и песни, и танцы, и смех. Разве что людей в форме становится всё больше и больше, ведь теперь они — не только хозяева города, но и главные участники затеянного Гитлером «представления». И хотя в фильме зритель следит в первую очередь за любовной драмой экстравагантной певицы Салли Боулз, «Кабаре» — тот случай, когда детально прописанный исторический фон куда важнее основного сюжета. Просто потому, что мы, в отличие от героев, знаем, чем всё это закончится.

Лучшая песня: «Money, Money». Кинопризнание: восемь «Оскаров».

Вот вроде бы — Гражданская война очевидным образом не лучший повод для музыкального фильма. И тем не менее и авторам фильма, и авторам песен (Юлию Киму и Владимиру Дашкевичу) удалось найти верную интонацию — здесь поют не от веселья, а от отчаяния. Что называется, пропадать — так с музыкой. Единственное желание Бумбараша — это просто мирно жить со своею любимой, но время не то, обстоятельства не те. Разлом эпохи разом перечеркнул многие судьбы, и выбирай, не выбирай — а в результате все равно вышел для каждого проигрыш. И хотя об этих трагических страницах нашей истории снято немало художественно удачных картин, нигде более не показан весь абсурд и ужас происходящего с такой щемящей выразительностью.

Лучшая песня: «Журавль по небу летит». Кинопризнание: приз за режиссуру на телефестивале в Ташкенте.

Не совсем мюзикл (во всяком случае, не мюзикл в том виде, в каком мы привыкли его понимать), но не упомянуть его в данном списке невозможно. Почти два часа танцев и музыки — притом, что героями не будет сказано ни слова. Да и героев как таковых здесь нет: автора здесь интересует не отдельная человеческая судьба, а полувековой пласт Истории. Не меняя места действия, Этторе Скола с лёгкостью переносит нас во времени, останавливаясь на самых драматичных моментах, пережитых французами в середине ХХ века. Победа Народного фронта, немецкая оккупация во время Второй мировой, война в Алжире, студенческая революция 1968-го — и для каждого события находится своя характерная мелодия.

Лучшая песня: «Michelle». Кинопризнание: французский «Сезар» и итальянский «Давид» за лучший фильм года.

Чикаго всегда считался центром преступного мира Америки, но одно дело — гангстеры, и совсем другое — преступницы-женщины. Убийство есть убийство, но оказывается, что важнее не сам факт злодеяния, зафиксированный в полицейском протоколе, а общественное мнение, которое создается путем манипулирования СМИ. Если историю «правильно» подать, то вполне можно стать знаменитостью, за судьбой которой пристально следят многочисленные читатели, — и избежать тем самым неминуемой смертной казни. История Рокси Харт отнюдь не высосана из пальца — аналогичные процессы и правда случались в 20-х годах прошлого века. Но что самое важное — нечто похожее порой происходит и в наши дни, на наших с вами глазах. Только в Америке «звёздам» поблажка теперь, кажется, не светит: закон для каждого одинаков.

Лучшая песня: «And All That Jazz». Кинопризнание: шесть «Оскаров», в том числе и за лучший фильм года.

Впервые в английской литературе сделав главного героя ребёнком, Чарльз Диккенс смог не просто максимально достоверно отобразить свою эпоху, но и создать историю, на которой могут воспитываться дети — и второе не менее важно, чем первое. Следующие за ним мюзикл и фильм сохранили и все ужасы быта лондонских беспризорников, и романтический настрой, свойственный бесшабашной молодости. От падения в бездну Оливера отделял всего лишь шаг — и зритель рад, конечно, что для него всё закончилось счастливо. Но не забыть лиц тех воришек, с кем ему пришлось столкнуться на своём пути, не забыть взрослых мерзавцев, использовавших его и им помыкавших. И не уйти от того факта, что юные правонарушители, не ведающие элементарного человеческого тепла, то и дело встречаются нам и сегодня.

Лучшая песня: «Consider Yourself». Кинопризнание: пять «Оскаров», в том числе и за лучший фильм года.

«Антимюзикл» одного из главных кинопровокаторов нашел отклик не только у фестивального движения, но и у зрителя, настроенного на «антиголливудскую» волну. Рассказ о слепнущей эмигрантке, для которой зрение сына становится важнее собственной жизни, полон перехлёстывающих через край эмоций — хотя в его основе лежит признание тотального человеческого равнодушия. Это не героиня Бьорк теряет зрение — это мир преступно закрывает глаза, отворачиваясь от искренних душевных порывов и не желая сделать лишнее усилие, чтобы разглядеть истину. И мюзиклы, которые так любит Сельма, становятся для неё лишь временным спасением. В настоящей жизни песня выручает отнюдь не всегда.

Лучшая песня: «I\’ve Seen It All». Кинопризнание: «Золотая пальмовая ветвь».

Хиппи — это не просто стиль жизнь, но в первую очередь — идеология. Причем оказавшая существенное влияние на мир 1960-70-х: кто знает, каким бы он в итоге стал, если б не те ребята с гитарами, проповедующие Любовь и Свободу. Однако уже в 1979-м фильм Формана воспринимался не как «актуальный», а как «исторический»: война во Вьетнаме закончилась, массовое движение сошло на нет, длинные волосы постепенно вышли из мужской моды. Но с годами значение этой работы только возросло, потому что картина пусть и не документально, но зафиксировала — кто они были, эти «дети цветов», чего хотели и какими способами пытались своего добиться. Благодаря мюзиклу можно точнее понять, почему мы помним о них до сих пор.

Лучшая песня: «Let The Sunshine In». Кинопризнание: два итальянских «Давида».

Вышедший под Новый год «фильм-праздник» (на таком жанровом определении настаивали тогда прокатчики) в своей основе гораздо серьёзнее, чем пытался в рекламных целях казаться. Это лишь на поверхности — развлекательная картина, а если вдуматься — нечастый случай по-настоящему критического высказывания в адрес советского строя. Серая масса, яростно противящаяся любому яркому пятну, — это ведь и была наша страна, в которой запреты встречались едва ли не на каждом шагу, а посадить в «кутузку» могли просто за «неподобающий» образ мыслей. Только вот когда об этом говорится «в лоб» — про это далеко не каждый захочет слушать. Форма мюзикла помогла в красочной «обёртке» донести до широкого зрителя элементарную в своей сущности мысль: нельзя допустить, чтобы подобное повторилось.

Лучшая песня: «Скованные одной цепью». Кинопризнание: «Ника» и «Золотой орёл» за лучший фильм года.

Революции не случаются просто так — и им далеко не всегда сопутствует успех. В своем романе Виктор Гюго широко обрисовал картину французской жизни начала XIX века, показав и каторжника, осуждённого за кражу буханки хлеба, и женщину, бесчувственно выброшенную на панель из-за необоснованного подозрения, и представителя власти, упорно убеждённого, что ошибки человеком не исправляются, а закон превыше всего. Всё это лишь частные случаи, лишь капли в океане, но однажды сдерживающие их преграды разрушатся — и тогда поток общественного возмущения станет фактором, с которым придётся считаться. Впрочем, не стоит питать не подтвержденных соцопросами иллюзий — иначе народный протест захлебнётся собственной кровью. Хотя и фильм, и лежащий в его основе мюзикл все-таки сохраняют пафос надежды.

Лучшая песня: «I Dreamed a Dream». Кинопризнание: три «Золотых глобуса», восемь номинаций на «Оскар».

Источник: ridus.ru

Добавить комментарий